Пастырское Богословие
Часть вторая


Лекция Третья

Крещение и Миропомазание

     Пастырь не случайный требоисправитель и не эпизодический совершитель таинств лишь в меру обращения к нему прихожан, как бы вне жизни стоящий: он деятельный участник жизни своих прихожан от рождения до смерти. На его заботе лежит рачительное, постоянное, неусыпное внимание к каждой отдельной семье, так чтобы всякое ее особо значительное внутреннее событие и переживание естественно и привычно сопровождалось благодатным вмешательством Церкви.
     Надо ли нарочито объяснять великое значение момента, когда новый человек входит в мир! Требник (называвшийся в древности "потребник", в смысле ответа его на всякую духовную потребу!) начинается с "Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча", в которой молитва возносится о том, чтобы Господь исцелил и восставил "сию рабу", помиловал ее, освободил ее и рожденного ею младенца от всяких дурных влияний "и от очес призора".* Молитва эта - о матери, с упоминанием одного ее имени, и совершается она в доме родильницы. Особый акт - дача имени ребенку. Оно дается по правилам Церкви уже в храме Божием, на восьмой день. "Приносится младенец от бабы к храму, и стоит пред враты храма". Совершив молитву, священник берет на руки младенца и творит креста образ пред враты храма, или пред образом Пресв. Богородицы, возглашая: "Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующего нам воскресение". Наконец, в сороковой день снова приносится младенец в храм - уже самой матерью, очищенною и омовенною сущею, с младенцем, обычно уже крещеным. Это так называемое "воцерковление". Вспоминается принесение Богомладенца в храм в сороковой день и призывается милость Божия на младенца. Эти молитвы совершаются, если младенец и не крещен. Если он крещен, то тут же происходит и самое воцерковление. Священник берет на руки младенца и с определенными словами начертывает крест им сначала перед вратами храма (практически в самом храме, при входе), затем в самом храме, в средине его, далее пред алтарем, или, если младенец мужского пола, то в алтаре. Завершается акт воцерковления у Царских врат, где священник говорит: "Ныне отпущаеши...", и "полагает е при дверех жертвенника, и тако восприемник поклонився вземлет е и исходит", а священник творит отпуст.
     В настоящее время эти три акта в редчайших случаях совершаются раздельно, как то требуется правилами Церкви. Обычно наименование младенца совпадает с крещением. Молитва на сороковой день, как и первая молитва, зачастую вовсе не совершаются. Далеко не всегда совершается и воцерковление - такой глубокий смысл имеющее! Так далеко зашло общее расцерковление.
     Что касается того, какое имя давать младенцу, это надлежит предоставлять родителям: навязывание, а тем паче властное вмешательство священника тут неуместно. Имена, конечно, должны быть православные. Принято давать предпочтение именам, связанным с днем рождения или крещения, или, во всяком случае, близким к этим дням. Бывали случаи наречения имен мужских младенцам женского пола - по недоразумению (например: Инна, Рима, Пинна). Это, конечно, неправильно, но беды нет особой, так как покровителем небесным может быть и лицо другого пола: монахини сплошь и рядом получают имена именно так. Если, однако, возникает необходимость перемены имени, то для младенца остается священнику только вновь прочесть молитву, какая читается при наречении, а для взрослых, согласно указанию, в свое время данному митр. Филаретом, достаточно исповедывать и приобщить его (или ее) под новым именем, а затем сделать соответствующее исправление в метрике.
     Относительно времени крещения особых указаний нет, но оно не должно быть без нужды откладываемо. Нормально молитва на сороковой день совершается над младенцем крещеным. Во всяком случае, тут должен идти вопрос о днях, а не о месяцах, тем паче не о годах, как иногда теперь наблюдается. Происходит крещение в храме. В виде исключения дозволяется совершать это таинство на дому (практически тут приходится считаться с пожеланием родителей). Купель должна быть взята из Церкви, так как недопустимо совершать крещение в сосуде, который потом будет использован для домашних надобностей. Совершается крещение натуральной водой - без всяких примесей. Вода должна быть тут же освящена: подливание святой воды, как способ ее освящения, не допускается. Вода по крещении изливается (в реку, под Церковь, под дерево) и никак не оставляется для последующих крещений.
     Вода может быть подогрета, равно как и температура храма по возможности должна быть не холодная. Но не надо здесь проявлять мнительности, принимая лишь разумные меры для предотвращения простуды. По вере, крещение даже в холодной воде и в холодном помещении не причиняет вреда. Может быть крещаемо несколько младенцев одновременно в той же купели. Крещение совершается погружением, за исключением случаев клинических ("клини", по греч. "одр"), когда, по болезни, допускается не только обливание, но и окропление.
     Обычно бывает два восприемника, мужчина и женщина. Правилами церковными предусмотрен один: мужчина для мальчиков, женщина для девочек. Впрочем, отсутствие восприемника не делает таинство недействительным. По нужде может быт восприемником мужчина у крещаемых женского пола, и наоборот. Может быть восприемником и священник, совершающий таинство. Не могут воспринимать от купели родители своих детей (иначе, духовно породнившись, они должны были бы разойтись!), как не могут, по той же причине, быть муж и жена восприемниками одного и того же ребенка. Допускается бытом и больше, чем одна пара восприемников, но записывается одна. Бытовым явлением, внутренне не оправданным, бывало приглашение заочных восприемников - большей частью высоких покровителей. Таким же бытовым явлением, никак уж внутренне не оправданным, надо признать и приглашение в восприемники лиц инославных: последнее, если и терпимо то только, как нечто восполнительное, при непременном наличии православного восприемника законного, мужского или женского пола, в зависимости от пола крещаемого. Подобные бытовые явления противоречат природе института восприемников, предполагающей ответственные обязанности их. "Книга о должностях пресвитеров приходских" говорит об этом так: "При крещении младенцев смотреть должен священник, чтобы восприемник был и правоверен, и знающий нужные члены веры ко спасению. Понеже восприемник зде держит лице крещаемого, и за него обеты Богу творит, Символ Веры исповедует, и потому долг имеет восприемного сына своего, когда в возраст приходить начнет, и не будет иметь другого учителя, наставить вере и закону Божию, и стараться припомнить ему обеты крещения, и силу его, чтобы отрок сам в твердость оные изучил и разумел, чего всего не могут учинить ни невежа в вере, ни иноверный". Отсюда понятно, что не могут быть восприемниками малолетние (ниже 15 лет мальчики, ниже 13 лет девочки), умалишенные, отлученные от Церкви, преступники… В наше время, когда такое исключительное значение имеет духовное руководство подрастающего поколения, горько видеть беспомощность восприемников, порою не способных наизусть прочесть Символ веры.
     Крещение предваряется "молитвой во еже сотворити оглашенного". При крещении младенцев она сливается с крещением, но, по сути, является чинопоследованием самостоятельным. Возжение свечей, в частности, есть принадлежность крещения, знаменуя духовный свет. Равно и белое облачение. Сокращение самовольное, в частности, опущение тех или иных молитв запрещения, недопустимо - без крайних обстоятельств, к тому побуждающих. По нужде крайней допустим так называемый "Чин св. крещения вкратце". После "Благословенно Царство" и трисвятого произносится молитва священником по освящению воды (с сокращениями), влагается елей в воду и непосредственно совершается крещение. Сразу же происходит облачение, миропомазание ("Печать Дара…"), троекратное хождение с пением "Елицы во Христа крестистеся…" и отпуст. Такое крещение не восполняется потом, если крещаемый и выздоравливает. Подобный чин совершается "страха ради смертного". Если существует опасность смерти, а священника нет, то возникает обязанность присутствующих совершить крещение без всякого чина, троекратным погружением "во имя Отца и Сына и Святого Духа". По нужде, могут даже мать или отец крестить собственное дитя (что запрещено по вышеуказанным соображениям), и они тогда не почитаются вошедшими в духовное родство. "Книга должностей" говорит об этом крещении мирянами так: "В случае опасной слабости младенца, буди священника нет, может и мирянин крестить, то есть, погрузив в воде, выговорить форму: крещается раб (или раба) Божий во имя Отца, и проч. Чего для должен пресвитер прихожан, да и самых жен при рождении служащих научать, как в том случае поступать, притом ихже увещевать, дабы в таких случаях немедленно ему давали знать. Чиим бо нерадением младенец некрещен умрет, того правило 68 номоканона отлучает от причастия на три лета с поклонами на всяк день по сто, и постом в понедельник, среду и пяток, на всякую седмицу". Такое крещение восполняется потом священником.
     
     * * *
     Для лиц принадлежащих к Православию нормальным является крещение в младенческом возрасте. Крещение взрослого есть присоединение его к Православию. Оно было обставлено в России гарантиями, обеспечивавшими отсутствие принуждения, искренность намерения и должную подготовленность. Совершалось крещение лишь с разрешения епископской власти. Нормальными сроками подготовки для не достигших 21 года было 6 месяцев, а для совершеннолетних 40 дней. Сроки могли быть сокращаемы. Для опасно больных достаточным почиталось ясное выражение их воли. Архиерею о крещении доносилось уже постфактум. Перед крещением оглашаемый должен был дать формальную подписку, "что он до конца жизни будет оставаться членом святой Православной Церкви".
     В древности крещение было приурочиваемо к дням Рождества Христова и Богоявления, к ночи Светлого Воскресения, к субботе Лазаревой и к ночи на день Пятидесятницы. Осталось ныне только пожелание, чтобы крещение было совершаемо по возможности торжественно, в праздничный или воскресный день.
     Чтение молитв заклинательных и весь состав чинопоследования получают иной характер применительно к взрослому человеку, приходящему к истинной вере от своих заблуждений. Самый приступ к "оглашению" получает характер торжественно-значительный. Облаченный священник, выходя из царских врат, спрашивает: "Что пришел еси к святой Божией Церкви, и что от нее желаеши?" Ответ: "Ко святой Божией Церкви приидох, и веры от нее научитися и той сообщитися желаю". Иерей изъясняет, в чем состоит вера православно-кафолическая (по чинопоследованию о присоединяемых). "Хощеши ли сию святую непорочную христианскую веру истинно от сердца прияти" и сея учитися и неотступно сию даже до кончины живота твоего содержати и т.д.
     После утвердительного ответа оглашаемый преклоняет колена, и иерей, благословив его трижды во имя Святой Троицы, нарекает ему имя и молится о нем: "Отверзи ему очи умные сердца к дивных Твоих чудес разумению… причти его оглашенным людям Твоим, яко да во время благоприятно сподобится бани порождения и одежды нетления". Знаменуя его снова трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа, иерей возглашает: "Написано да будет имя его во оглашенных". Заключается последование молитвой: "Ты, Владыко Боже Отче…", в которой обращается иерей к Богу: "Ты изъял душу раба Твоего от лукавого, Ты просвети ю и настави ко освящению во Христе Твоем". Так полагается начало ближайшему ознакомлению оглашенного с Истинами Православия. Должен он это время, конечно, посещать и службы Божия.
     Понятно, какой глубокий и проникновенный смысл приобретают после такой подготовки все вопросы и ответы, все молитвы, каждый отдельный момент завершительного чинопоследования. У церковных дверей происходит три оглашения: в первом исчисляются заблуждения, во втором исповедуются истины Православия и клятвенно отвергаются прежние заблуждения. Для третьего священник отрешает пояс хотящего просветитися и ставит его лицом к востоку. Все далее совершаемое исполнено великого назидания. Оглашенный предстоит в одной срачице, непрепоясан и не обувен, как лишенный боготканной одежды первозданного Адама, или как впадший в разбойники, иже совлекше его, и язвы возложше, отыдоша, оставльше едва жива суща (Лк. 10, 30), с опущенными долу руками, как связанный, с взором, обращенным к востоку - утерянному Раю. Над ним совершается заклинание, то есть отгнание дьявола, троекратное - знамением креста, возложением руки на голову, молитвою, дуновением на чело, уста и перси. Заклинательное дуновение есть дыхание жизни, как Творец при сотворении человека "вдохну в лице его" (Быт. 2, 7). Св. Григорий Богослов вспоминал "три дуновения (пр. Илии) на сына сарептянки". Сам Господь употреблял дуновение при исцелении (Мк. 7, 34) и при подании Духа Святого (Ин. 20, 22). Обратившись потом на запад, "место видимой тьмы", где сатана, "будучи тьма, во тьме и державу имеет" (св. Кирилл Иерусалимский), оглашенный отрекается троекратно от дьявола и дует и плюет на него в знак совершенного разрыва: отрицается всех дел его, гордыни его, всего служения его, разумея под последним не только всякое служение в капищах, но и чарования и волхования или иные "злые хитрости" (св. Кирилл Иерусалимский).
     "Когда же разорвал ты древнее согласие с адом, тогда отверзается тебе рай Божий, на востоке насажденный" (св. Кирилл Иерусалимский): оглашенный обращается на восток и троекратно сочетавается Христу, запечатлевая это свидетельство своего доброго согласия исповеданием Символа Веры и поклонением Св. Живоначальной Троице. Затем начинается крещение, для чего священник облачается в фелонь (до сих пор он был в епитрахили). Оно совершается торжественно, в белых одеждах, с возжжением светильников, с фимиамом кадильным. Освящаются вода и елей. Крещаемый помазуется елеем. "Некогда в ковчег Ноев, говорит св. Златоуст, голубь принес масличную ветвь - знак Божия человеколюбия и прекращения потопа": так помазание елеем предваряет торжество крещения. Затем помазанный елеем радования погружается троекратно в воду. Новооблеченного во Христа приветствуют псалмопением, преобразующим небесную славу, ожидающую возрожденного грешника. На него возлагается белая одежда, риза правды и спасения и на выю - крест, в знамение нового служения Христу. Ему вручается светильник, с которым он должен сретить Небесного Жениха. Св. Григорий Богослов говорит, что христианин в некотором отношении делается царем и священником. Блаж. Иероним называет крещение священством мирян.
     Крещение совершается только над теми, кто никогда никем крещен не был, причем действительно всякое крещение, только бы оно было совершено во имя Святой Троицы. Эта распространяется не только на католиков и протестантов, но и на еретиков. Если есть сомнение в том, было ли совершенно крещение и правильно ли (т. е. "во имя Отца и Сына и Святаго Духа") было оно совершено, то употребляется такая формула при крещении: "крещается раб Божий, аще не крещен есть, во имя Отца и пр". На обязанности священника лежит выяснение, не было ли злой воли в крещении спешном без священника, и тогда должен он не восполнять его, а совершать наново.
     Можно ли за отсутствием своего священника крестить у неправославного пастыря? Наш закон запрещал "прикасаться" к делам веры православных кому-либо из иноверных. Но практика знает такие случаи, и тогда, при первой возможности, православным священником крещение восполнялось.
     В настоящее время вопрос о крещении детей в условиях отсутствия православного священника является весьма живым. Практически иногда появление православного священника в какой-либо местности открывает множество никем не окормляемого православного населения, среди которого растут дети некрещеные... Поскольку есть связь с такими местностями, надлежит разъяснять, что крещение может быть совершаемо и мирянином, и давать практические указания. В утешение родителям можно, зная, когда, в какой день, будет совершенно крещение, отслужить в храме молебен.
     В наше страшное время "последних христиан" уже не исторической справкой может иногда служить напоминание о в Житиях святых свидетельствуемых крещениях, которые творились над язычниками - собственной их кровью, за Христа проливаемой.
     Св. Димитрий Ростовский говорит в связи с этим о крещении желанном: "желанным и кровавым крестишася святии мученицы, которые вместо настоящего крещения исповеданием Иисуса Христа истинного Бога, и страданием получиша Царствие Небесное: исповедание же и страдание с желанием крещения, вменися многим вместо крещения за необходимую нужду смертную от мучителей".
     Св. Амвросий Медиоланский об императоре Валентиниане Втором говорил, что хотя он и был убит, не приняв Св. Крещение, "но как он издавна желал этого и даже прямо пред своею смертью засвидетельствовал о своем желании креститься, то я думаю, что по своей любви и желанию крещения он остался очищенным, подобно тем св. мученикам, которые, хотя и не были крещены, но своею кровью омылись от греха первородного".
     
     * * *
     В крещении человек рождается к новой жизни, но ему потребны "Божественные силы, яже к животу и благочестию" (2 Петр. 1, 3). Они подаются чрез таинство миропомазания, при помазании частей тела с произнесением слов "печать дара Духа Святаго" непосредственно после крещения. "Как Христос, омывшись в реке Иордане и, сообщив водам благоухание Божества, вышел из воды, и было на Него существенно наитие Духа Святого (потому что подобное почивает на подобном), так точно и вам, когда вы вышли из купели священных вод, дано миропомазание, сообразное тому, которым помазался Христос. А это помазание есть Дух Святый" (св. Кирилл Иерусалимский).
     Дарование Духа Святого было обетовано Спасителем, Который звал к Себе жаждущих "да приидет ко мне и пиет". Не было еще тогда дарования Св. Духа: "не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен" (Ин. 7, 39). Совершилось же это дарование уже после прославления Господа, чрез Апостолов, через возложение ими рук (Деян. 8, 14-17 и 19, 2-6). "Помазание учит вы о всем", говорил об этих дарованиях ап. Иоанн (1Ин. 2, 20, 27). "Не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления", говорил о том же апостол Павел (Еф. 4, 30).
     Внешняя сторона таинства первоначально выражалась в возложении рук апостолами, но при них же утвердилось применение мира, почему и именование священнодействия "таин-ством мира" носит древний характер. Ни апостолы, ни даже преемники их, епископы, не могли быть везде, отсюда и необходимость обращения к помазанию в буквальном смысле, которое могли совершать и пресвитеры, употребляя миро, освященное епископами. Внешнее запечатление получает глубокий внутренний смысл. "Печатью Святого Духа запечатлены все входы к душе твоей, печатью помазания запечатлены все члены твои", - говорил св. Ефрем Сирин. "Как будет оспаривать тебя ангел себе, - вопрошал св. Василий Великий, - как исхитит у врага, если не знает печати? Как скажешь - я Божий, если не носишь на себе признаков? Или не знаешь, что погубляющий миновал дома запечатленные, и убивал первенцев в домах незапечатленных? Незапечатанное сокровище удобно похищается ворами, непомеченную овцу безопасно можно отманить". Самое именование "христиан" созвучно миру излиянному или помазанию (хрисма). "Удостоившись миропомазания, вы нарицаетесь христианами, оправдывая возрождением и самое имя, - говорит св. Кирилл Иерусалимский, - Ибо прежде, нежели сподобились оной благодати, вы сего наименования собственно достойными не были, а стремились к тому, чтобы быть христианами". "Сделавшись причастниками Христу" (Евр. 3, 14), - говорит он же, - вы достойно именуетесь христианами, то есть помазанными, и о вас Бог сказал: не прикасайтесь помазанным Моим (Пс. 104, 15)".
     Невидимое действие таинства - преподание Духа Святого, с его благодатными дарами, необходимыми для жизни духовной. Это есть преподание тех даров, о которых говорил еще прор. Исаия: Духа премудрости и разума, Духа совета и крепости, Духа ведения и благочестия, Духа страха Божия, просвещающих наш разум, утверждающих в добре нашу волю. Миропомазание, по слову св. Кирилла Иерусалимского, есть святость, духовное охранение телу и спасение душе.
     Так как Бог, налагающий на нас Свою печать, "верен пребывает: отрещися бо Себе не может" (2Тим. 2, 13), то таинство миропомазания должно почитаться неповторяемым, подобно таинству крещения. Но если Бог нас отречься не может, то мы вольны то сделать и для таких, отрекшихся, Церковь по своему милосердию допускает повторение миропомазания, при их возвращении.
     Это относится к тем, кто, как говорит св. Димитрий Ростовский, "отступльше от своей веры, приступльше же к турецкой или жидовской, а поживши у них аще паки к православию обратятся".
     Знаменательны священнодействия, совершаемые Православной Церковью после крещения и миропомазания. В знак радостного вступления миропомазанного в вечный завет со Христом, он обводится (или обносится) кругом купели или аналоя (круг есть образ вечности) при пении "елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся". По уставу обмытие следов мира на челе, персях, очах, устах, руках, ногах, освящающие мысли, желания, чувства и поступки человека, оставляется до восьмого дня: в древнее время облекшиеся во Христа семь дней торжествовали, нося белые одежды крещения и Св. Миро, "вкушая млеко и мед" (по слову Тертуллиана) и ежедневно бывая у богослужения. Ныне омытие следов мира совершается непосредственно после совершения таинства. Затем происходит пострижение власов крестообразно, во имя Отца и Сына и Святого Духа - некий начаток великого пострижения иноков, "да отъятием чувственных власов соотложат и бессловесные мысли и деяния и сподобятся восприять иго благое и бремя легкое и взять крест" (из молитвы пострижения иноческого).
     Потребное для совершения таинства миро должно быть хранимо в крестильных ящичках так, чтобы нельзя было смешать его с елеем. Хранимо оно должно, быть со всем тщанием, в честном месте. Касаться его кроме дьякона никто из причетников не должен. Если бы оно укануло или пролилось, действовать надо применительно к правилам, относящимся к Св. Крови Господней, а то что останется от очистки или измовения, должно быть обращено в проточную воду или под престол. Уничтожению одежды, если на них попало миро, после измовения их, не подлежат, но предпочтительно обращение их на церковные нужды. Ни для каких целей, кроме однократного помазания при совершении таинства, миро употреблено быть не может. Кружное хождение с пением "Елицы во Христа крестистеся…" обязательно совершается, даже если нет купели (крещение в реке, или миропомазание отдельно от крещения). Тогда оно совершается вокруг аналоя или стола, на котором лежит Крест, Евангелие крестильный ящик. Священник возлагает епитрахиль правою рукою на крещаемого, а в левой держит крест; за священником следует восприемник с ребенком мужеского пола на руках, или восприемница с ребенком пола женского, впереди дьякон с каждением. "Силу и конец миропомазания" священник должен изъяснить восприявшим таинство, когда "приидет возраст" ("Книга Должностей").
     Возрастные христиане иноисповедные (католики, не получившие еще конфирмации, протестанты и раскольники) присоединяются чрез миропомазание приходскими священниками без особого испрошения разрешения у архиерея. Присоединяемый дает следующую расписку: "Я, нижеподписавшийся имя рек… вероисповедания… сим изъявляю решительное намерение присоединиться к Православной восточной кафолической Церкви и обещаю пребывать в послушании ее всегда неизменно". Подготовленный к присоединению исповедует предварительно пред священником свои грехи, (разрешительная молитва не читается над ним!). В притворе совершается оглашение. Приступающий отрицается неправого учения своего вероисповедания (латинского, арменского, лютеранского, реформатского), точно указываемого согласно особого чина присоединения. Раскольники отрицаются в общей форме "всех ересей и отступств, яко Божией истине и Церкви Его Святой противных" (для скопцов - особые отрицания!). Затем присоединяющийся читает Символ Веры. Иерей вопрошает: "Апостольская и церковная правила, на святых седми вселенских и поместных соборах составленныя и утвержденныя, и прочая Православной Церкви предания и уставы приемлеши ли?" - "Приемлю". - "Исповедаеши ли, яко Святое Писание, по разумению, еже предаша святии Отцы, и еже содержала и содержит святая Православная Церковь, мати наша, приимати и толковати подобает?" - "Исповедую". Тогда лишь вводится присоединяемый в храм, держась правой рукой за протянутый ему священником конец епитрахили. "Вниди, - говорит ему священник, - в Церковь Божию и отрини вся неправости и заблуждения". Пред амвоном на аналое лежит Евангелие и Крест. После чтения 66-го псалма присоединяемый, коленопреклоненный, выслушивает молитвы благодарственные и просительные (о нелицемерном, невозвратном и нелестном соединении Святей Соборней Церкви). Встав с колен, присоединяемый дает обещание православную веру целу и невредиму до конечного издыхания твердо, при Божией помощи, содержать и исповедывать и должности ее исполнять, в чем целует Евангелие и Крест. Затем снова преклоняет он колена, и тогда читает над ним иерей разрешительную молитву, особую, после чего только и совершается миропомазание. Миропомазание совершается пред литургией, за которой присоединенный причащается Св. Тайн. Бывают и при таинстве миропомазание, отдельно от крещения совершаемом, восприемники, но они только свидетели: духовного родства тут не возникает.
     Сокращенный порядок присоединения установлен для тяжко больных, к кончине готовящихся. Миропомазанные присоединяются одною исповедью и возложением священнической руки, а не воспринявшие этого таинства - чрез помазание миром одного чела. Из чина присоединения читаются только две молитвы: просительная и разрешительная, одна пред исповедью, другая после нее, а затем преподаются Св. Тайны. Формальный документ о присоединении (расписка) и в этих случаях отбирается, причем, по личной просьбе присоединяемого, она может быть подписана и кем-либо из присутствующих. Для присоединения раскольников существовал особый чин, составленный митр. Платоном, причем для присоединяемых на правах единоверия самое таинство совершалось по старинному требнику с некоторыми дополнительными словами при помазании.