А.А.Зайцев |
"Распроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему" |
О брошюре архимандрита Рафаила (Карелина) "Какое согласие между Христом и... профессором А.И.Осиповым" |
1. Введение |
2. "Полемические" методы архим. Рафаила |
3. О вероучительских источниках |
4. "Поле Божественного откровения" |
5. Естественный закон |
6. Не поступил как стоик? |
7. Сошествие во ад |
8. Сосуществование двух Заветов |
9. К вопросу о границах Церкви |
10. Погибнут ли некрещенные младенцы? |
12. Отношение к анафематизмам |
13. Заключение |
Что такое хула на Святого Духа? |
Следующее обвинение, предъявляемое А.И.Осипову, связано с пониманием того, что следует понимать под хулой на Святого Духа. Архим. Рафаил пишет:
Процитируем самого А.И.Осипова: “Христос говорит: "Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12, 31-32). Что такое хула на Святого Духа? Святой Дух – это Дух истины. Поэтому хула на Духа Святого – это, конечно же, не просто формальное оскорбление третьей Ипостаси Пресвятой Троицы, – большинство человечества даже и не знает о христианской Троице ничего определенного. Хула на Духа Святого – это сознательное противление истине, которая очевидна для человека именно в тех условиях, в которые он поставлен Промыслом Божиим. "Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!" (Ис. 5, 20) – говорит пророк Исаия. Сознательное противление очевидной истине – это самый страшный, самый жуткий грех, – грех, приводящий человека к полному разрыву с Богом – источником истины – и соединяющий его с ее яростным противником – сатаной. Сатана, собственно, и означает противник. Только сознательное, свободное, упорное и нераскаянное противление очевидной истине не простится человеку ни в этом веке, ни в будущем. Отсюда следует, что любой другой грех, даже хула на Сына Человеческого, то есть на Самого Христа, произнесенная в неведении того, Кто Он есть на самом деле, может быть человеку прощена при условии, что сам человек захочет быть прощенным, то есть раскается. Поэтому для тех людей, которые по не зависящим от них причинам не знают Христа, не знают истинного христианства, сохраняется возможность спасения по образу ветхозаветных праведников. Ветхозаветные праведники приготавливались к спасению, следуя закону совести, по мере своего смирения, по мере познания самих себя, по силе пусть даже интуитивного ожидания Спасителя. По смерти эти люди, как и все дохристианское человечество, сходили в ад. Но искупительная Жертва Христа разрушила врата адовы. Сойдя в темницы адовы, Христос проповедал спасение всему содержавшемуся там ветхозаветному человечеству (1 Пет. 3, 19). Истина стала очевидной, и все праведники, то есть все, не похулившие Святого Духа, получили возможность принять Спасителя, соединиться с Ним, стать членами Его Тела – Церкви. В аду остались только те, для которых истина, правда, любовь, милосердие ненавистны и неприемлемы в принципе” [107]. Как видим, А.И.Осипов не считает, что вера в Сына Божия не обязательна для спасения, он говорит лишь о том, что для ищущих истины, правды (ср.: Мф. 5, 6), но не услышавших Евангелия при жизни (как, например, наши предки в первую 1000 лет), после смерти все же сохраняется возможность уверовать в Сына Божия, – в этом и заключается смысл сошествия Христа во ад, смысл Его проповеди в аду [108]. В то же время А.И.Осипов предупреждает: “Однако даже и в этом случае войти в Царство, вкусив геенское “благо” вне Бога – опыт страшный. Апостол пишет: "...каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня” (1 Кор. 3; 13-15). – Прекрасный образ, показывающий, что и состояние спасения может быть различным. Для одних оно со славой, честью, наградой, другой спасется, но так, как бы из огня. Потому св. Исаак Сирин предупреждает: “Остережемся в душах наших... и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания – степень страдания в ней” [109]”. [110]" Кроме того, А.И.Осипов не считает, что грех неведения простится без покаяния, напротив, он постоянно настаивает, что “Бог спасает нас не без нас”, и простить наши грехи без нашего участия, то есть без покаяния, Бог не может. Вновь процитируем архим. Рафаила, “пересказывающего” профессора:
|
[106] Архим. Рафаил. Какое согласие... С. 26.
|