А.А.Зайцев |
"Распроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему" |
О брошюре архимандрита Рафаила (Карелина) "Какое согласие между Христом и... профессором А.И.Осиповым" |
1. Введение |
3. О вероучительских источниках |
4. "Поле Божественного откровения" |
5. Естественный закон |
6. Не поступил как стоик? |
7. Сошествие во ад |
8. Сосуществование двух Заветов |
9. К вопросу о границах Церкви |
10. Погибнут ли некрещенные младенцы? |
11. Что такое хула на Святого Духа? |
12. Отношение к анафематизмам |
13. Заключение |
"Полемические" методы архим. Рафаила |
Итак, повторим, появление книги архим. Рафаила “Какое согласие...” есть деяние антицерковное, даже если бы все богословские претензии автора к своему оппоненту были абсолютно справедливыми. Но справедливы ли они?
Непредвзятое прочтение этой книги, знакомство с другими печатными работами А.И.Осипова, внимательное прослушивание аудиозаписей его лекций и выступлений предохранило бы архим. Рафаила от поспешного произнесения многих заведомо ложных обвинений, а также позволило бы ему строить свою критику на объективном фактическом материале, с использованием точного цитирования высказываний профессора, а не с их вольным, до неузнаваемости искаженным пересказом. Тогда читатели брошюры архимандрита Рафаила смогли бы сами судить о том, действительно ли А.И.Осипов считает, что членами некой универсальной церкви являются или становятся люди по их нравственным качествам, а благодати как освящающей силы для спасения не требуется; действительно ли в основе его высказываний лежит протестантское учение о небесной церкви, в которой объединятся люди различных конфессий, и теософское учение об общности и равенстве религий; действительно ли вера как главное условие для спасения и богообщения им игнорируется и т.п., или же все это только кажется его слишком предвзятому критику. Тогда архим. Рафаилу не потребовалось бы каким-то ему одному ведомым образом “распознавать” тщательно замаскированные “лжеучения” и едва ли не на каждой странице повторять, что хотя г-н Осипов прямо об этом и не говорит, но все-таки учит он якобы именно так. Обращает на себя внимание и обилие в брошюре архим. Рафаила разного рода обличительных “ярлыков”, большая часть из которых рассчитана только на эмоциональный эффект и лишена сколько-нибудь серьезного смысла. Поэтому все эти ничем не подтвержденные обвинения в "гуманистических спекуляциях", "секуляритивно-нравственных заключениях", "плоском морализме", "кантианстве", "модернизме" и прочих "измах" можно расценить только как наглядный пример того, что происходит с человеческим разумом, когда он безоглядно подчинится страсти. Сюда же следует отнести и целый ряд тенденциозных и абсурдных выводов. Чего стоит, например, одна только фраза о крещении в “Диалогах” Платона и “Силлогизмах” Аристотеля; а ведь расчет очевиден: неискушенный читатель может подумать, что именно о таком “эллинском крещении” и учит А.И.Осипов. Фиксировать каждый отдельный случай полемической некорректности архим. Рафаила у нас нет ни возможности, ни желания. Для этого, пожалуй, пришлось бы процитировать текст его брошюры почти полностью, но этой “привилегией” уже воспользовался ее “спрятавшийся” издатель. Впрочем, по ходу разбора основных аргументов архим. Рафаила рассматривать подобные примеры все же придется. |
[6] Архим. Рафаил. Какое согласие... С. 4.
|