Глава I. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК СЕКТЫ СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ
  Раздел II. НОВЫЕ СРОКИ И "СТАРЫЕ РАЗОЧАРОВАНИЯ"

6. Расколы в движении иеговистов

     Несмотря на некоторые послабления иеговистов в отношениях с властями, после 1964 г. лидеры Бруклинского центра не раз выступали с нападками на существующие государственные политические и религиозные институты.
     В октябре 1971 г. со страниц "Сторожевой башни" вновь был брошен клич "Политические народы, бросающие вызов универсальному господству Иеговы, необходимо уничтожить", ибо состояние современного мира ставит недвусмысленный вопрос: либо уничтожение политически ангажированных народов, либо уничтожение всего человечества [70].
     Все это было не ново и постепенно провокационный эпатаж иеговистов стал приобретать привкус дурной бесконечности. Им припомнили, что только с 1938 по 1955 г. Верховный суд США 38 раз разбирал дела свидетелей Иеговы [71]. Обвинения предъявлялись по совершенно различным мотивам. В 1964 г. участники конгресса иеговистов, проходившего в Монровии (африканская Либерия) во время торжеств в связи с годовщиной национальной независимости страны, в момент подъема государственного флага демонстративно повернулись к нему спиной и сели. Многие из них за это были избиты африканцами [72].
     Со свидетелями Иеговы не поддерживает никаких отношений практически ни одна из религиозных конфессий. Ватикан неоднократно поднимал вопрос о запрещении организации свидетелей Иеговы во всем мире, относя ее, совершенно справедливо, к числу антигосударственных и даже не христианских. Этим можно объяснить особую непримиримость иеговистов к Римо-Католической Церкви и их острую взаимную пикировку в печати.
     В недавнем прошлом такие страны, как Греция, Румыния и другие, запрещали деятельность свидетелей Иеговы в любой форме. После отмены ряда санкций особенно активную деятельность развернули "свидетели" в Гамбии, Бенине, Мозамбике, Гане, Анголе, Руанде, Кении. Здесь их миссионеры получили практически неограниченную свободу действий [73]. Сегодня Общество Сторожевой башни - могущественная финансовая корпорация, функционирующая по всем правилам крупного бизнеса. Пакет акций корпорации находится в руках избранных ее членов. Руководит ею Совет из двенадцати членов во главе с президентом. Им в настоящее время является Мильтон Джон Хеншель (с 30 декабря 1992 г.), занявший этот пост после смерти своего предшественника - четвертого президента Общества Фредерика Франца (1893-1993).
     По уставу корпорации ее Правление избирается на ежегодном собрании всеми членами, имеющими право голоса, после чего Правление выбирает администрацию Общества. Корпорации подчинены 98 филиалов [74], находящихся за пределами США. Они владеют огромной недвижимостью: сотнями современных типографских и индустриальных комплексов, гостиницами, конференц-залами, жилыми зданиями, учебными заведениями, сельскохозяйственными центрами. Два издаваемых ими журнала -"Сторожевая башня" и "Пробудитесь!" распространяются по всему миру. "Сторожевая башня", например, издается более чем на 120 языках [75]. Каких-либо других изданий Общества, независимых от Бруклинского центра, не существует ни в одной стране. Так удерживается монополия центра на толкование и понимание Библии во всем мире. Все журнальные статьи, как, впрочем, и все книги, выходят без указания имени автора, что должно указывать на богодухновенность излагаемого и удаленность от жалкого человеческого умствования.
     Общество свидетелей Иеговы ни в одной стране не имеет самостоятельных структурных подраз-делений, за исключением отколовшихся от Бруклинского центра. Этим бруклинцы резко отличаются от других сект, таких, как баптисты и евангельские христиане - Союз Евангельских Христиан-Баптистов, пятидесятники - Союз Христиан Веры Евангельской, адвентисты - Церковь Адвентистов Седьмого Дня и прочие. Все они вполне независимы от подобных себе в других странах и не имеют единого координационного центра. Свидетелей Иеговы бруклинского толка отличает беспрекословная дисциплинированность и жесткая подчиненность всемирному Центру в Бруклине. Все регионы мира поделены на особые зоны. Свидетели Иеговы России включены в Восточно-Европейскую зону с центром в Германии.
     В то же время, несмотря на все усилия сохранить единство "теократического народа", вследствие многочисленных расколов, в ряде стран существуют самостоятельные объединения иеговистов, не признающих за Бруклином роль духовного лидера.
     В США также есть несколько независимых сектантских направлений свидетелей Иеговы со своим названием, уставом и программой. Наиболее значительные из них:
     Конференция христиан верующих (КХВ) основана в 1909 г. проповедниками Х.Хенингом, М.Макфайлом и А.Вильямсом, резко выступавшими против Ч.Рассела. Основное разногласие носит сугубо "арифметический" характер, они отрицают существование определенного числа небесного правительства, которое, согласно Расселу, насчитывает 144 тысячи человек [76].
     Пасторский библейский институт (ПБИ) был создан группой потерпевших поражение в борьбе с Рутерфортом и изгнанных им из Общества в 1918 г.
     Ассоциация изучающих Библию - "Утро", идеологически близкая к ПБИ и отделившаяся от нее в 20-х годах не столько из-за доктринальных расхождений, сколько по склонности к более активной радио-телепроповеднической деятельности. "Утро" имеет своих последователей во Франции, Австрии, Германии, Италии, Дании, Уругвае и других странах.
     Крупнейшей из отколовшихся от Бруклинского центра является Ассоциация изучающих Библию - "Епифания" (АИБЕ). Возглавил это движение в 1918 г. Пол Джонсон, обвинявший Рутерфорта в искажении ряда принципиальных основ вероучения Рассела. В этой борьбе у Рутерфорта оказалось больше союзников. Из всех оппозиционных Бруклинскому центру групп АИБЕ показала себя наиболее деятельной, а ее лидер оставил после себя семнадцать томов сочинений, большинство из которых посвящены анализу и критике искажений вероучения, завещанного Ч.Расселом. В 3-м томе, озаглавленном "Илья и Елисей", П.Джонсон последовательно раскрывает причины раскола, показывающие деятельность Бруклинского центра далеко не в лучшем свете. В 6-м томе под названием "Мерарис" (отделение левитов в Ветхом Завете) объемом 700 страниц дается обстоятельный анализ уклонения иеговиста Рутерфорта от генеральной линии иеговиста Рассела. Для нас именно это религиозное направление представляет наибольший интерес (после иеговистов-бруклинцев), поскольку его общины активно действуют и в России.
     Кроме упомянутых иеговистских сект в США имеются и ряд более мелких - это Лаодикийское движение домашних животных, Филантропическая ассамблея и другие [76].
     Традиционно влиятельны раскольнические движения иеговистов в Англии, где насчитывалось пять сектантских направлений свидетелей Иеговы еще при жизни Рассела. Так что отнюдь не одна только политика Рутерфорта является причиной расколов в среде иеговистов.
     В настоящее время в мире насчитывается около 66 тысяч общин свидетелей Иеговы, находящихся под жестким контролем Бруклинского центра, а число последователей, по данным Центра, составляет без малого пять миллионов [77]. Каждый год они проводят несколько международных конгрессов, где принимаются программы катехизации и миссионерской деятельности иеговистов. В любой стране можно встретить пионеров Общества, распространяющих учение о "теократическом обществе".
     Свидетели Иеговы - одно из самых жестко централизованных религиозных объединений в мире. Несмотря на тактические колебания, главная цель - распространение учения о свершившемся Втором Пришествии, о скором Армагеддоне и наступлении тысячелетнего царства Христа - практически остается без изменений.