"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою". (Быт. 2, 7). |
"И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу. Который и дал его". (Еккл. 12, 7). |
"Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы". (Лк. 20, 38). |
Свидетели Иеговы отрицают посмертное индивидуальное существование души человека, для них личность после смерти перестает существовать. "Обрати внимание, - пишут они, - что Библия не говорит, будто Бог дал человеку душу. Она скорее говорит, что после того, как Бог дал человеку дыхание", стал человек душою живою. "Следова-тельно, человек был душой, так как каждый, кто становится врачом, есть врач (1 Кор. 15, 45). Прах земной, из которого было сотворено тело, не является душой. Не сказано в Библии и о том, будто дыхание жизни есть душа. Вместо этого Библия указывает на то, что благодаря соединению дыхания жизни с телом, человек стал душой живою" [93].
С этим следует согласиться: ни тело, ни "дыхание жизни" сами по себе не есть душа человека. Душа человека - это особый творческий акт Божий, совершенный посредством Божественного дыхания жизни на готовую принять его плоть человека. Возникает качественно новое начало - бессмертный личностный дух, который живет и движим единым лишь божественным дыханием жизни.
Человеческая душа и есть сам человек, далее учат они, а посему она не может быть чем-то призрачным, обитающим в теле и способным покинуть его. О том же, уверяют они, учит Библия, и твоя душа - это суть ты. Например, Библия говорит о потребности души в материальной пище (Втор. 12, 20). Душа также имеет кровь, текущую по кровеносным сосудам, ибо упомянуто о крови душ бедных, невинных (Иер. 2, 34). Подобными искажениями изобилует перевод Библии, данный в настольной для иеговистов книге "Новый мир". Силясь доказать свою ложь о смертности души, они прибегают к Священному Писанию: "После смерти, - Бог сказал Адаму, - возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Быт. 3, 19). "Подумай, - толкуют "свидетели", - что это значит. Прежде, чем Бог создал его из праха, никакого Адама не было. Он не существовал, и после смерти Адам вернулся в прежнее состояние небытия" [94]. С этим преднамеренным упрощением, якобы следующим "букве" Библии, нельзя согласиться. Человек был создан для вечной, бессмертной жизни, и только преступление прародителей человечества положило начало смерти телесной, но не духовной в абсолютном значении этого слова. Лукавым молчанием обходят иеговисты конец 10-го стиха 3-й главы книги Бытия, где ясно сказано, что дух возвратится к Богу, который дал его. Речь идет именно о духе, а не дыхании жизни, которое - суть едино с телом человека. Очевидно, что по смерти человека к Богу возвращается личностный дух, в противном случае было бы сказано, что возвращается дыхание жизни.
"Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают... - оспаривают православных сектанты, - потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Еккл. 9, 5-10). После смерти, уточняют они, "выходит дух его, и он возвращается в землю свою, в тот день исчезают все помышления его" (Пс. 14, 5, 4).
Мы еще вернемся к этим библейским стихам, а сейчас рассмотрим логическую обоснованность некоторых суждений сектантов о смертности души. Иеговисты утверждают, что Библия не содержит упоминаний о бессмертии души. Еврейские и греческие слова, с которых сделан перевод слова "душа", встречаются в Библии 858 раз; из них 753 - в Новом Завете. Еврейские и греческие слова, с которых переведено слово "дух", употреблены 851 раз. В Ветхом Завете - 466 и 385 раз - в Новом. В общей сложности эти слова встречаются в Библии 1709 раз, и ни разу, отмечают иеговисты, и ни в одном случае они не несут значения бессмертия. В Священном Писании не встречаются выражения "бессмертный дух" и "бессмертная душа".
Это так, но, строго говоря, в Писании не встречаются и такие употребляемые в христианском учении слова, как "воплотился", "вочеловечился", "Богородица" и множество других. Но, следуя логике сектантов, разве станем мы отрицать акт воплощения Иисуса Христа лишь потому, что об этом сказано иными словами. Отрицая бессмертие души только потому, что в Писании не сказано "бессмертный дух" или "бессмертная душа", пришлось бы отвергнуть вместе с воплощением Сына Божия и самое святое имя Девы Марии - Богородица. Равно как и многие другие факты христианской жизни, поскольку в Библии не встречается слов, которые бы прямо передавали смысл происходившего. Заодно заметим, что в Священном Писании вы нигде также не встретите и такого понятия, как "небесное правительство", однако это не мешает иеговистам широко использовать это весьма нелепое сочетание слов. Точно так же в Слове Божием нигде мы не обнаружим прямых указаний на бессмертие ангелов и демонов, но можно ли на этом основании допускать, что они смертны. Напротив, как очевидное для верующего, мы принимаем вечность их бытия. Апостол Павел свидетельствует, что только "Господь господствующих, единый имеющий бессмертие" (1 Тим. 6, 16). Воспринимая эти слова буквально, придется отказать в бессмертии всем, кроме Бога.
Христианское богословие, не подвергшееся тлению сектантского разномыслия, учит, что Бог по природе, по сущности своей бессмертен, все же остальные бессмертны по благодати.
Невозможно не заметить очевиднейших противоречий в этом учении сектантов, непрестанно толкующих об их якобы исключительной приверженности авторитету Библии, которая будто бы учит о бессмертии единственно Бога. Но если это так, то отнюдь не бессмертно и так называемое "небесное правительство". Но, разумеется, в этом случае иеговисты склонны говорить нечто совершенно противоположное.
Сам Господь Иисус Христос наставлял о бессмертии души, когда опровергал ересь саддукеев: "Не бойтесь убивающих тело, души же немогущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. 10, 28). Итак, душа сама не может умереть, и никто не в силах ее умертвить, хотя бы насильственно уничтожив тело. Душу возможно только погубить, а не умертвить - таков смысл слов Спасителя. Очевидного в своей бесспорности этого свидетельства, казалось бы, более чем достаточно для утверждения мысли о духовном бессмертии, но свидетели Иеговы привычно лукаво мудрствуют, обращаясь к Ветхому Завету.