|
|
|
A |
Вопрос |
|
Арсений. Св. Арсений всегда говорил себе: "Арсений, зачем ты вышел из мира?" | 5 |
|
Б |
Вопрос |
|
|
Безмолвие. В чём состоит безмолвие? | 63 |
|
Безмолвие дает человеку повод к высокоумию прежде, нежели он приобретёт самого себя, т. е. будет непорочен. | 63 |
|
Истинное безмолвие тогда только имеет место, когда человек понес уже крест. | 63 |
|
В безмолвии должно иметь смирение. | 64 |
|
Если прежде времени оставим все попечения, то вместо покоя впадём в сильное смущение от врага. | 65 |
|
Бесчестие. Для приобретения смирения недостаточно одного самоуничижения, но нужно перенести и внешние поношения, и досады от людей. | 27 |
|
Не переносить бесчестия есть дело неверия и обольщения демонского. | 56 |
|
Кто желает смирения и не понесет бесчестия, тот не может достигнуть смирения. | 56 |
|
Беседы. Не должно расслаблять себя беседами, ибо они не допускают нас преуспевать о Боге. | 5 |
|
Хорошо говорить Бога ради и хорошо молчать Бога ради. | 36 |
|
Кто говорит Бога ради и кто молчит Бога ради? | 36 |
|
Кто хочет говорить по Богу, тому даст Бог сказать слово на пользу. | 36 |
|
Боязнь тщеславия не должна удерживать нас сказать брату что-либо полезное. | 39 |
|
Как поступать после того, когда скажешь брату что-либо полезное? | 39 |
|
Должно говорить не по тщеславию, но со смирением и страхом Божиим. | 38 39 |
|
Если кто из старцев спросит о чем-либо, то как ему отвечать? | 41 |
|
Чтобы не увлекаться излишне разговором и не впадать чрез то в славолюбие, должно избегать многословия. | 56 |
|
Неполезные беседы должно прекращать. | 56 |
|
Что рождается от пустых бесед. | 60 |
|
Желающий быть иноком хранит себя от пустых бесед. | 60 |
|
Благодарение. Если кто-либо окажет другому благодеяние и тот будет благодарить его, должно ли ему отвечать, и как? | 32 |
|
Всякий должен с благодарением терпеть всё, что по необходимости постигает его. | 64 |
|
Благодать. Если не знаешь полезного, то последуй знающему: это есть смирение, и получишь благодать Божию. | 77 |
|
Ближний брат. Какое расположение должно иметь к брату, объяснившему наш поступок Авве? | 50 |
|
Как поступать при встрече с ближним? | 56 |
|
Если будешь сострадать ближним, то сам получишь помощь. | 63 |
|
Как избавиться от бесполезных посещений? | 65 |
|
Как поступать, если кто-либо из ближних просит нас о чём-либо, не противном воле Божией? | 71 |
|
Каким образом должно исправлять ближних? | 81 |
|
Сколько должно давать ближнему, когда смущает скупость или тщеславие? | 84 |
|
Бог жаждет видеть спасение наше. | 10 |
|
Брань. Брани делают человека искусным. | 7 |
|
Брат. Как поступать, когда видим, что брат делает что-либо несогласно с нашею волею? | 42 |
|
Должно объяснять Авве о поступках других братий, но когда и как это делать? | 42-46 |
|
Как поступать, если дело, в котором нет греха, соблазняет брата? | 48 |
|
Как поступать, если случится обидеть брата словом, и он не поймёт сего? | 49 |
|
Если братия, находящиеся в одном послушании с нами, в чем-либо согрешат, то как их исправлять без смущения? | 80 |
|
Когда и как должно делать брату поклон, прося прощения? | 82 |
|
В |
Вопрос |
|
|
Василий. Как св. Василий Великий говорит о благотворении ближнему? | 67 |
|
Св. Василий говорит, что человеку, пристрастному к чему-либо настоящему, невозможно быть учеником Господним. | 68 |
|
Воля. Как достигнуть отсечения своей воли? | 3 |
|
Отсечение своей воли есть кровопролитие. | 3 |
|
Отсечение своей воли вменяется человеку в жертву. | 5 |
|
Что значит отвергнуться себя и взять крест свой? | 6 |
|
Кто хочет быть иноком, тот ни в чём отнюдь не должен иметь своей воли. | 37 |
|
Кто поистине желает быть учеником Христовым, тот ни в чём не имеет власти над самим собою. | 57 |
|
Живущий в общежитии ни в чём не имеет власти посту пать по своей воле. | 67 |
|
Отсечение своей воли состоит и в том, чтобы не спорить из желания поставить на своём. | 77 |
|
Врачевание. Врачебные книги можно читать тому, кто служит больным | 76 |
|
Врачебное искусство не препятствует человеку быть благочестивым. | 76 |
|
Мы должны надеяться не на врачевания, но на Бога, Который умерщвляет и оживотворяет. | 76 |
|
Г |
Вопрос |
|
|
Гордость. Должно беречься высокоумия, чтобы не потерять всего. | 22 |
|
Безмолвие подает человеку повод к высокоумию, прежде нежели он приобретет себя, т. е. будет непорочен. | 63 |
|
Гордость и самооправдание препятствуют покаянию. | 82 |
|
Грех. Должно испытывать свои согрешения. | 16 |
|
Д |
Вопрос |
|
|
Демоны (диавол). Бог не попускает демонам выше меры нападать на человека и не даёт им полной воли над ним. | 7 |
|
Произносить запрещения на демонов есть дело мужей великих. | 53 |
|
Диавол прельщает нас под видом добра. | 79 |
|
Дерзновение (свободное обращение). Свобода в обращении есть причина всех зол в человеке. | 8 |
|
Свободное обращение есть мать страстей. | 10 |
|
Свободного обращения нельзя обуздать без болезни сердечной, без трезвения и плача. | 33 |
|
Добро. Всё, что делаем доброго, должно скрывать. | 6 |
|
Если не будем думать, что мы сделали что-либо доброе, то награда наша сохранится в целости. | 6 8
|
|
Добродетель. В чём состоит средний путь (добродетели), безопасный от падения? | 64 |
|
Дела. Должно призывать Бога при всяком деле, и как это исполнять? | 13 |
|
Когда призовём имя Божие при каком-либо деле и всё ещё сомневаемся, то как поступать? | 13 |
|
Когда видишь, что нехорошо делается что-нибудь, должно ли сказать о сём делающему? | 38 |
|
Ж |
Вопрос |
|
|
Жертва. Отсечение своей воли вменяется человеку в жертву. | 5 |
|
З |
Вопрос |
|
|
Забвение. Забвение рождается от нерадения. | 16 |
|
Забвение изгоняет теплоту и молитву. | 16 |
|
Когда человек увлечётся и рассеется, то должен воззывать себя к началу пути. | 18 |
|
Как избавиться от забвения и пленения помыслов. | 26 |
|
Заповеди. Как поступать, когда забудем данные от Отца заповедь или совет? | 13 |
|
Когда нарушим заповедь, должно спешить к покаянию и не предаваться нерадению. | 22 |
|
Зло. Что помогает нам исторгнуть из себя внутреннее зло и чисто покаяться. | 10 |
|
Знание. Когда предстоит случай выказать свое знание, должно молчать. | 14 |
|