Некий мудрый старец увещевал гордящегося брата, но сей ответил ему "Прости меня, отче, я не горд". Мудрый старец возразил ему: "Чем же ты яснее можешь доказать, что ты горд, как не тем, что говоришь: я не горд?".
Да, гордость слепая сама себя не видит, гордость изобретение дьявольское. Вот исчаде ее: гнев, клевета, раздражительность, лицемерие, ненависть, прекословие, непокорность; она крепко настаивает на своем мнении, трудно подчиняется другим, замечаний не терпит, а сама любит делать замечание другим, слова выбрасывает не осмысленно: она не имеет терпения, чужда любви, дерзка даже до нанесения оскорблений, стремление к власти; гордые очень страдают хульными помыслами. Написал кратко на основании святоотческого учения.
Теперь сообщу о смирении. О блаженное смирение, ты божественно, ибо преклонило небеса и воплотилось в человечество и грехи всего мира пригвоздило ко кресту. Душа моя трепещет, как я могу сказать что-нибудь о величии твоем?
Богомудрые св. Отцы вот что говорят о смирении: от него происходит: кротость, приветливость, удобоумиление, милосердие, тихость,благопокорность. Смиренный не любопытствует о предметах непостижимых; а гордый хочет исследовать глубину судеб Господних. Смиренный не хвалится природными дарованиями и гнушается людскими похвалами - как человек одетый в шелковую одежду отбегает, если брызнут на него дегтем, чтобы не замарать своей дорогой одежды; так и смиренный убегает человеческой славы.
Свойство смирения видеть свои грехи, а в других добрые качества: а гордости свойственно видеть в себе только хорошее, а в других только худое. Вот еще черта смирения: простота, откровенность и естественность. А что такое смирение и как оно рождается в душе, никто не может выяснить словами, если человек не научится сему из опыта. Из одних слов нельзя сему научиться.
Авва Засима говорил о смирении, его тут слушал ученый софист и говорит старцу: "Как ты считаешь себя грешным, раз ты не знаешь, что ты свят? Раз не знаешь, что имеешь добродетели? Ведь ты видишь, как исполняешь заповеди и считаешь себя грешным?" Старец же не нашелся что сказать и только говорит: "Не знаю, что сказать тебе, но я считаю себя грешным". Софист настаивал, желая узнать, как сие может быть. Тогда старец опять не нашелся, что сказать и говорит со своею святою простотою: "Не смущай меня, я подлинно считаю себя таким". Тут же находился авва Дорофей и объяснил это софисту: как в науках бывает некоторый навык и не умеют объяснить, так и в смирении. Авва Засима обнял его и сказал: "ты постиг дело, оно именно так бывает, как ты сказал". Софист остался доволен и согласился с ними.
Из многого написать немного, если желаешь много и подробно знать, можешь прочесть в добротолюбии.
|