ВЫБОР ИСТОЧНИКА
Комментарии Лопухина А.П. к Новому завету / От Луки святое благовествование / Глава 8
1-3 Один ев. Лука делает замечание о женщинах, которые, во время проповеднических путешествий Христа с 12-ю апостолами, служили Ему своим имением.
2 Мария Магдалина — см. Мф 27:56.
Из которой вышли семь бесов. Это выражение обозначает чрезвычайную силу одержимости бесами: семь — на языке Св. Писания есть символ полноты (ср. Мф 12:45). По Иог. Вейсу, здесь указывается на то, что Мария семь раз в течение своей жизни подвергалась возвращению бесноватости. Что касается довольно распространенного рационалистического взгляда, будто бы Мария была просто крайне распущенная в нравственном отношении женщина, что и обозначил будто бы евангелист замечанием своим, то против такого понимания говорит употребленный и о Марии термин «исцеленная» (τεθεραπευμέναι), который означает чудесное исцеление от действительной, а не мнимой болезни беснования.
3 Домоправителя Ирода, т. е., по нашему, гофмейстера при дворе Ирода (вероятно, Антипы). Должность эта была видная (ср. Мф 20:8).
Жены эти служили Христу до самой Его смерти на кресте (см. Лк 24:10). Сусанна — личность неизвестная.
4-8 Притчу о сеятеле ев. Лука излагает сходно с Матфеем (Мф 13:3-9) и Марком (Мк 4:1-9), но с некоторыми сокращениями.
9-18 Объяснение притчи см. Мф 13:10-17 и Мк 4:10-25. Ев. Лука здесь более всего следует Марку.
9 Ученики — двенадцать апостолов (ср. 1-й ст.).
10 Так что — правильнее: чтобы (ἵνα) см. Мк 4:12.
14 Но отходя. Правильнее было бы перевести: «ходя» или живя (по-гречески здесь стоит гл. πορεύειν). Слова же: «заботами, богатством, и наслаждениями житейскими» представляют собою определение к слову «ходя» или обозначение мотивом «хождения». Люди, следовательно, слушают слово, но в своей деятельности водятся другими факторами-заботами и т. д. и через это подавляются как семена, растущие между тернами, и не достигают до зрелости.
15 В добром и чистом сердце, т. е. в нравственно прекрасном и добром (καλη̨̃ καὶ ἀγαθη̨̃) сердце, а таким сердце делается благодаря очищающему действию слышанного слова (Ин 15:3).
В терпении, т. е. постоянно держась слова. Это противоположение «отпадению», указанному в 13-м стихе.
18 Отнимется и то, что он думает иметь. Ев. Лука здесь более точен, чем Матфей и Марк: он говорит, что некоторые люди только воображают, что достигли известных успехов в нравственном усовершенствовании, а на самом деле они ничего не приобрели. И вот, скоро у таких людей отнимается также и эта утеха — пред ними раскрыто будет все их нравственное ничтожество...
19-21 О приходе к Христу Пресв. Марии и братьев его ев. Лука сообщает согласно с Марком (Мк 3:31-35; ср. Мф 12:46-50).
22-39 О переправе Христа с учениками на восточный берег Генисаретского моря и исцеление бесноватого ев. Лука сообщает согласно с ев. Марком (4:35-5:20; ср. Мф 8:23-27). При этом, впрочем, он делает некоторые изменения в частностях — смягчает, напр., в 25-м стихе обращение Господа к апостолам (где вера ваша? По Марку: что вы так боязливы? как у вас нет веры? ст. 40-й гл. 4-й) и в ст. 28-м заменяет выражение «заклинаю Тебя Богом» выражением «умоляю Тебя». Далее он прибавляет, что бесноватый был одержим бесами уже с давнего времени и в одежду не одевался (ст. 27), что демоны просили Господа не прогонять их в бездну, т. е. в преисподнюю (ст. 31; ср. Рим 10:7; Откр 9:1 и сл.). Бесноватый, по своем исцелении, проповедует о происшедшем с ним только по городу своему (ст. 39. По Марку: в Десятиградии, Мк 5:20).
40-56 О воскрешении дочери Иаира и исцелении кровоточивой женщины ев. Лука говорит вполне согласно с Марком (Мк 5:21-43; ср. Мф 9:18-26). Ев. Лука, впрочем, прибавляет, что дочь у Иаира была только одна (ст. 42), что на вопрос Христа ответил, — конечно, от лица учеников — Петр и что ответ этот не был несколько непочтительным, каким представляется ответ учеников у Марка (Мк 5:31), так как «все отрицались» (ст. 45). По ев. Марку, женщина трепетала оттого, что чувствовала происшедшую с нею перемену (5:53), а по ев. Луке потому, что она поняла, что поступок ее стал известен Чудотворцу.
51 Петра, и Иоанна, и Иакова. Ев. Лука из двух сынов Зеведеевых на первое место ставит Иоанна, как лицо более известное, а ев. Марк — Иакова (Мк 5:37).
52 Рыдали о ней — точнее: ударяли себя в грудь в знак печали о ней (ἐκόπτοντο αὐτήν).
55 И возвратился дух ее — это прибавление ев. Луки, из которого можно видеть, что Христос оживил действительно скончавшуюся, из которой душа ее уже удалилась.
« предыдущая
6
7
8
9
10
следующая »
|