"Если пророк скажет именем Господа, но слово не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей - не бойся его". (Втор.18, 22) |
Всякое еретическое учение, принимая часть христианской истины за целое, тем далее уходит от полноты истины, чем больше паразитирует на части этой истины. Так, многих сектантов Америки и Европы в XVIII-XIX вв. весьма сильно будоражил вопрос о сроке Второго Пришествия. Эпоха Реформации, "модернизировавшая" ряд догматических положений христианства, в итоге породила немало сектантских деноминаций. Но, как это с неизбежностью бывает с лжеучениями, ложь способна породить только ложь. Только что громко кричавшие об обретении ими истины, соблазнив малодушных, сами нередко вскоре отказывались от недавних своих убеждений, бросаясь в самочинные поиски и все больше удаляясь от обретений истинной Церкви, которая воспаленному сознанию еретиков всегда мнилась великим заблуждением.
Перенос центра жизни христианина из области сотериологии (учение о спасении) в область эсхатологии (учение о конце мира) есть признак религиозного недуга души. Недуг этот одолел многочисленных сектантов Европы XVIII-XIX вв. Начиная с 20-х годов XVIII в. набирают силу секты, члены которой были одержимы стремлением объявить человечеству о точном времени Второго Пришествия Христова.
Землетрясение 1775 г. в Лиссабоне, унесшее множество жизней, явилось первым многозначительным симптомом приближения "скорби тех дней" и было воспринято современниками как важный эсхатологический знак наступления "дня Господня" [1]. В 1780 г. многие ученые наблюдали затмение Солнца. Все эти природные явления были истолкованы жаждущими узнать сроки Второго Пришествия как "исполнение пророчеств" Откровения святого Иоанна. Более того, в сектантских кругах стали ходить слухи, что римский первосвященник - не кто иной, как Антихрист. В 1809 г. Наполеон Бонапарт, вследствие своих военных успехов в Италии, лишил папу Римского прав на светское господство. Впоследствии сектантами от эсхатологии это событие будет представлено как знамение последних времен. Среди многих проповедников приближающегося конца света особое внимание вскоре обратил на себя Иосиф Вольф (1795-1862). Он долгие годы проповедовал свои идеи среди европейцев, а с 1821 г. начинает миссионерствовать в Египте, Палестине, Персии, Грузии, заявляя о наступлении Пришествия Христа в 1847 г. С 1833 по 1835 г. он проповедует в Америке.
Примерно в то же время англичанин Вильям Каниньем (1776-1846) с аналогичными пропове-дями объехал весь мир. Им было написано более двадцати работ, полных пророчеств, библейской хронологии и эсхатологии.
В начале XIX в. возникает Общество распространения христианства среди евреев со штаб-квартирой в Лондоне. Общество распространяло среди евреев идеи о скором Пришествии Спасителя и необходимости их обращения в христианство в связи с грядущими событиями.
В 1819 г. Генри Драймонд и Роберт Хелден учредили Континентальное общество для распространения религиозного знания, а спустя семь лет в Лондоне появилось Общество исследования пророчеств. Эсхатологическими исканиями занималось также созданное в 1835 г. Протестантское общество. Ярко выраженной эсхатологической направленностью ознаменовалась созванная в 1825 г. первая Межконфессиональная конференция. В одной только Англии в XIX в. было издано около 150 наименований книг [2] , посвященных вопросам эсхатологии. В ряде стран выходят журналы, посвященные этой проблематике с нарочито громкими названиями: "Знаки времен", "Клич Севера", "Вестник Пришествия", "Библейский наблюдатель", "Голос правды" и др.
Все они называли разные сроки скорого Второго Пришествия. Однако наиболее болезненным для новоявленных эсхатологов явился крах пророчества о конце света в 1843 г., распространявшегося на Американском континенте. Возглавил это движение Вильям Миллер, писавший в 1844 г.: "В течение 12 лет я организовал 450 конференций, которые собрали около 500 тысяч человек" [3]. Именно он назвал 1843 г. как дату Второго Пришествия Иисуса Христа, которая, впрочем, им же потом дважды переносилась. В период наивысшего подъема эсхатологического движения оно объединяло около 100 тысяч сочувствующих, однако после первого провала пророчества многие отошли от него. В октябре 1844 г. оно распалось на шесть самостоятельных религиозных групп, а к 1855 г. представляло уже 25 сектантских групп, вышедших из "общины" Миллера. В некоторых из них проповедывалось учение о том, что Христос все-таки пришел в 1843 г., но незримо, будучи духовным существом, другие учили, что он тайно взошел в Свое небесное святилище.
После сокрушительного эсхатологического кризиса 1843 г. адвентисты разных направлений более не называли конкретных сроков Второго Пришествия, лишь отмечая, что оно близко.