(ответ г.Спиридону Алексиу) В газете "Кафимерини" за 19 число этого месяца была опубликована статья г. Спиридона Алексиу, озаглавленная "Больница или тюрьма?", касающаяся позиции Церкви относительно возможной отмены уголовного наказания за аборты, выступающей против этой отмены. Эта статья, в которой автор, между прочим, ссылается и на нашу публикацию (см. газету "Ортодоксос типос" за 9 октября 1981г.), не оправдывает аборты. Напротив, автор рассматривает умерщвление эмбриона как "деяние, принижающее человеческое существование и ставящее человека на одну из низших ступеней в шкале ценностей". Однако он продолжает: "Вопрос в другом: законны или противозаконны аборты? Здесь у нас появляются разногласия, так как мы утверждаем, что Церковь не должна выступать за сохранение уголовной ответственности за аборты. Церковь не должен занимать вопрос о том, что сделает или не сделает государство, будут подлежать аборты строгому запрету или нет. Церковь делает ошибку, вмешиваясь в политику..." Да позволит мне зело возлюбленный - несмотря на все наши разногласия - автор сказать, что это он делает ошибку, а не Церковь. Церковь совершенно права, когда выступает против легализации абортов. Защитница высшего нравственного закона не может бесстрастно смотреть на то, как узакониваются преступления. Хранительница завещанной основавшим ее Богочеловеком истины, что человек - высочайшая ценность во всем материальном мире, не может взирать без протеста на поощрение (ибо это и означает отмена наказания) уничтожения тысяч невинных созданий, обладающих неотъемлемым правом на высшее и богодарованное благо - жизнь. Конечно, у нее нет (и не должно быть!) материальных сил, чтобы противостоять государству, но во имя какой нравственности или логики мы отказываем ей даже в праве на протест? У всех есть свое мнение по нравственным и общественным вопросам. Не только ученые или профсоюзы, но каждый грек может свободно выражать свое мнение по любому вопросу, если, разумеется, у него есть хоть какие-нибудь знания в этой области. Почему Церковь должна молчать о важнейших нравственных, общественных и национальных вопросах (а вопрос об абортах, несомненно, таков) и почему она не может обратиться к преступающему пределы дозволенного государству хотя бы со словами: "не подобает..."? Конечно, было бы неверно или, вернее, немыслимо, если бы Церковь выступала за то, чтобы государственная власть наказывала не ходящих в церковь, не исповедующихся, не соблюдающих посты или еретиков и неверующих. Вера, благочестие, религиозность не воспитываются насильно. Свобода совести не должна нарушаться. Сам Основатель Церкви провозгласил: "Если кто хочет идти за Мной" (Лк. 9, 23). Однако существует множество вопросов, которые, хотя и не имеют ярко выраженного религиозного характера, в то же время относятся к нравственной, социальной, национальной области. И что же, Церковь должна молчать по этим вопросам и быть безразличной к пагубным для нравственности, общества и нации последствиям, которые будут вызваны неверным решением этих вопросов? Что же, Церковь должна молчать, когда государство узаконивает аборты, когда оно подкапывает основы семьи, когда оно предоставляет юридические права антихристианской секте иеговистов, когда оно безумно подчиняет вопросы языка и образования своим политическим целям и превращает греческий язык в какое-то варварское наречие, когда оно позволяет нудистам открывать свои лагеря, когда оно систематически назначает приемные испытания для служащих министерств и других государственных учреждений на воскресное утро, когда оно покрывает завесой закона различные тайные организации, как, например, масонские ложи, или если оно вдруг (представим себе) узаконит продажу и употребление наркотиков, гомосексуальные "браки" или не знаю что еще? Обо всем этом она должна молчать? Но тогда тысячу раз прав тот политический деятель, который недавно заявил, что "дело Церкви - отпевать покойников"! Без сомнения, г. Алексиу никогда не мог себе представить, что именно таково назначение Церкви. Но есть и другой момент. Кто такие правители нашей страны - и теперешние, и вчерашние, и древние? Быть может, они - сознательные неверы? Они - убежденные безбожники? Нет! Они никогда не заявляли чего-либо подобного. Все они выставляют себя православными христианами, членами Элладской Православной Церкви. Без сомнения, за редкими исключениями, это малоцерковные люди и их связь с Церковью носит эпизодический и поверхностный характер. Но несмотря на это, они являются членами Церкви, поскольку ни они сами не отрекались от нее, ни она не отлучала их от своего тела. Так что Церковь имеет право обратиться к ним - ее чадам и заявить, что аборт - это тягчайшее преступление, а преступления не могут быть узаконены правительством, состоящим из православных христиан. Это ее священный долг и обязанность. Разве у нее нет права или, лучше сказать, обязанности, показать правительству противоречие между неприятием смертной казни, к которой присуждают злодеев, и безразличием по отношению к убийству миллионов невинных существ? И вот еще что: разве не должна наша Церковь, на протяжении веков бывшая любящей кормилицей и спасительным прибежищем нашего народа, потребовать от правительства взглянуть на значение этого вопроса для нации и любым способом и любыми жертвами не допустить узаконения абортов, чтобы наш мученический народ не вымер окончательно? Правительства, партии, политические блоки приходят и уходят. Но Церковь остается. Церковь существовала, когда не было никаких партий, и она их переживет. И наш народ существовал до партий и целые века жил без них. Но не знаю, выжил ли бы он без Матери-Церкви... Так чего мы добиваемся? Мы хотим отодвинуть Церковь на задворки жизни нации и общества? Сделать из нее музейный экспонат или украшение официальных мероприятий - присяги государственных служащих, панихид и молебнов по случаю праздников? Несколько лет назад, когда правящей партией был Союз Центра, драматург Димитрий Псафас писал язвительнейшие статьи против безнравственных кинофильмов и требовал от тогдашнего премьер-министра законодательных мер, чтобы остановить растление нации. А у Церкви нет таких прав! Актриса Мелина Меркури имеет право выступать за узаконение абортов и заявлять о том, что вскоре они будут свободно разрешены, а сотни епископов и священников, которые обладают несравненно большими познаниями в этом вопросе, чем она, совершают "ошибку", высказывая свою точку зрения, не соглашаясь, протестуя и противодействуя? Нет уж, г-н Алексиу, это уже слишком! В конце концов, они тоже граждане Греции! Затем г-н Алексиу говорит о том, что следует различать два понятия: закон и беззаконного человека. Преступление и преступника. Однако не только Церковь, о которой говорит г-н Алексиу, но и само государство, как говорится в гражданском законодательстве, "в каждом конкретном случае разбирает дело применительно к обстоятельствам". Да! И в государстве "каждое дело исследуется по отдельности, соответственно обстоятельствам и условиям его совершения" и "каждый случай имеет свой особый характер". Если мы говорим о государстве, такой порядок действует в суде, если говорим о Церкви - в исповедальне. Именно поэтому Уголовный Кодекс предусматривает множество смягчающих обстоятельств, которые позволяют в определенных случаях вынести оправдательный приговор, даже если обвиняемый совершил убийство! Однако следует различать конкретные случаи применения тех или иных законов - будь то в суде или на исповеди, и сами эти законы, которые обязательны для всех - и в государстве, и в Церкви. И в государстве, и в Церкви существуют и будут существовать до скончания века законы. А вот отношение к нарушителям этих законов не было, несть и никогда не будет одним и тем же для всех, общим, безликим, но всегда будут приниматься во внимание конкретные обстоятельства, различные для каждого конкретного случая. Судья может вынести оправдательный приговор, а духовник - разрешить от грехов вора или убийцу, если в первом случае имеются смягчающие обстоятельства, а во втором - глубокое покаяние. Но сам закон о наказании за воровство или убийство останется непреложным и неизменным - и в государстве, и в Церкви. Итак, одно дело - законы, принципы, и другое дело - личность преступника. Наконец, г-н Алексиу заблуждается, когда думает и пишет, что Церковь "не судит, а только увещевает. Правом на суд обладает только Сам Христос. Он даровал Апостолам и их преемникам - епископам право вязать и решить, но не судить". Вы ошибаетесь, дорогой г-н Алексиу! Не говоря уже о том, что власть "вязать и решить" немыслима без права судить (второе является необходимым условием первого!), вспомним, что Сам Господь сказал Апостолам: "Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас" (Ин. 20, 21), то есть даю вам ту же власть, какую Сам получил от Отца! А так как по этому поводу Вы приводите также цитату (впрочем, не имеющую отношения к теме) "Великого Отца, богослова и ритора Иоанна Златоуста", послушайте, как толкует приведенные выше слова Господни божественный Златоуст: "Поэтому, чтобы исполнить слова "как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас", Господь говорит: "Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся". Господь дает Апостолам такую же власть, какую имеет Сам... Он дает им также власть наказывать и прощать..." (PG 52, 777). А в другом месте он добавляет: "Кто же имеет власть выше этой? Весь суд Отец дал Сыну; а я вижу, что весь этот суд Сын вручил Апостолам..." (PG 48, 643-644). А "Апостольские постановления" - книга, хотя и составленная уже после Апостолов, но тем не менее древняя, говорит, что Епископ, "как занимающий место Бога среди людей", "главенствует над всеми людьми - священниками, царями, князьями, отцами, сыновьями, учителями..." И далее: "Итак, о Епископ, твори все в Церкви по слову Божию, как имеющий власть судить согрешивших... Итак, суди, о Епископ, со властью, как Бог, но кающихся принимай..." (книга II, 11-12). А все те анафематизмы, которые Церковь применяла к отвергающим ее учение - что это, как не суд Церкви, то есть применение власти судить, данной ей от Бога? Итак, Церковь судит. Церковь, а не отдельные личности. Судят служители Церкви, но не как частные лица, не для того, чтобы удовлетворить свои человеческие пристрастия или защитить свои частные мнения. Они судят (вернее, должны судить) в Духе Святом, то есть по воле Божией. Они судят как носители высшей духовной власти, власти, которую Господь даровал Своей Церкви. Г-н Алексиу, ссылаясь, как я сказал выше, на святого Златоуста, говорит, что Церковь - не тюрьма, а больница. Никто не возражает. Но пусть дорогой автор задумается: а наши политические деятели - не просто как частные лица, а как государственные служащие - не нуждаются ли в помощи этой божественной больницы и назначении соответствующего курса лечения, чтобы "судить народ справедливо" (см. Прем. 9, 12) и узаконивать то, что подобает? Да, Церковь - это больница! Но больница для всех! Не будем забывать, что на протяжении веков Церковь не раз и выражала протест, и сурово обличала государственных вождей, и даже налагала на них тяжелые епитимий - не только когда они издавали законы, противоречащие Евангелию, не только когда от их действий страдал весь народ, но даже когда речь шла о защите отдельных личностей. Другое дело, что для таких героических дел нужны новые Афанасии, Николаи, Василии, Григории, Златоусты, Амвросии, Полиевкты... "Ортодоксос типос", |