Как помысл захватывает душу
Сначала в уме появляется прилог - какое-либо представление или мысль, пришедшие на ум независимо от воли человека. Мы можем не остановить на этой мысли внимания - она исчезнет и сменится другой. Если же мы позволяем уму остановиться на пришедшей мысли или представлении (святые отцы называют это "рассматривать помысл"), то происходит сочетание с помыслом.
Бывает, что, рассмотрев и определив помысл как греховный, человек отвергает его, употребив известное усилие воли. Но он может и сочувственно принять появившийся помысл - пойти на согласие с ним, что является уже явным мысленным грехом.
Мы согрешаем мыслию именно на этом этапе, когда еще можем отвергнуть помысл, однако принимаем его. Кто-то из святых отцов сказал: "Ты не можешь мешать полету птицы, но можешь помешать ей свить гнездо там или здесь"... Но, допустим, птица свила гнездо: человек выбрал грех. Что дальше?
После этого помысл овладевает нашим сердцем, как бы пленяет его - это и называют стадией пленения души. Бывает, что на этом этапе ум, увлекаемый лукавыми мыслями, как кораблик бурей и волнами, уже не может опомниться и прийти в себя.
Помысл, овладевший нашей душой, укоренившийся в ней и ставший как бы ее привычкой, называется страстью. Страсть подогревается все новыми помыслами, наносимыми врагом, и подпитывается нашей мечтательностью.
Такая жизнь по страстям ведет к погибели души. Избавиться от этого состояния можно только путем глубокого и искреннего покаяния...