76.
Почему Пасха самый главный праздник?
– Потому что Пасха – Воскресение Христово. Это действительно основа нашей веры. Какие бы мы поклоны ни клали, как бы ни молились, какие бы добрые дела ни делали, но, если бы не было воскресения Христова, мы бы ничем не отличались от людей хороших, но не верующих. Ведь много вокруг нас людей, которые по мировоззрению атеисты или близкие к ним, но которые, бывает, ведут себя нравственно и живут порой лучше, чем мы живем. Но у них нет того, на чем основать вот эту свою добрую внешне жизнь. Мы живем, потому что знаем: будем Христовыми и воскреснем со Христом. А они делают добрые дела по характеру хорошему, по инерции, по воспитанию, а основания нет, а у нас есть: воскресение Христово – основа всей нашей жизни.
77.
Почему сейчас рушиться Россия, а храмы возрождаються?
– Россия рухнула не сейчас. Православное царство, каковым была Россия, прекратило существовать в 1917 году, в феврале, а окончательно в октябре того же трагического для русского народа и для Церкви времени. И потом уже России, как государства, никогда не было. Был Советский Союз, теперь – Российская Федерация, но России нет. А вот возродиться она сможет тогда, когда станет страной православных людей. Есть такая древняя пословица: были бы братья, будет и братство; будут православные люди, великое их братство, будет и православная Россия. На ядерных ракетах, на обширных границах да на больших денежках – только на таком, материальном, богатстве, великой России не построить. Нужна крепость духа. Вот над этим и надо трудиться.
78.
Как нужно готовиться к исповеди и причастию и какие молитвы нужно читать?
– Во-первых, не делать никогда это наспех, наскоро и кое-как. Никогда не идти исповедоваться, если мы не ощущаем внутри покаянного побуждения, чувства того, что этот грех мы должны Спасителю принести и в нем повиниться. Не делать этого из вежливости или потому, что родители велят, или потому, что перед батюшкой неудобно, что мы уже давно на исповеди не были. Потому что на исповедь мы идем ко Христу. А третье – посвятить тому два-три вечера и после вечерних молитв пересмотреть свою жизнь от последней исповеди до сегодняшнего дня. А кто первый раз исповедуется – то за весь сознательный возраст. И то, в чем совесть упрекнет, что лукавый будет нашептывать: "вот как раз этого ты не говори", ты это и расскажи перед Крестом и Евангелием. А из молитв, во-первых, стараться не сокращать утреннее и вечернее правило и прочитать правило ко святому причащению.
79.
На какую сторону света надо молиться?
– Молиться надо не на сторону света, а Свету истины, Которым является наш Господь Иисус Христос. Но, впрочем, наши предки православные строили свои жилища окошками на восток, красным углом на восток, чтобы, когда мы встаем утречком на молитву, в окошко солнышко заглядывало и мы могли бы вместе со светом мысленным увидеть и тот тихий свет зари, который так согревает душу каждого из нас. Последнее десятилетие дома строились кому как придется, и поэтому разумнее иметь в своем доме красный угол, который, если это возможно, был бы впереди, чтобы, входя в комнату, вам не нужно было разворачиваться по крайней мере на 180°, а перекреститься на передний угол. Но если это почему-то невозможно – мешает шкаф или специфическая планировка, то устройте икону в какое-то достойное место, чтобы можно было к ней подойти и помолиться.
80.
Как нужно молиться, чтобы получать хорошие оценки?
- Во-первых, надо молиться Самому Спасителю, потому что Он самый главный Учитель, учитель всех православных христиан, и молиться тем святым, которые сами подвизались в деле учения, в которых у них были успехи или, наоборот, трудности в начале, а потом совершенно удивительные успехи, например, все вы знаете о преподобном Сергии, что он долго не имел успехов в учении, но, по сильному желанию и молитвенному расположению, он потом многого достиг. Святому Иоанну Кронштадтскому молиться надо, который тоже, когда его отдали в семинарию, сначала так плохо учился, что его чуть не выгнали, но он через молитву это преодолел, и теперь мы уже ему молимся и ждем от молитвы к нему помощи. А еще, тот уже, кто определился в жизни, каким делом будет заниматься, пусть постарается (с помощью взрослых или духовник посоветует) найти того святого, который покровительствует этому делу. Например, преподобный Максим Грек сам занимался переводами святых отцов Церкви, поможет и другому, кто интересуется иностранными языками и переводит. Святой праведник Иосиф Обручник был, как говорит предание, плотник, и покровительствовать может людям, занимающимся ремеслами. Так можно найти святого покровителя для каждого доброго дела.
81.
Нужно ли когда шьем или рисуем, молиться?
– Молиться – всегда хорошо. Апостол Павел говорит: "Всегда радостно и непрестанно молись" – не в том смысле, что тут нужна дисциплина какая-то: вот с трех до шести непрестанно молись! – нет вовсе, а просто, как не молиться православному человеку? Занимаюсь я, например, вышивкой, и иголочка моя то гладью, то крестиком выводит некое прекрасное изображение. Сама душа хочет сказать: "Дивны дела твои, Господи!" А не получится что-то, опять же скажешь: "Благослови, Господи, нет моих сил, но ты можешь мне помочь" – вот так и учись молиться.
82.
Батюшка, у меня очень плохой характер. Порой мне не хочеться жить. Я порчу жизнь себе и окружающим своим поведением. Я раздражаюсь по любому поводу. Прошу у Господа изменить характер, но ничего не получается, и я начинаю роптать. Покажите, пожалуйста, как молиться и кому, и что делать?
– Молиться ты, видать, уже молишься, но, кроме как молиться, надо еще и делать. Первое, определи, что в характере самое дурное: раздражение, или себялюбие, или лень, которая часто является подружкой раздражения. Вот найди эти два-три главных недостатка, и не далее, как с завтрашнего утра, начни с ними борьбу. Духовная жизнь – это своего рода война, в ней есть тактика, есть стратегия, и нельзя бороться и биться с мелкими подразделениями врага, которые нам сейчас большого урона нанести не могут. Скажем, стоит ли серьезно бороться с поеданием баранок в пост или с таким недостатком, как ногти грызть, если есть более серьезные вещи, такие, например, как поедание своих близких. И вот если взяться за главный свой недостаток со всей силой, то, с помощью Божией, будет победа.
83.
Что вы едите в пост?
– Ox, какой тяжелый вопрос. Если я вам скажу, что в пост питаюсь по Уставу: три первых дня Великого поста не вкушаю ничего, а дальше ем только сухую пищу, – то вы мне, наверное, не поверите, а если поверите, то скажете: "Ну вот какой батюшка, глядишь, и нас так заставит питаться". Я вам так скажу: в пост нужна норма и мера, которая зафиксирована в книге, называемой Типикон, или Уставе, где сказано, как можно поститься, если вы уже достигли каких-то высоких духовных степеней. А в начале пути пост – это воздержание от многого, ради Христа: и в пище, и в развлечениях, и в удовольствиях, которые мы себе позволяем, главным же образом от пустоты, которой так много в нашей жизни. И очень важно, чтобы от этого воздержания была еще кому-то польза. Оттого что мы не едим индюшку и что-то сэкономим на этом, пусть польза будет выражаться не в том, что вы купите еще одну вещицу для себя же, нет, пусть это будет пожертвовано бедному, больному или на строительство храма. И если мы не смотрим в пост телевизор, пусть это не будет просто пустым временем, лежанием на диване, в это время хорошо бы вспомнить о наших близких, может, не очень здоровых, о тех, кто нуждается в помощи вашей.
84.
Надо причащаться, а обеды в школе не постные, как быть?
– Мясное, конечно, не бери. А в остальном – по твоему усмотрению, пища сейчас зачастую представляет такую мешанину, что трудно сказать, из чего она вообще состоит.
85.
Можно ли слушать класическую музыку?
– Можно и нужно. Бывает, говорят так: вот преподобный Сергий не слушал там, в своей пустыне, классической музыки. Нет, конечно. Ни Сергий преподобный, ни многие другие святые не слушали классической музыки, ни даже церковного пения. Но кто из вас – пусть руку поднимет – кто достиг уже такой степени совершенства, чтобы уподобить себя преподобному Сергию? Значит, отказ от хорошей классической музыки проистекает не от того, что мы такие сильно верующие, а от нашей лени, от того на самом деле, что нам приятнее и легче слушать какую-нибудь там известную поп-группу или модную певицу, но мы стыдимся признаться, что Баха или Чайковского нам трудно слушать; тут надо вдумываться, душа должна работать – и мы начинаем прикрываться убеждением, что нам, православным, классическую музыку слушать не нужно.
86.
Можно ли, кроме духовной музыки, слушать еще какую-нибудь?
– Только не какую-нибудь, под которую исполняют танец живота, или впадают в нирвану, или теряют всякий образ и подобие Божие и, уподобляясь бесу, прыгают во всех направлениях; но тонкую, умную, добрую музыку можно и нужно слушать, потому что вот ты, например, сидишь и делаешь геометрию, и в это время еще не научился читать Иисусову молитву, включи, например, Моцарта или Чайковского, и тогда, глядишь, у тебя и параллельные прямые не пересекутся, и пятерку ты получишь за задание, и душа будет спокойна, и ты сам мирно и без раздражения воспримешь, что тебе сегодня не три номера, как обычно, а целых пять задали.
87.
Можно ли слушать сатанинские группы. Например, металлистов?
– Вопрос на вопрос: можно лежать на сковородке в аду и наслаждаться? Можно ли нюхать запах серы и блаженствовать? Можно ли питаться отбросами и получать духовную пользу? Задумайся и дай ответ.
88.
Сейчас в Москве много металлистов и других течений. Можно ли этим увлекаться и является ли это "детской игрой", как сказал один священник?
– Детские игры – это нечто другое все-таки. Вот скалки, "штандер", пионербол, другие какие-то игры... Это детские игры. Тоже можно руку или ногу сломать, но все же это довольно безопасно. А вот металлисты – это игры если и детские, то – таких, маленьких бесенят игры. Эти самые бесенята, чтобы заглушить в себе голос совести, который мешает им жить без тормозов, устраивают такой гам, шум у себя в голове и душе, чтобы этого-то голоса и не слышать.
89.
Почему сейчас в России существуют рэперы, металлисты, панки, анархисты, а нет нормальных? Почему русские парни приняли эту ерунду от Америки и других стран?
– Ну, вопрос показывает, что нормальные еще сохранились. Хотя им кажется, что их так мало, что и считать нельзя. Ведь спрашивающий не относит себя к рэперам, панкам или анархистам. Ничего не воспринял ни из Америки, ни из Китая, ни от Мао Цзэдуна, ни от Че Гевары. Есть еще те семь праведников, ради которых Господь может спасти град – помните это место в Священном Писании? Так что не будем отчаиваться.
90.
Можно ли носить майки с изображением популярных групп?
– Можно, только наизнанку.