Слово на параклисисе Божией Матери

О смирении Пресвятой Богородицы

     Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
     Се бо, отныне ублажат Мя вси роди: яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его (Лк. 1, 48-49),– отвечала Пресвятая Богородица на приветствие праведной Елисаветы, и длинный ряд веков, протекших с того момента, как были изречены эти слова, служит подтверждением непреложности их. Имя Божией Матери чтится и прославляется всеми христианами. Предызбрание Ее для великого таинства воплощения Сына Божия, чистота и высокая святость жизни, служение домостроительству Божию о спасении людей, предстательство пред Престолом Божиим о всем мире и непрерывный ряд благодеяний требующим Ее помощи – вот лучи несравненной славы, принадлежащей Божией Матери.
     Все, что относится к славе Пресвятой Богородицы, как общей Матери всех христиан, должно быть дорого для сердца каждого верующего. Вот почему, в искреннем благоговении ко Пресвятой Деве, мы и в этом году начинаем круг еженедельных поучений по пятницам в честь и славу Пречистой Девы Марии.
     Все церковные писатели говорят, что никто из живущих на земле не имел такой любви к Богу, какой обладала Пресвятая Дева. Любовь Ее к Богу была соединена со смирением, за что Она и удостоилась стать Матерью Сына Божия.
     Научиться смирению должен каждый из обитателей земных – смирения не было у нашего праотца Адама, не послушавшего и прогневавшего Бога. Но не одно смирение нужно Господу. Тот, кому необходимо смиряться, то есть ломать свою непокорную волю, желающую не того, чего хочет Бог, еще не знает тайны любви. Он еще вне Бога, не ходит в Боге. Совершенный человек не знает смирения, как насилия над собой: его смирение есть любовь. Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).– Это голос человека, не имеющего своей воли и своей жизни – это выражение радости Той, Которая не знает ничего, кроме счастья принадлежать любимому и любящему Господу.
     И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей (Лк. 1, 46-48). Тот, кто любит Бога, как бы не имеет своих слов. Его слово свято, оно основано на слове Божием и потому более совершенно, нежели слово человеческое. Мы дорожим своими словами, своей свободой, верно зная, что за каждое свое слово мы дадим ответ Богу. Иное мы видим в Пресвятой Деве Марии. Она говорила святые слова или молчала и сохраняла слова, слышанные Ею, в сердце Своем.
     Она не пришла в мир проповедовать, как Ее Сын; любовь к Богу в большее время жизни делает Ее почти невидимой. Все мирское проходит через Нее, но Она ни на чем внешнем, земном не останавливает Своих взоров. Пресвятая Дева Мария в жизни говорит только самое необходимое, даже меньше, чем необходимое. Слова Ее всегда краткие, скромные, привлекающие внимание не к Ней, а к Ее Сыну. Через двенадцать лет после Благовещения слышим мы Ее кроткий и тихий голос в обращении к Отроку – Сыну Своему, когда Он остался в Иерусалиме и они с праведным Иосифом Обручником долго Его искали: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя (Лк. 2, 48). Но этот тихий голос немедленно гаснет при ответе, данном Ей Сыном: Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему (Лк. 2, 49). Еще раз мы видим Богородицу, скромно дожидающуюся у дверей дома, где Господь проповедует слово Божие. Но и тут Она после кажущегося суровым ответа: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?... Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его (Мф. 12, 48; Лк. 8, 21),– как бы исчезает, уходит из поля нашего внимания.
     Пресвятая Дева любила Бога и людей. Потому что любить Бога – значит любить людей и сочувствовать им. Невидимо людской стон доходил до Ее сердца; не только стон, но и малейшую жалобу человеческую слышала Она. Об этом можно судить из того, что рассказано о браке в Кане Галилейской. Именно здесь мы познаем, какое было сердце у Родившей Иисуса Христа. Оно раскрывается перед нами как чудо. Если читать поверхностно, то наше внимание в этом месте Евангелия сосредотачивается на воде, сделавшейся вином. Но если вдуматься глубже, то мы увидим, что на этом браке раскрывается тайна отношений между Богородицей и Господом и Ее будущее предстательство пред Престолом Сына Своего. Инициатива милосердия принадлежит Ей. Она замечает, что на пире недостает вина: вина нет у них (Ин. 2, 3). В этих кратких словах выражена просьба Ее. Однако Христос медлит: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой (Ин. 2, 4). Но Она настаивает. Сама девственница, Пресвятая Дева заботится о свадебном веселии. Затем жалоба сердца Ее находит выражение в молящем взгляде и с этим взглядом Сын Ее соглашается. Тогда Пречистая с радостью говорит слугам: что скажет Он вам, то сделайте (Ин. 2, 5)! Она умолила Его; как тогда, так и теперь Она все слышит, все видит, всему сострадает.
     И еще раз, последний в Евангелии, мы видим Богородицу, стоящей у Креста, на котором распят Ее Сын. Господь, обращаясь к Иоанну, говорит: се, Матерь твоя (Ин. 19, 27)! Но и тут мы тотчас забываем о Ней, в страхе созерцая Распятого за наши грехи Господа. А Она, Непорочная, в это время стоит у Креста с оружием, которое неоднократно проходило Ее душу. Ничем, нигде не выражает Пресвятая Дева Своих чувств, Она не плачет, не восторгается, как другие жен'ы. Святая Дева была так скромна, так все скрывала в Себе, что и Евангелисты не находили, что сказать о Ней. Читая Евангелие, даже трудно представить себе Ее земное существование, трудно найти Ее в жизни. И при жизни Сына Своего Она была в глубокой тени, и по Вознесении Его осталась в неизвестности. Однако теперь мы знаем, что жизнь Богородицы была лучшая из всех, какие только были на земле. После славного Успения Господь прославил Ее. Токи чудес источаются по милости Пречистой Девы Марии всем, призывающим Ее в молитвах.
     Как любящая, как милосердная Мать, являет Царица Небесная Свое попечение о Церкви Христовой, о всех верующих. Сколько примеров находим мы в житиях святых, в церковной истории, когда Она Сама являлась людям – во сне, наяву, Сама указывала им путь ко спасению, видимым образом брала под Свой покров, оказывала Свою всесильную помощь!
     Один богослов говорит: "Бог любит нас безмерно, ибо умер за нас на Кресте, но у Него в сердце есть и справедливость – как у Бога. А у Матери Божией – одно только милосердие". Сердце Девы так нежно, что если объединить сердца всех матерей, то это будет лишь кусок льда по сравнению с сердцем Матери Божией. Наш долг – чтить Ее и прибегать к Ней за помощью, как это делали наши предки. Помолимся Ей сегодня и мы и воззовем словами церковного песнопения: Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся! Аминь.

1962 г.