О секте свидетелей Иеговы написано немало. Есть ряд переводов, сделанных русскими протестантами с западных изданий. Наиболее значительные из них - книги Уолтера Мартина "Царство культов", Д.Макдауэлла и Д.Стюарта "Обман-щики" и Е.Прайса "Свидетели Иеговы". В них весьма обстоятельно раскрывается смысл и содержание многочисленных оккультных, теософских и псевдохристианских религиозных течений (исключение составляют работы Е.Прайса, посвященные исключительно иеговистам). В то же время ряд основополагающих вероучительных аспектов учения свидетелей Иеговы изучены явно недостаточно или не освещены вообще. Впрочем, если принимать во внимание специфические идейные воззрения на христианство протестантских теологов, то это и не удивительно. Ввиду известной многоликости протестантизма различные его христианские деноминации весьма снисходительно относятся к особенностям тех или иных постулатов веры родственных им течений. Главное для них - чтобы не были подвержены пересмотру такие догматы христианства, как вера в Святую Троицу, божественность Иисуса Христа, существование вечных загробных мучений грешников и др. Прочие же аспекты, как они полагают, в частности такие, какой день недели следует почитать днем покоя - субботу или воскресенье, говорить ли "иными языками" при богослужении или нет, - не слишком волнуют сектантов, хотя на этот счет у них есть свое мнение. Поэтому так часто в своих антисек-тантских богословских изысканиях протестанты склонны не замечать "второстепенного" в христианстве, сосредоточивая свою критику, по их мнению, на главном. Поэтому, например, в книге Уолтера Мартина "Царство культов" дан основательный анализ учения о Святой Троице, о Божестве Иисуса Христа, вечных мучениях грешников. Все это, конечно же, необходимо делать, поскольку многие сектантские деноминации отвергают эти важнейшие истины христианства. Однако свидетелям Иеговы, как сектантам, помимо отрицания этих догматов присущи "свои" богословские установки, например учение о Втором Пришествии, первом и втором воскресении, о тысячелетнем царстве, об имени Божием, о Страшном Суде, об Антихристе, Армагеддоне и другие, которые практически не рассмотрены в специальной литературе в упомянутых и ряде других, менее значительных работах, изданных на русском языке. И стоит ли после этого удивляться, когда весьма известный протестантский богослов заявляет, что он довольно смутно представляет себе историю появления у свидетелей Иеговы даты Второго Пришествия, т.е. 1914 г. А ведь это основа учения иеговистов, без которой разваливаются остальные вероучительные установки и обессмысливаются прочие их упования.
О свидетелях Иеговы пишут и русские православные авторы. Это прежде всего работы иеромонаха Германа (Дворцова) "Подлинная история общества свидетелей Иеговы", священника Олега Стеняева "Свидетели Иеговы" - кто они?", отца Бориса Реалина "Красные "басни" свидетелей Иеговы". Отрадно, что и Русская Православная Церковь все более активно противостоит этим лжесвидетелям не только переизданием зарубежных пособий, но и своими трудами.
В настоящее время появилось немало православных работ, разъясняющих такие положения учения Церкви, как догмат о Святой Троице, Божестве Иисуса Христа, вечных мучениях грешников, Страшном Суде и другие. Поэтому возможен вопрос: зачем говорить об этом еще раз на страницах предлагаемого читателю издания? Как показывает практика, для ведения полемики с сектантами мало знать просто положительное догматическое учение Церкви о предметах веры. Практически все догматы Церкви, основанные на текстах Священного Писания, рассматриваются сектантами с критических позиций. Отсюда ряд задач и условий, встающих перед православным сектоведением. Во-первых, это критическое рассмотрение сущностных постулатов сектантства. Во-вторых, само`е положительное учение Церкви о догматах веры сектоведение, как наука, нередко строит на совершенно иных свидетельствах Писания, Отцов и учителей Церкви, нежели догматическое богословие. В-третьих, многие весьма важные истины Церкви, как-то: учение о Спасении и другие - догматически определены недостаточно полно. Это обстоятельство также может привести к возникновению ересей и расколов у склонных собственное мнение почитать выше авторитета Церкви. И, наконец, в-четвертых, упования сектантов нередко не просто оборачиваются искажениями веры, а и конструированием причудливо-уродливых учений, точнее лжеучений, которых никогда не знала Церковь.
Несмотря на всю пестроту сектантских чаяний, причина их возникновения во все времена всегда одна и та же. Поэтому практически все заблуждения впавших в ересь можно определить по ряду типичных признаков. Критическое рассмотрение какого-либо одного лжеучения вполне позволяет применять этот материал и в полемике с другими сектами. Например, изложив положительное учение Церкви о Втором Пришествии, можно показать всю несостоятельность эсхатологии не только свидетелей Иеговы, но и адвентистов седьмого дня, лжехриста Виссариона, Белого братства, Богородичного центра и др.
Поэтому главную свою задачу автор работ серии "В вере ли вы?" видит в рассмотрении вероучений крупнейших деноминаций протестантизма в нашей стране, чтобы таким образом раскрыть суть сектантских блужданий. Предлагаемую книгу не следует рассматривать как катехизис по сектоведению, поскольку уже есть достаточно такого рода переизданий дореволюционных и современных работ.
Хотелось бы обратить внимание на три главных, как представляется автору, раздела книги, в которых исследуется центральное "звено" в "цепи" вероучения свидетелей Иеговы. Речь идет о разделах: Второе Пришествие, первое Воскресение и рождение свыше, тысячелетнее царство.
В предлагаемой работе нет исчерпывающего догматического материала по таким принципиально важным вопросам сектоведения, как Писание и Предание, вера и добрые дела, всеобщее и благодатное священство, церковные Таинства. Эти темы нами разработаны в предшествующей работе серии "Современное харизматическое движение сектантства".
Надеюсь, что эта книга, посвященная главным образом вопросам эсхатологии сектантства, окажется скромным и нужным подспорьем читателю в отстаивании истин Святой Церкви Христовой равно как от нападок сектантов-иеговистов, так и от лжеучений современных лжехристов и лжепророков.