Лекция Одиннадцатая
Понятие священства
После обширного вступления, открывающего нам неизреченную полноту благодати, излиянную на пришедшее ко Христу человечество в образе священства, обратимся к систематическому изложению предмета. Путеводною нитью послужит нам стародавняя "Книга должностей пресвитеров приходских" - неувядаемая азбука пастырского делания. Пользуясь ею, и современному пастырю, в столь отличные от прежних условия поставленному, легче было бы искать и находить, как руководственные указания для своей пастырской совести, так и практические указания для осуществления своей должности.
Вспомним, как определяет священство эта Книга. "Священство есть служение, в Новом Завете от Христа Апостолом и их преемникам преданное, состоящее в проповеди слова Божия и строении таинств, дабы, сими средствами примирив грешников Богу, совершить их вере и святом житии к получению живота вечного во славу Божию". Трудно желать большей полноты и точности. Это определение охватывает и происхождение, и духовную природу священства, и задачи его, и средства к их выполнению, а равно конечное назначение священства. Выражено все это ясно и вразумительно. В дальнейшем изложении, как тут же обещает Книга, "сего описания всякое слово утвердится от Божественного Писания". Не можем мы, конечно, весь этот благодатный материал воспроизводить, но по малости будем и из него черпать. Пользоваться будем, конечно, и иными источниками. В частности, в этом отделе пользуемся трудами проф. В. Певницкого.
От кого установлено священство? Корни его уходят в незапамятную глубину. Оно - необходимое условие истинного богопочитания. Первоначально сливаясь с патриаршеством, оно рано получает самостоятельность. Вспомним Мелхиседека, священника Бога Вышнего (Быт. 14, 18-20), вспомним мадиамского священника Иофора, с дочерью которого встретился Моисей. Организованный характер получает священство в законе Моисеевом. Несение этого блаженного ярма возлагается на род Ааронов, а племени Левиину поручается отправление служб при скинии. Все остальные чада избранного народа отстраняются, и священство ставится под мощную охрану закона. Во всей своей благодатной полноте раскрывается священство, конечно, только в Новом Завете. Не должны нас смущать некоторые выражения апостольские. Так, всех верующих апостол Петр именует: "священство святое", или "царское освящение, язык свят, люди обновления" (1Петр. 2, 5 и 9). Апостол и евангелист Иоанн говорит: "Христос сотворил нас цари и иереи Богу и Отцу Своему" (Откр. 1, 6). Здесь, как говорит проф. В. Певницкий, свидетельствуется о благодати, укреп-ля-ющей и освящающей верных, приобщившихся к обществу святых и тем приблизившихся к Богу, по сравнению с неверными, но никак не отрицается разделение дарований и служений. "Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?" - восклицает апостол Павел, - заключая характеристику тела Церкви (1Кор. 12, 13-30).
В основе новозаветного священства лежит апостольство, в основу же апостольства положено избранничество. Господь избирает "ихже хотяше Сам", нарочито подчеркивает евангелист (Мк. 3, 13). Новозаветный Первосвященник, Архиерей по чину Мелхиседекову, нарочито подчеркивает то, что посланники Его Им Самим избраны. "Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас и положих вас, да вы идете, и плод принесете" (Ин. 15, 19). "Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы", - говорит Сам Господь (Ин. 20, 21-23). Отождествление этого малого начатка со всем, что из него будет произрастать до скончания века, нарочито утверждается Христом, когда Он посылает в мир апостолов: "Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века" (Мф. 28, 18-20). "Апостолы до скончания века не жили, - говорит по этому поводу "Книга должностей", - но живут от времен апостольских и до скончания века будут жить преемники их, епископы и пресвитеры". Первосвященническая молитва Спасителя, в части ее, обращенной к апостолам, обстоятельно раскрывает нам теснейшую, неразрывную, чудесную связь Христа с Его посланниками. Буквально точно, применительно к священству, определяется эта связь последними словами: "за них Аз свящу Себя, да и тии будут священи во истину" (Ин. 17, 6-19). И в других местах Евангелия неоднократно Спаситель отожествляет Себя со Своими посланниками: "Аминь, аминь глаголю вам, приемляй, аще кого послю, Мене приемлет, а приемляй Мене приемлет Пославшаго Мя" (Ин. 13, 20; Мф. 10, 40; Лк. 10, 16).
На какой конец установлено священство? "Книга должностей" воспроизводит, краткую форму апостола Павла - лучше не найдешь! - Служение примирения (2 Кор. 5, 18-19) - вот назначение священства. Слово примирения - вот содержание проповеди священников. "Конец и предмет священства, - говорит Книга, - есть тот, дабы человецы, грехами своими отпадшие от Бога и казнем вечным себя подвергшие, паки в благодать Божию приведены были, и по приведении совершилися бы в вере и святом житии так, чтобы соединившися со Христом, аки уды со главою своею, во едино тело, сподобилися получить живот вечный, в славу Совершителя спасения своего Триипостасного Бога".
"Как превосходный сей чин?" - спрашивает далее Книга. Мы дали выше обильный материал, отвечающий на этот вопрос, но не упустим здесь привести некоторые наименования, которыми Слово Божие ублажает чин священства: Ангелы Господа Вседержителя, Ангелы Церквей, Свет мира, Соль земли, Пастыри стада Христова, Споспешники Божии, Архитектоны здания Божия, Други Жениха... Не упустим отметить и то, как сильно о достоинстве священства говорят Постановления Апостольские, не имеющие канонической силы, но выражающие практику христианской древности: выше царского воспринимается сан священства. "Если восстающий против царей достоин наказания, хотя бы был он сын, хотя друг: то воскольку более достоин наказания тот, кто восстает против священников? Ибо насколько выше священство царства, как подвизающееся душе, восколько тягче накажется тот, кто ему дерзает сопротивляться, в сравнении с сопротивляющимся царству". То же должно быть сказано в отношении родителей: духовные отцы выше! "Они-то возродили вас водою, исполнили вас Духом Святым, млекопитали вас словом, вскормили вас учением, утвердили вас вразумлениями, сподобили вас спасительного Тела и драгоценной Крови, разрешили вас от грехов, сделали причастниками святой и священной Евхаристии и соделали вас общниками и сонаследниками обещания Божия. Благоговейте пред ними и чтите их всякой честию, ибо они получили от Бога власть жизни и смерти, власть судить и осуждать согрешивших на смерть огня вечного и разрешать и оживотворять обращающихся от грехов". Не упустим подчеркнуть и то, как неизменно утверждается отождествление посланных с Пославшим: "Слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается Пославшего Мя". Так было и в Ветхом Завете. "Не тебя уничижиша, но Мене уничижиша", сказал Господь, когда унижение было оказано Самуилу за старость его (1Цар. 8, 7).
Но если так превосходен чин священства - то "колико труден и опасен он". После всего нам уже известного не будем и тут особенно распространяться. Отметим, однако, с одной стороны предельно сильное слово пророка Иеремии, в предельной степени могущее быть относимо к священству: "проклят человек, творяй дело Господне с небрежением" (Иер. 48, 10). Отметим, с другой стороны, и то, что говорится об ответственности пастырей в апостольских постановлениях: Вы будете судимы за неопытность вашу и за погибель овец! Страшны эти два предостережения, - и трудно сказать, которое из них должно привести больше в трепет вступающих на стезю священства. Не только небрежение зовет осуждение, но даже отсутствие должной опытности. Как же строг должен быть к себе священник! Понятно отсюда, что "Книга должностей", снова, всячески обрисовав многочисленными цитатами из Писания и святых отцов высоту священнического звания и трудности его, всячески предостерегает ищущих этого звания против беспечности. Нужно "иметь достаточные силы душевные, разум, учение, слова искусство, добрые нравы, житие беспорочное, примерное". Если кто имеет подобные достоинства, тот согрешит, если не захочет послужить в этом звании Богу и людям, особенно если он зван будет. "Не имущие же не только самоохотно к принятию на себя сего чина да не текут примером лжепророков, но званы будучи и убеждаемы, да отрицаются". Особенно должны убегать "помраченные тьмою невежества, порочного и скверного жития". Главнейшее же испытание для каждого "приходящего к священству" следующее: "Да испытует сердце свое, чувствует ли оно Христа, глаголющаго: Любишь ли Мя - паси овцы Моя".
Хорошо об этом последнем испытании говорит св. Дмитрий Ростовский в слове о св. Тихоне Амафунтском: "Господь, пока пребывал видимо с людьми на земле, только Один именовался Пастырем овец, говоря: "Аз есмь Пастырь добрый". Когда же, совершив дело пастырства, восхотел отойти к Отцу Своему, оставил после Себя наследников пастырства, святых Своих Апостолов и за ними Архиереев, чтобы пасли стадо Его, заповедуя каждому из них то, что некогда сказал святому Петру: "паси овцы Мои" (Ин. 21, 16). Поэтому каждый архиерей есть пастырь стада Христова, и как пастырь он должен быть добрым, чтобы на нем, как на образе Христовом, исполнились слова Христовы: "Аз есмь Пастырь добрый". И дальше: "Никто не может быть добрым пастырем, если прежде не соделается сам доброю овцой Христовой. И Сын Божий, пришедши на землю, чтобы упасти и спасти людей Своих, сначала сделался Агнцем, вземлющим грехи мира... из агнчества дошел до пастырства".
В этих замечательных словах св. Дмитрия Ростовского особенной глубиной отличаются последние, уподобляющие пастыря одновременно и овце и агнцу. Дело подготовления к священству освещается новым светом, в котором тонут все только что указанные признаки созревания человека к пастырскому званию. Полное послушание Христу требуется, отвержение овеческое своей воли. Требуется и нечто большее: принесение себя в жертву, "агнечество". Подвиг мученичества - вот что сознательно и намеренно должен приять в свое сердце каждый будущий священник, как сердцевину своего предстоящего делания. Двойное распятие должен он быть готов понести, не только общехристианское, но и особое пастырское. Готов ли ты к этому? Вот основной вопрос, который должен быть поставлен каждым, кто хочет быть священником.
Общую характеристику пастырского служения мы хорошо усвоим из следующих слов, с которыми обратился св. Митрофаний Воронежский к пастырям, призванный быть архипастырем:
"Честные иереи Бога Вышнего, вожди словесного стада Христова. Вы должны иметь светлыми очи ума, просвещенные светом разумения, чтобы вести других по правому пути, по слову Господа вы должны быть сами светом: "вы есте свет мира" (Мф. 5, 14). Вы, пастыри, должны преподавать своим овцам словесным приготовленную манну слова Божия, подобно тому, как ангелы приготовляли чувственную манну в пустыни. Вы, как ходатаи, должны в молитвах ваших подражать Моисею и Павлу, которые с такой ревностью молились Богу за людей своих. Моисей говорил Богу: "и ныне, аще оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси" (Исх. 32, 32). Павел говорит: "молил бых ся бо сам, аз отлучен быти от Христа по братии моей, сродницех моих по плоти: иже суть исраилите" (Рим. 9, 3). Так и вам подобает ревновать о спасении людей Божиих. Добрые пастыри были таковы, что готовы были души свои положить за овцы. Так и вы устрояйте себя. "Пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею, и по Бозе: ниже неправедными прибытки, но усердно" (1Петр. 5, 2). Христос Спаситель, когда вручил святому апостолу Петру пасение овец Своих, трижды говорил ему: "паси". Это очевидно для того, что пастыри трояко пасут врученное им стадо: словом учения, молитвою и силою святых таинств, наконец, образом жизни. Эти три вида пасения и вы усердно выполняйте: преподавайте людям слово учения, показывайте на себе пример доброй жизни, усердно возносите молитвы к Богу о врученной вам пастве, старайтесь преподавать им святые таинства, то есть просвещайте неверующих святым крещением, согрешивших после крещения старайтесь приводить к покаянию и исправлению жизни, достойных сподобляйте пречистых Тайн Тела и Крови Христовых, заботьтесь о больных, особенно, чтобы не отходили из этой жизни без Святых Тайн и не лишались последнего елеосвящения. Вместе с божественным Павлом "засвидетельствую убо аз пред Богом и Господем Иисус Христом, хотящим судити живым и мертвым в явлении Его и царствии Его: проповедуйте слово, настойте благовременне и безвременне, обличайте, запрещайте, умоляйте со всяким долготерпением и учением" (2 Тим. 4, 1-2). "И молю вас братие, вразумляйте безчинные, утешайте малодушные, заступайте немощные, долготерпите ко всем, непрестанно молитеся, о всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас" (1Сол. 5, 14 и 4, 17-18). "Образ будите верным словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою" (1Тим. 4, 12). "Ни едино, ни в чем же дающе претыкание, да служение беспорочно будет: но во всем представляйте себе, яко Божия слуги" (2Кор. 6, 3-4). Если и все это соблюдете, то воистину "явльшуся Пастыреначальнику приимите неувядаемыя славы венец" (1Петр. 5, 4).
|