Дорогие братия и сестры, в настоящие дни святая Церковь, а вместе с нею и мы, светло празднует радостные дни попразднства Рождества Пресвятой Богородицы. Если, по слову Христа Спасителя, жена, когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир (Ин. 16, 21), если, следовательно, рождение всякого человека должно сопровождаться большей или меньшей радостью родителей его, то как же должна была быть велика радость родителей Пресвятой Девы Марии, когда эта Богоизбранная Отроковица была дарована им вследствие долговременных молитв и слезных воздыханий – дарована в то время, когда они, по преклонности лет своих, вовсе не надеялись уже иметь чадо и за бесчадие подверглись, было, крайнему унижению и поношению от людей? День пречестного Рождества Девы Богородицы должен быть днем всемирного торжества, всемирной радости, как и воспевает ныне святая Церковь: Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней.(Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы (начало).– Ред.)
Рождение бывает радостно для тех людей, у которых и для которых родится младенец. Если он родится лишь для одной семьи, то радость бывает для этой семьи, а если он родится для целого народа и государства, то радость простирается на весь народ, на все государство. А Пресвятая Дева рождена не для одних Своих родителей и родственников и не для одного лишь известного народа, а для всех людей, для всего мира: "се зачнеши,– благовествовал Ангел матери Ее Анне,– се зачнеши и родиши Преблагословенную, о Ней же возблагословятся вся колена земная, о Ея же рождестве всему миру будет радость и Тою дастся спасение всему миру".
Чем же так возрадовала земнородных, от века скорбных и печальных, кроткая Агница Божия – Пренепорочная Дева Мария?
Из Тебе бо,– ответствует на этот вопрос церковная песнь,– возсия Солнце Правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.* Вот причина радости для всего мира в Рождестве Пресвятой Богородицы! Источник истинной радости для всех разумных существ есть Един Господь Бог – почему первые люди до тех пор и блаженствовали, пока находились в близком общении с Господом, Существом Вседовольным и Всеблаженным. Но едва только это общение было расторгнуто чрез грехопадение наших прародителей, как земля, созданная для светлой радости человека, соделалась для него мрачной темницей, местом плача и сетования, где, по уверению святого апостола Павла, вся тварь с нами совоздыхает и сболезнует даже доныне (Рим. 8, 22).
Дабы положить конец этим воздыханиям и болезнованиям, дабы возвратить земле утраченную ею радость, надлежало снова приблизиться к человеку Источнику радости, надлежало снова воссиять на земле Солнцу Правды. Поэтому для освобождения падшего человека от бед и скорбей еще в Превечном Совете Пресвятой Троицы предопределено было Единородному Сыну Божию явиться во плоти человеческой; затем, во времени, возвещено и не однажды повторено было, что восприимет плоть человеческую Сын Божий чрез рождение от Девы. И вот почему спустя пять тысяч лет по падении праотцев наших у престарелых праведных Иоакима и Анны чудесным образом рождается единородная Дщерь Мария, Которая, будучи рождена по особенному действию благодати Божией, воспитана с детства во святом Храме и всецело предана Господу, соделывается столь чистою и святою, что является способной восприять во чрево Свое Бога Пречистого и Всесвятого. Она первая из всех людей удостаивается слышать от Небесного Вестника слово: радуйся!, ибо от Нее должен воссиять Источник радости – Солнце Правды, Христос Бог наш.
Итак, день Рождества Пресвятой Девы Марии должен быть радостен для всего мира, потому что для всего мира эта Дева и рождена, чтобы стать Матерью Царя Небесе и Земли, Матерью Подателя нескончаемой радости всему человеческому роду.
Но Пресвятая Дева Мария соделалась вместе Матерью и всех тех, кого Сын Ее не стыдится называть братиями Своими (Евр. 2, 11). Родивши Господа Иисуса Христа, Единого Посредника между Богом и человеками, Она Сама явилась и первой Ходатаицей за них пред этим Посредником. Хотя Крестом Христовым и стяжаны и поданы нам все Божественные силы и средства к тому, чтобы прийти к Источнику истинной радости и навеки соединиться с Ним, но мы, грешные, так слабы и немощны, что сами собой не всегда можем воспользоваться этими данными нам силами и средствами, и, имея Ходатая пред Богом, нуждаемся, однако же, и в других руководителях и ходатаях о своем спасении. Таковыми руководителями и ходатаями за нас являются Ангелы и все святые угодники Божии. Но самая могущественная Руководительница наша в деле спасения, самая первая Заступница пред Господом есть Пресвятая Дева Мария. Как честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим, как имеющая пред Богом-Сыном Матернее дерзновение, Она, конечно, сильнее всех святых угодников Божиих и Ангелов может предстательствовать пред Всевышним за род человеческий. Ибо все святые на небе в отношении к нам, странникам на земле, суть как бы незаходимые звезды без облаков, а Пресвятая Дева Мария есть как бы луна полная во днях, светящая нам в нощи греховной, чтобы мы, подобно израильтянам не заблудили от пути Земли Обетованной в пустыню вечной погибели. Как луна, заимствуя от солнца более света, чем звезды, озаряет землю большим в сравнении с ними светом, так и Богоматерь, восприяв от Солнца Правды Божественный свет несравненно в большем обилии, чем все святые, изливает от Себя и большие, сравнительно с ними, потоки благодатного света на Церковь, ниспосылая ей Своим мощным заступлением утешение и помощь во всех скорбях и бедствиях и прогоняя от нее мрак нечестия, объемлющий народы, чуждающиеся света истины.
Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя: той твою сотрет главу (Быт. 3, 15).
Возрадуемся же радостью духовной о преславном Рождестве Богоматери, радостью, которая была бы достойна Ее и вместе благоугодна Ей – Виновнице нашей радости. А такой радостью может быть только радость о Господе, которою любила радоваться Сама Пресвятая Дева. Поэтому да радуемся, услаждаясь псалмами, пением и песнями духовными, поучением в законе Господнем, назидаясь беседами душеспасительными, упражнением в делах милосердия. Аминь.