Свидетели Иеговы в бывшем СССР подобно некоторым другим сектантам, например пятидесятникам, систематически отказывались от регистрации своего объединения из-за несогласия с рядом положений тогдашнего закона о религиозных объединениях. Необходимо отметить, что вследствие отхода свидетелей Иеговы от вероучительных истин протестантизма отношение Совета по делам религий СССР к этой секте было весьма негативным.
Основная задача Совета по делам религий в послевоенное время состояла в "собирании" в единый союз всех протестантских религиозных направлений, находившихся в СССР. К свидетелям Иеговы с такими предложениями никогда не обращались. Атеистическое государство предпочитало репрессивные способы контроля за сектой. Ее лидеры нередко подвергались тюремным заключениям, предпринимались попытки расколоть единство движения.
До 70 процентов свидетелей Иеговы проживали на территории Украинской ССР. Во Львове располагался координационный центр иеговистов СССР. В настоящее время Бюро Бруклинского центра свидетелей Иеговы в России переехало в более престижный Санкт-Петербург. Здесь же действует так называемый Дом пионеров иеговистов. Это международный центр, где живут и работают "полновременные возвещатели" - они же "пионе-ры" - из многих стран мира.
Преобладающее большинство общин свидетелей Иеговы России в настоящее время зарегистрировано, что позволяет им вполне беспрепятственно пропагандировать свои идеи.
Во многих крупных городах России регулярно проводятся районные, областные и международные конференции свидетелей Иеговы. Недавний международный конгресс свидетелей Иеговы, проходивший на московском стадионе "Локомотив" под девизом "Божие обучение", собрал 23 тысячи делегатов со всего мира.
Выступали с пламенными речами и "старцы" из нью-йоркского Бруклина, и "узники совести" советского периода, но главное место заняло обучение технике проповеди, поскольку движение "свидетелей" носит крайне выраженный проповеднический уклон. Члены большинства сектантских объединений весьма напористо и изобретательно навязывают свои религиозные упования "пребыва-ющим во тьме". В журнале "Сторожевая башня" регулярно печатаются методические материалы, которые рекомендуется прорабатывать на служебных сходках, где присутствующим дается домашнее задание. Обычно на такой сходке один из верующих ходит по залу и задает вопросы. Отвечают желающие, а происходящее напоминает школьный урок. Занятия так и называют: "Школа теоретического служения". Докладчики читают подготовленный ими материал, который затем всеми прорабатывается. Если докладчик неясно выразился или был неубедителен, желающие делают соответствующие замечания и поправки. Особое место отводится на занятиях имитации проповеди. Происходит это так: одному или двум членам секты дается задание, которые дома готовят приблизительно следующее действо. На сцену поднимаются две женщины; одна, взяв микрофон, подходит к другой и вежливо говорит: "Здравствуйте, я вижу, что вы читаете Библию" ...или "Не хотели бы вы услышать слово об истине?" Завязывается непринужденная беседа, после чего первая (играющая роль иеговистки) задает вопрос: "А знаете ли вы имя Бога?" Играющая роль "непосвященной в вере" отвечает: "Иисус Христос". Тогда первая восклицает: "Да нет же, это имя Сына Божия, а я спрашиваю об имени Бога". После предполагаемых невнятных реплик "непосвященной" собеседницы, на которые зал бурно и весело реагирует, иеговистка заявляет, что имя Бога - Иегова и зачитывает подготовленный к этому случаю стих из Библии. Тематика подобных действий может быть самой разнообразной. Собственно в этом же непринужденно-раскованном духе и происходит вся служебная сходка, встречающая всякий очередной доклад доброжелательными аплодисментами.
В этом смысле движение свидетелей Иеговы более походит на общество по распространению знаний в определенной области, чем на религиозное объединение. Здесь учат психологии общения, умению одеваться, светским манерам, построению проповеди, логике рассуждения... Автору не раз доводилось присутствовать на таких собраниях: толкуют здесь о многом, но редко услышишь призыв к покаянию, исповеданию грехов, милосердию. Лишь иногда эту "тему" затрагивают пожилые члены сект. Не удивительно, что в иеговистских журналах "Сторожевая башня" и "Пробудитесь!" вы почти не встретите публикаций о важности для спасения покаяния и исповедания грехов.
Для протестантизма, поврежденного ложью самомнения, это закономерно. Зачем каяться протестанту, если он уже спасен? Любой протестант, будь то баптист, адвентист, пятидесятник, методист, на вопрос, спасен ли ты, уверенно ответит - да! А если это так, то что может добавить уже спасенному покаяние? Иеговисты убеждены, что Бог не будет судить их земные деяния, а стало быть и не зачем каяться, ведь они и без того удостоились места в теократическом царстве. Свое предназначение они видят в толковании (как они понимают) миру слова Божия. Надо признать, что энергия заблудшего сектантства приносит свои недобрые плоды. Так, в "вечере воспоминания" (имитация Тайной Иисусовой Вечери) в 1994 г. во всем мире участвовало более 12 миллионов человек, что более чем в два раза превышает число "активных возвещателей", т.е. членов иеговистских сект [288]. В странах СНГ в "вечере воспоминания" участвовало более 200 тысяч человек [289] (по другим данным, иеговистов - 450 тысяч человек) [290]. В России количество сектантов растет благодаря навяз-чивой принудительно-добровольной миссионер-ской деятельности сектантов. Каждый иеговист раз в месяц заполняет карточку-отчет, где рапортует о своих проповеднических успехах. У свидетелей Иеговы существует несколько ступеней проповедничества: некрещеный возвещатель, кре-щеный возвещатель, частный пионер и, наконец, общий пионер. Все звания присваиваются только после согласования с Бруклинским центром в США.
Возвещатель той или иной категории обязан посвятить проповеди определенное количество часов. Поступившие сводки суммируются и затем в виде отчета направляются в Центр - за океан. Пожелавший вступить в Общество свидетелей Иеговы должен подать письменное заявление, которое рассматривается там же - в США.
Очевидно, что свидетели Иеговы - одна из самых жестко организованных в мире сект протестантизма, со своей системой иерархической соподчиненности. Вознамерившиеся оставить Общество также должны написать заявление в Центр.
В России по сугубо догматическому признаку можно выделить два иеговистских течения: бруклинской ориентации - их преобладающее большинство - и Общество исследователей Священного Писания - "Епифания". Этих общин в России насчитывается немногим более десятка. Крупнейшая из них находится в Нижнем Новгороде. Сравнительно недавно здесь каждый год происходило более десяти иеговистских крещений. Организационно эти общины тяготеют к Украине, где проживает большинство последователей "Епифании", а их члены исповедуют вероучение основоположника иеговизма - Ч.Рассела. Это весьма консервативное течение иеговизма, хотя также претерпело некоторое влияние "обновленчества". Общинники "Епифании" не признают названия свидетели Иеговы, именуя себя студентами, изучающими Библию.
Относительно общей численности свидетелей Иеговы в России приводятся самые противоречивые сведения. На Украине утверждают, что общее их число в СНГ достигает 100 тысяч, из них три четверти живет за пределами России. Иеговисты России утверждают, что их общины есть почти в каждом крупном городе. По-видимому, это не так. Отдельные последователи действительно есть во многих городах, но полноценных общин нет.
В определении численности иеговистов нельзя полагаться на статистику бывшего Совета по делам религий при Совете Министров СССР. Так, согласно данным этого ведомства, в Украинской ССР в 1991 г. проживало около 20 тысяч свидетелей Иеговы, объединенных в 191 группу. Это явно заниженная цифра: вследствие глубокой законспирированности многие группы верующих умело "уходили" от пристального наблюдения соответствующих госорганов.
Если в 1961 г., по данным Совета, в СССР действовало 607 групп свидетелей Иеговы, то после издания запретительной инструкции (1961 г.) наметилось заметное сокращение: 1966 г. - 468, 1971 г. - 480, 1976 г. - 411, 1986 г. - 378 групп [291].
Общины распадались отнюдь не потому, что сектанты становились индифферентными к вере, а ввиду усиления давления властей. И по сей день у свидетелей Иеговы сохранился прежний дух конспиративности - многие предпочитают собираться небольшими группками по квартирам, где изучают Библию.
К концу восьмидесятых годов в России многие сектантские объединения вышли из полуподполья и официально зарегистрировали свою деятельность. Однако свидетели Иеговы от регистрации отказывались вплоть до 1991 г. - времени выхода закона о религиозных объединениях, о чем красноречиво свидетельствует приведенная ниже таблица.
Зарегистрировано | |||||
1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | |
Всего по СССР | 99 | 65 | 67 | 104 | 1070 |
Русская Православная Церковь | 2 | 3 | 10 | 18 | 809 |
Грузинская Православная Церковь | 1 | 1 | 1 | 5 | 50 |
Католическая Церковь | 4 | 3 | 3 | 6 | 39 |
Лютеранская Церковь | 12 | 10 | 4 | 9 | 10 |
Армянская Церковь | - | - | - | 1 | 5 |
Реформаторская церковь | - | - | - | - | 1 |
Методистская церковь | - | - | - | - | 1 |
Старообрядческая церковь | 5 | 2 | 5 | 1 | 9 |
Мусульмане | - | - | - | - | 4 |
Буддисты | - | - | - | - | 1 |
Евангельские христиане-баптисты | 19 | 24 | 17 | 24 | 46 |
Пятидесятники | 26 | 13 | 12 | 22 | 30 |
Молокане | 4 | 1 | - | - | 3 |
Менониты | 7 | 1 | 1 | - | - |
Кришнаиты | - | - | - | - | 1 |
Здесь не приведены данные о таких сектах, как истинно-православные христиане, истинно-христианская церковь, свидетели Иеговы, адвентисты-реформисты. Может возникнуть вопрос, а не являются ли все вновь зарегистрированные протестантские объединения недавно образованными? В большинстве случаев это действительно так, однако здесь указаны и общины, которые в различные годы действовали "вне закона" и впоследствии оформили свой статус.
По данным Бруклинского центра, количество возвещателей у свидетелей Иеговы в странах СНГ на январь 1994 г. составляло 62158 человек [292]. На самом деле число сектантов значительно превосходит указанную "цифру", которая включает только крещеных. Как уже отмечалось, среди сектантов немало некрещеных возвещателей, т.е. разделяющих учение иеговизма, но еще не принявших крещение. Каково же общее число? В 1994 г. свидетелями Иеговы в странах СНГ было крещено 16686 человек [293]. Из анализа динамики роста сектантских общин следует, что сегодня число некрещеных возвещателей не намного превышает вышеуказанную "цифру". Можно предположить, что в настоящее время в странах СНГ свидетелей Иеговы насчитывается около 90 тысяч, и это недалеко от "цифры", приводимой самими сектантами, - 100 тысяч. Всего на территории СНГ, согласно данным Бруклинского центра, число общин достигает 521 (данные 1995 г.) [294]. Данные 1996 г. в два раза превышают эту "цифру" (1100 собраний) [295]. Первая "цифра" (521 община), на наш взгляд, более соответствует реальности.
Динамику роста числа последователей свидетелей Иеговы в XX в. можно сопоставить с увеличением таковых у пятидесятников, хотя у последних миссионерская деятельность поставлена гораздо хуже.
Если в 1918 г. во всем мире у свидетелей Иеговы в проповеди "для внешних" участвовало 3868 человек, то впоследствии эта "цифра" каждое десятилетие увеличивалась, достигнув в 1993 г. 4 миллионов 483900 человек.
Столь внушительная армия проповедников умеет дать знать о себе. Вот отчего едва ли не каждый наслышан о свидетелях Иеговы. И хотя, к примеру, объединение Евангельских Христиан-Баптистов в СНГ в несколько раз превосходит численность иеговистов (по данным самих баптистов, их в СНГ более 600 тысяч), навязчивость, бесцеремонность иеговистских проповедников стала притчей во языцех.
В настоящее время число свидетелей Иеговы превысило во всем мире 5 миллионов человек. Их официоз - журнал "Сторожевая башня" - издается тиражом 16 миллионов экземпляров. Только за 1994 г. Общество "Сторожевой башни" потратило более 50 миллионов долларов на содержание специальных пионеров, миссионеров и разъездных надзирателей проповеднического служения.
Журнал "Сторожевая башня", "Пробудитесь!", а также многочисленные книги и буклеты издаются Обществом "Сторожевой башни" на высококачественной бумаге и почти всегда в цвете. Причем вся литература Общества распространяется исключительно бесплатно. Возникает вопрос: кому же выгодно столь щедро финансировать сектантство? Пусть читатель сам в меру своего разумения попытается ответить на этот вопрос, а наша работа, надеюсь, поможет ему в этом.