А.А.Зайцев |
"Распроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему" |
О брошюре архимандрита Рафаила (Карелина) "Какое согласие между Христом и... профессором А.И.Осиповым" |
1. Введение |
2. "Полемические" методы архим. Рафаила |
3. О вероучительских источниках |
4. "Поле Божественного откровения" |
5. Естественный закон |
6. Не поступил как стоик? |
7. Сошествие во ад |
9. К вопросу о границах Церкви |
10. Погибнут ли некрещенные младенцы? |
11. Что такое хула на Святого Духа? |
12. Отношение к анафематизмам |
13. Заключение |
Сосуществование двух Заветов |
Теперь о духовных границах Ветхого Завета.
Но святые Отцы Церкви оценивали понятие “Ветхий Завет” не по каким-то внешним, историко-хронологическим или другим формальным признакам. Ветхий Завет был для них прежде всего духовной реальностью, выражением которой служит родственное понятие “ветхий человек”. Ветхий Завет – это жизнь по естественному закону, по закону совести в рамках ветхой, не обновленной благодатью Святого Духа природы. Ветхий (естественный) Завет служит духовным приготовлением к принятию Нового (сверхъестественного, благодатного) Завета. В этом вопросе Отцы Церкви исповедовали, с точки зрения архим. Рафаила, наверное, еще более “революционную” по сравнению с тем, что говорит А.И.Осипов, теорию. Ветхий Завет, настаивают они, продолжается в новозаветную эпоху не только для “внешних”, то есть тех, кто по объективным причинам не услышал евангельской проповеди в своей земной жизни, но и для большинства христиан, – для всех тех членов Церкви, которые реально не пережили еще обновления своего ветхого естества, не пережили рождения от Святого Духа (не путать с принятием таинства крещения, которое является лишь залогом этого рождения). И речь идет не только о номинальных христианах, для которых членство в Церкви – лишь дань традиции или же средство для достижения личной корысти (карьерный рост, обогащение, слава и т.п.). Это относится и к искренним и благочестивым христианам, которые, однако, не освобождены еще от власти ветхого человека. Наиболее подробно и обстоятельно святоотеческая концепция сосуществования двух Заветов изложена в 21-м собеседовании преп. Иоанна Кассиана Римлянина. Вот что он, в частности, пишет: “Посему теперь находится в нашей власти – состоять ли под благодатью Евангелия, или под страхом закона. Ибо всякому необходимо по качеству своего действования пристать к той или другой стороне. Превосходящих закон воспринимает благодать Христова, а низших закон удерживает, как своих должников и повинных ему. Ибо повинный против заповедей закона никак не может достигнуть евангельского совершенства, хотя бы и хвалился, что он христианин и освобожден благодатью Господа, но напрасно. Ибо надобно считать еще состоящим под законом не только того, кто отказывается исполнять заповеди закона, но и того, кто довольствуется только соблюдением повелений закона и вовсе не приносит плодов достойных звания и благодати Христовой...” [67]. И еще: “А кто не хочет подчиниться требованию евангельского совершенства, тот не знает, хотя и крещен и кажется монахом, что он не состоит под благодатью, но спутан еще узами закона и обременен тяжестью греха” [68]. У блаж. Августина эта концепция приобретает двойной смысл: не только Ветхий Завет продолжается в новозаветную эпоху, но и в ветхозаветную эпоху, оказывается, были те, которые в силу своего произволения таинственно принадлежали уже к Завету Новому [69]. В трактате “О крещении” блаж. Августин пишет: “Как в таинствах Ветхого Завета уже были некоторые люди духовные, втайне принадлежащие к Завету Новому, который тогда еще был запечатан, так и теперь, в таинствах Нового Завет... оказывается, что многие живут по естеству, и, если они не приступают к приятию того, что от Духа Божия, к чему призывает их речь Апостола, то они все еще относятся к Ветхому Завету” [70]. Идея сосуществования двух Заветов встречается в творениях свв. Иринея Лионского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Симеона Нового Богослова и других. Все эти святоотеческие свидетельства ясно показывают не только то, что Ветхий Завет как духовная реальность продолжается для большей части человечества и в новозаветную эпоху, но и то, что оба Завета – Ветхий и Новый – реально сосуществуют в канонических границах одной и той же новозаветной Церкви, и, добавим, могут сосуществовать даже в одной и той же человеческой душе. В этом смысле все, что о Рафаил именует “внешним обнаруживанием” (религиозные и нравственные каноны, все формы кодификации Предания, все, что принято называть церковной икономией и т.д.), можно расценивать как обновленную версию Ветхого Завета [71], цель которой все та же – подготовить человека к вступлению в Новый Завет с Богом, – Завет благодати [72]. Возможно, что для архим. Рафаила, богословский кругозор которого ограничен лишь схоластическими стереотипами “символических книг”, вышеизложенные мысли св. Отцов, станут очередным камнем преткновения. И потому, если у него возникнет подозрение, что приведенные свидетельства якобы вырваны из контекста, а потому, дескать, понимать их нужно как-нибудь в несобственном смысле, мы предлагаем ему ознакомиться со святоотеческими творениями поосновательнее и не оценивать их, подвергая насилию, только сквозь призму “символических книг”. |
[66] Архим. Рафаил. Какое согласие... С. 7-8.
|