ВЫБОР ИСТОЧНИКА
Комментарии Лопухина А.П. к Ветхому завету / Левит / Глава 17
1-2 Следующие постановления — запретительного свойства — восполняют данные ранее общие законы о жертвах и священном употреблении крови, относятся к повседневной, домашней жизни Израиля, а потому и обращаются не только к священнику, но и ко всему народу.
3-4 Устанавливается правило, чтобы всякое животное из числа употребляемых в жертву, даже и для обычного житейского употребления, закалалось при скинии. Основание закона — не в общесемитском воззрении, что всякое заклание есть eo ipso и жертва, а в предупреждении жертвоприношений другим богам и в возбуждении уважения к жизни даже животных. Несоблюдение закона приравнивается к убийству. Несомненно, впрочем, что закон рассчитан лишь на близость всей общины к святилищу, как было в пустыне. По вступлении же Израиля в Ханаан ему было разрешено закалать животных на всяком месте «во всех жилищах» (Втор 12:15) своих, рассеянных по всему Ханаану.
5-7 Вынесенная из Египта склонность к идолопоклонству побуждала многих, под предлогом заклания животных в пищу, приносить жертву на поле seirim, LXX: ματαίοις; (славянский: суетным), Акила и Симмах: pilosus (косматым), Вульгата: daemonibus — тем козлообразным или сатирообразным существам народной веры, которые наравне с Азазелом, вообще злыми духами, представлялись обитающими в пустыне (Ис 13:21; Мф 12:43; Лк 11:24). По блаж. Феодориту, «Бог знал нечестие некоторых, знал, что иные приносят жертвы демонам. Посему постановил, чтобы всякий желающий закалать тельца или овцу, или козу, приводил закалаемое к дверям скинии и там проливал кровь, мясо же вкушал дома» (вопр. 23 на Лев). В Талмуде целый трактат «Хуллин» посвящен вопросу о законном резании (шехита) животных.
8-9 Угроза истребления от народа возвещается всякому нарушителю закона централизации жертвоприношений.
10-14 Со всею строгостью и торжественностью воспрещается употребление крови по двум мотивам: 1) в крови седалище жизни, а человек имеет естественное отвращение вкушать самую жизнь, душу животного (ср. Быт 9:4), 2) вследствие такого значения крови она избрана Богом в очистительное (в кровекроплении) средство задуши людей у жертвенника Иеговы (ст. 11). Посему, затем, в некотором смысле священна кровь животных, убиваемых на охоте, следовательно вне отношения к жертвенному культу.
15-16 В связи с запрещением крови находится запрещение употреблять мертвечину — невелá и звероядину — трефа (ср. Исх 22:31; Лев 11:40; 22:8; Иез 4:14). В постановлении апост. собора (Деян 15:23-25) также одинаково запрещается кровь (αἱ̃μα) и удавленина (πνικτòν) — последняя потому, что из животного в таком случае не удалена кровь. Закон запрещает здесь употребление в пищу животного, умершего от руки человека. В талмудической литературе вопрос о признаках трефы и невелы породил причудливую казуистику, выразившуюся в тр. «Хуллин» (по перев. Переферковича, кн. 9-я, 1903, с. 174-224).
« предыдущая
16
17
18
19
20
следующая »
|