Пастырское Богословие
Часть первая


Лекция Тринадцатая

Учение делом

     Этот отдел в "Книге о должностях" делится на следующие три части: 1. Общие положения о том, как должен пресвитер наставлять прихожан примером "к житию святому"; 2. Изображения отдельных добродетелей применительно к исчислению их апостолом Павлом; 3. Указание на некоторые другие еще добродетели.
     Если кто научает словом добродетели, должен он поступать согласно слову своему, чтобы не сказал ему кто: врачу исцелился сам. Так должен вести себя священник, чтобы мочь сказать словами Спасителя: "Кто от вас обличает Мя о гресе?" (Ин. 8, 46). Как и Златоуст учит: "Великое есть учителю дерзновение, когда от дел своих благих может наказывать учеников, чего для и Павел глаголаше: сами бо весте, како лепо есть вам подобитися нам, и много паче должен быти учитель от жития, нежели от слова". Должен пастырь не просто звать овец, но и примером ходить пред ними. И Тимофея, и Тита тому учит ап. Павел. О Самом Пастыреначальнике как "Книга Деяния" говорит? "Начат Иисус творити же и учити". Апостол Павел, сообразуясь Христу, зовет к подражанию себе и Христу. "Сего для всяк, о иерее! внимай себе, и подвизайся иметь христоподобное житие, чтоб могл с Павлом говорить: Подобни мне бывайте, якоже аз Христу". По слову Златоуста, должен быть пастырь "аки закон одушевлен, аки правило и устав добраго жития".
     Переходя к ближайшему рассмотрению учительного примера, являемого жизнию пастыря, "Книга должностей" опирается на характеристику епископа, данную апостолом Павлом в 1 послании к Тимофею. Какому подобает быть епископу?
     Непорочну, т.е. праведну и преподобну, иначе говоря, не должен он иметь никакого порока и быть наиподобнейшим Богу. "Каяж добродетель не взыскивается от того, кто Богоподобным, а не только преподобным хощет нарещись?"
     Единыя жены мужу, т.е. не должен по смерти жены сочетаться вторым браком.
     Трезвену, т.е. отличаться как телесной трезвостью, так и душевной трезвостью, в особенности имея неусыпное бдение о стаде, ему порученном.
     Целомудру, т.е. чистому и делом, и мыслию, а потому быть способным иметь "целое мудрование" или "целый разум, ничем неиспорченный, нескудный, но во всем достаточный".
     Благоговейну, т.е. исполненному и внутренней богобоязненности, верою, любовью и страхом; поклоняющемуся Богу духом и истиною; и внешне это выражающему молитвой, богомыслием, милостыней.
     Честну а "честен есть, как слово греческое апостолом употребленное показует, тот который приличное чину своему во всем, т.е. делах, в речах, в хождении, одеянии, домостроительстве и прочем сохраняет". Этим возбраняется и богатое пиршествование, и карты, и плясание, и самое смотрение того. "Ризами не украшалися бы, да и гнусных не носили. Первое бо в пресвитере мягкость и расслабление души являет, второе есть знаком пустосвятства".
     Страннолюбиву, почему дом пастыря должен быть "аки общая гостиница". "Не точию к странным должен быть любителен, но и ко всем требующим помощи его, а наипаче нищим, и в недугах лежащих пособлять, о сиротах промышлять, вдовиц и обиженных заступать, о невинных ходатайствовать. Апостолы, делая своими руками - и то о нищих помнили! Блаж. Иероним писал: "Кто сверх нужды своей оставляет, тот аки чуждая крадет".
     Учительну, каковое совершенство прежде всего от пастыря взыскуется. Об этом говорилось выше, а тут на что внимание нарочитое обращается? Если кто "без довольства учения" получил чин священства, тот должен восполнять пробел усердным изучением Божественного Писания и догматов веры, а поучения народу читать Златоустовы, а если и того не может, то употреблять для того дьякона или разумного причетника. А помимо того должен непорочностью своего жительства "как трубой громкой" возбуждать и поощрять. Как и блаж. Августин учит, чтобы "было его житие образом вместо довольства слова".
     Не пианице, каково зло причиной бесчисленных бед бывает, а мерзость его пред Богом и в Ветхом и Новом Завете обличается, и все же повседневно наблюдается. Почему Церковь "не токмо пресвитерам, но и причетникам, не только упиватися, но и в корчемницы входити, под извержением и отлучением от Церкви запрещает".
     Не бийце, не сварливу, или как к Титу: не гневливу, не дерзу, не напрасливу. Исходный порок тут гнев; ему выражение ни в чем нельзя давать. Вообще же бегать надо не только ссор домовых и о вещах партикулярных, но и "словопрений, истязаний пустословных о вере, для показания себя, а не истины, для славы своей, а не Божией". Бийцей же разумеется не только "кто руками или палкой с кем в драку входит, но и кто словами досаждает, или немощнаго соблазняет". Златоуст говорит: "Учитель - врач душ есть, врач же не биет, но болезненнаго и уязвленнаго врачует и исцеляет".
     Но кротку, не лицемерно и не притворно, а евангельски кротку, как и апостол учит: "укоряеми благословляем, хулими утешаемся". Но это не значит невнимание к оговору и клевете; молчание тут клевете пособит, а надо "неповинность свою без гнева и ссоры указав, клеветникам простить. А когда до суда дойдет, то и там по законам чистосердечно, без всякой ябеды, своего искать, или невинность свою очистить стараться. И сие кротости не противно".
     Не мшелоимцу, не скверностяжательну, не завистливу, не сребролюбцу - то сродные пороки, ветви одного корня, сребролюбивого духа, который есть всех корень всех зол, по слову Апостола, и идолослужение. И чтобы быть тому духу чуждыми, должны пастыри иметь око простое, нелукавое, и сердце апостольское Павлово: "Ты же, о человече Божий, сих бегай, гони же правду, благочестие, веру, любовь, терпение и кротость. Подвизайся добрым подвигом веры, емлися за вечную жизнь, в ню же и зван был еси" (1Тим. 6, 11-12). Скверностяжательство и мшелоимство есть два слова, переводящие одно греческое в разных местах и "значит человека, который творит скверный прибыток". Способы тому разные, и указываются в Книге следующие: лихоимство, корчемство, купечество (т.е. "разные для прибыли промыслы употреблять"), истязание мзды за тайнодействия. Блаженный Иероним учил: "Промышленника, клирика из убогаго бывша богата, из подлаго славна, аки язвы моровой бегай".
     Свой дом добре правяща, чада имущу в послушании со всякой чистотою. "Вспомни, о пресвитер! Илия ветхозаветного, котораго Бог за беззакония распутных сынов его нещадно наказал (1 Цар. 4, 18). И помышляй о себе, да и не ты жесточайшей паче онаго казни будеши подвержен, ово за дом свой, ово за дом Божий, то есть за прихожан, тебе порученных, коих ты должен на путь спасения привесть".
     Не новокрещену, да не разгордевся, в суд впадет, и в сеть диаволю. На этом ближе не останавливается "Книга": то надлежит рассмотрению епископскому. Отмечает "Книга" только гордость, и с ней связанное самоугодие, т.е. самолюбие незаконное - точный источник гордости и надмения. Помнить должен пастырь, что он служитель Христа - кроткого и смиренного, и преемник Апостолов, которые укоряемы - благословляли, почему иерей с прихожанами не должен "власте-лински" поступать.
     Подобает же ему (пресвитеру) и свидетельство добро имети от внешних, да не в поношение впадет, и в сеть неприязненну. "Чрез внешних разумей иноверцев, паче же идолопоклонников и других неверующих во Христа, между коими первенствующая апостольская Церковь, как крин среде терния находилась. Ктож отсюду не видит, колико иерею подобает быть непорочну, и солнечных луч, по Златоустову учению, светлейшу. Естьли бо от иноверных поношение, частее без вины, как по вине бываемое, вредно есть: то много паче от своих православных христиан, а особливо прихожан, и всех тех, кои о житии его сведомы суть, поношение приключаемое, яко достовернейшее, большею сетью и запинанием в деле священническом может быть". По слову Златоустову: "Сия есть добродетель учителева, аще благих дел имеет свидетелей учеников своих".
     Обращаясь к добродетелям, не входящим в перечисление апостольское, Книга отмечает прежде всего двуязычие, о нем апостол говорит применительно к дьяконам, но предостережение это относится и к пресвитерам. Тут разумеется и оговор, хотя бы и праведен он был. Относит сюда Книга и вымышления чудес и "суеверная примечания, ничим не отличная волхований". Общая же характеристика требуемых от священника добродетелей умещается в заповеди Божии общие: "будите мудри яко змия, и цели яко голуби" (Мф. 10, 16). "Куплю дейте, дондеже прииду" (Лк. 19, 13). "В терпении вашем стяжите души ваша" (Лк. 21, 19). "Будите во Мне, и Аз в вас…" (Ин. 15, 4). "Вся сия заповеди требуют от пресвитеров, чтоб они Христу Богу последуя и с Ним соединяясь, как в обращении с другими всеми были разумны, скромны и осторожны, так и должностях звания своего тщательни, исправни и неутомими, в скорбях терпеливи, великодушни и непобедими". Снова возвращаясь к основным заповедям апостола Павла (в частности: "Аз себе не у помышляю достигша: едино же задняя убо забывая, в предняя же простираяся, со усердием гоню, к почести вышнего звания Божия о Христе Иисусе"), Книга предостерегает против высокоумия, ибо, по слову Златоуста, ничто так не расточает и не разоряет исправлений наших, яко напоминание содеянных нами благих. Снова вспоминая поучения апостола Павла, обращенные к Тимофею, Книга заключает свое наставление указанием на две "генеральные" добродетели: верность и мудрость, "под именем которых Сам Христос совершенных домостроителей Своих означает, и тем самым от них реченных двоих добродетелей особливейше требует: Кто есть, рече, верный строитель и мудрый, егоже поставит Господь над челядью Своею, даяти во время житомерие". Это чего требует? Чтобы пастырь не сам ел и пил, но рабам Господним раздавал пищу во время, "ово учением, ово тайнодействием, ово же молитвами к Богу, и во всем том не искал бы своих, но яже Христа Иисуса". Кто же верности и мудрости не имеет, то добродетели его "один вид и маска", а строитель - гроб повапленный, - а что такого строителя ожидает? "Вот жребий нерадивого и неверного пастыря: тут будет плачь и скрежет зубом".
     Восполним все выше сказанное одним поучением, более давним, чем Книга должностей, вполне ей созвучным - наставлением св. Тихона Задонского о должности пастыря. Вот как говорит об этом наш великий учитель:
     "Самое имя пастырь показует, каковы должны быть они: ибо пасут не скот бессловесный, но овцы Христовы словесныя, людей, по образу Божию сотворенных и кровью Христа, Сына Божия, искупленных. Внимай убо сему, возлюбленный пастырь!
     1. Сана или чести сея не должен ты проискивать, но звания ожидать.
     2. Когда зовешися, рассуждай себе, можешь ли толикое бремя поднять и носить? Когда не можешь, не касайся того, да не отяготит тебе и не погрузит в бездну. Надо тому исправить себе, кто хощет других исправлять: надобно прежде научить себе, кто хощет других учить: надобно быть осторожным самому, кто хощет других пасти и спасать. Надобно быть добрым самому, кто хощет других стрещи и сохранять. Надобно самому идти наперед, кто хощет вождем быть, и путь другим показывать, и вести их к отечеству: надобно быть светом мира, которым вси просвещаются, солию земли и прочее. Надобно прежде самому чистым и непорочным быть, кто хочет и других быть молитвенником к Богу. Надобно, дабы самого совесть не обличала, кто хочет других за грехи обличать, да не услышит: врачу, исцелися сам. Рассуждай сия, возлюбленне, и тягчайшаго сил твоих бремене не касайся.
     3. Пастырь должен людей учить неотменно, к истинному покаянию приводить, страх Божий и любовь в сердцах человеческих насаждать, бесстрашных и нераскаянных грешников судом Божиим устрашать, смущаемых и сомнящихся и к отчаянию склонных милостию Божию и евангельским утешением ободрять, суеверия и расколы и ереси искоренять. Все то учение от источник Израилевых, священных книг слова Божия почерпать и подавать людем, себе подчиненным.
     4. Место учения есть храм святый: однакож пастырь везде, где ни бывает собрание, может и должен учение преподавать, когда случай будет. В сем деле есть пример всем пастырям Христос Спаситель мира, Который не токмо в храме Соломоновом учил, но и в домех, и в пустыне, и в прочих местах. Случай подаст пастырю тщательному и остроумному что и где говорить, как сие видим и во Евангелии. За трапезою седя, может о трапезе царствия небесного говорить.
     5. Что имеешь говорить людям, тое должно прежде довольно рассудить и добре разуметь, и тако людям предлагать. Пища прежде варится и солию растворяется, и тако на трапезе представляется, и угодна, и полезна бывает ядущим: тако пастырю пищу Божия Слова должно прежде внутрь сердца своего сварить и солию разума растворить, и тако алчущим людям духовную трапезу представлять: иначе пастырь удобно может в слове погрешить.
     6. Понеже двояки люди суть, бесстрашно живущи, и страхом суда Божия сокрушении и алчущии утешения, то пастырь долг имеет в своем слове закон Божий и суд Божий на бесстрашных предлагать, и тем их к истинному покаянию и сокрушению приводить: сокрушенным же и печальным и смущаемым в совести евангельское утешение подавать, "верно слово и всякого приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти" (1Тим. 1, 15).
     7. Слово обличительное, иначе говорится вообще, иначе к единому некоему лицу. Когда вообще говорится, то можно строже и острее говорить, дабы слышащии грешники почувствовали удар страха в сердцах своих, и тако бы от сна греховнаго пробудились: сие видим в пророческих и апостольских писаниях. Но когда к одному какому человеку хочешь обличительное слово говорить, и за известный тебе и ему грех, в таком случае опасно говори, да, хотя едину язву исцелить, не более уязвишь, времени и случая к тому ищи. Нет лучшаго случая, как когда он сам свой грех исповедует тебе: тогда ты все можешь ему говорить, только ласково говори, и с сожалением, а не с гневом, дабы он познал, что ты от любви говоришь, искренно желаешь спастись.
     8. Когда люди, какие бы они ни были, беззаконнуют, и ты известно знаешь, крайне берегись молчать, но везде беззакония их в слове своем обличай, да не уподобишися псу немому, который не лает, хотя тати находят на дом и расхищают его, и волки нападают на стадо и поражают тое. Стани зде, возлюбленне, и показуй пастырское дело свое, хотя бы следовало тебе пострадать: в сем деле имеешь во образ себе пророков и апостолов и святителей Христовых в древности поживших.
     9. Богатым и высоким людям, которые в пышности и гордости мира сего живут, ласкать берегись и пороки их уменьшать, или, что горше того, за ничто поставлять, да не вместо учителя ласкателем будешь, но всякий порок прямо обличай, и истину везде и всегда свидетельствуй: Божие бо слово говоришь, яко посланник Божий. Пусть вси таковые знают, что ты пастырь еси их и учитель, и слово о них имеешь воздать Праведному Судии.
     10. Ради похвалы и славы человеческия берегись Божие Слово говорить, да не погрешишь пред Богом, похищая себе то, что не твое. Божие Слово дано ради спасения человеческаго и прославления имени Божия: на сей конец проповедати тое должно. Когда по надлежащему должность пастырскую будешь исправлять, то будешь похвалу иметь, хотя и не хочешь, однакож не от всех. Добрии и тщательнии о своем спасении будут любить тебя и хвалить, но злые и нерадящие о своем спасении будут ненавидеть, и поносить: не всем бо все нравится.
     11. Чему людей себе подчиненных себе учишь, тое прежде все сам ты должен делать: тако будешь и словом, и делом учить, когда нравы и житие твои слову согласны будут. На высоком месте сидишь, и пред всеми стоишь: все убо на тебе и смотрят, и что делаешь и говоришь, примечают. Учи бо их добру и словом, и примером твоим, да слышат от уст твоих полезное слово, и видят образ добраго жития твоего: и тако словом и житием твоим пользуются. Возлюбленне! Буди людем твоим свет и словом, и житием; буди соль их, буди вождь к отечеству, а не столп, на пути стоящий: указывай им путь, и сам наперед иди. Стереги их яко сторож, и сам стерегись: возвещай им волю Божию, но сам прежде твори. Зови на великую вечного блаженства вечерю, но сам наперед иди.
     12. Как самаго пастыря, так и людей тщание и дела без помощи Божией не исправляют и успеха не получают: сего ради пастырь долг имеет о себе и о людях прилежно молитися, да и ему, и всем людям поможет. Какими добродетелями украшен и как тщателен пастырь должен быть, в первом и во втором послании к Тимофею и в послании к Титу апостол изображает, читай сам, и увидишь. Примечания достойно слово его: "Подобает епископу (пресвитеру) быть непорочну, трезвенну, целомудру, благоговейну, честну, страннолюбиву, учительну, не пьянице, не бийце, не сварливу, не мшелоимцу: но кротку (не завистливу), не сребролюбцу, свой дом добре правящу, чада имущу в послушании со всякой чистотою".
     Святитель Тихон сводит свое поучение к тому тексту, комментарием к которому являлись все назидания Книги должностей. Одним духом веет от них: духом устоявшегося церковно-православного уклада, в рамках которого совершается трудная и ответственная, но самим этим укладом поддерживаемая, деятельность пастыря.