Страх перед миром
Оторванный от живой природы, современный городской ребенок живет в машинном мире, где мигают, мерцают, слепят искусственные огни и экраны, переливаются, непрерывно изменяясь, электронные узоры. Где рычат автомобили, воют сирены сигнализации, попискивают компьютеры. Где все вокруг звенит, жужжит, грохочет, свистит. Где радио с телевизором день и ночь говорят, поют, ревут, угрожают человеческими голосами - "живут" рядом с людьми и втягивают их в свою безбожную, искусственную жизнь.
Ребенок, конечно, как говорят ученые, адаптируется к миру - а что ему остается? Но воспринимает он его при этом как враждебный, страшный.
Психологи, специально занимающиеся этой проблемой, разработали один тест. Ребенку (ученику начальной школы) дают красный и черный фломастеры и предлагают раскрасить три круга. Первый означает "класс" в школе, второй - "двор", третий - "город" (или "мир"). Красный цвет означает преобладание добра, черный - зла. Еще года четыре назад на всех рисунках красного было гораздо больше. Причем даже если класс и виделся в черном цвете, то "большой мир" все равно казался добрым. А сегодня почти все дети (8 человек из 10) видят "город-мир" черным - злым, угрожающим.
Врачи именно этим объясняют увеличение душевных расстройств у детей. Они говорят, что появилось очень много детей-невротиков, почти поголовно одержимых страхом. Его называют "навязчивый страх".
Что ж, дети всегда боялись, например, темноты: видимо, в нас изначально присутствует подсознательное знание, что тьма есть зло, ад, область бесовская, как свет - добро, Бог. Дети боятся и смерти - как неведомой страшной тайны.
Но психологи говорят именно о массовом навязчивом страхе перед окружающим миром. Его следствиями и медицинскими симптомами являются энурез, заикание, нервные тики. Причем они заметили, что такому неврозу подвержены не только дети из "неблагополучных" семей -дети "новых русских" страдают от него даже чаще. Социологи считают, что это связано с криминализацией современного бизнеса: ребенок в семье бизнесмена особенно часто слышит разговоры об убийствах, пытках, похищениях детей. Но и его сверстников из обычных семей не минует страшная информация.
Развиваясь, становясь постоянным, такой страх делает ребенка пассивным, забитым, нерешительным. Или наоборот - агрессивным. Иногда то и другое сочетается, накладываясь на сложившуюся у ребенка картину мира. Так, у одного шестилетнего мальчика, вечно испуганного, робкого, была любимая игра: целыми днями, изображая полицейского, он пытал плюшевого Микки-Мауса на электрическом стуле.
Потому что если попытаться побороть страх, то как это сделать? Очень просто - самому стать страшным.