ОБРЕТЕНИЕ
МОЩЕЙ

"О священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре... Испроси нам вся благопотребная к житию сему временному, и нужная к вечному спасению нашему. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, пред Господем на враги видимыя и невидимыя..."

Из молитвы к преподобному Александру Свирскому     

преподобного
АЛЕКСАНДРА  СВИРСКОГО


      Нынешним летом 1998 года в Петербурге произошло настоящее чудо. 28 июля пропавшие в 1918 году святые мощи преподобного Александра Свирского были обретены. Событие это знаменательно тем, что именно с вскрытия раки Александра Свирского началась в 1918 году затеянная большевиками сатанинская кампания по ликвидации и дискредитации русских православных святынь. В ходе ее были вывезены из церквей и монастырей шестьдесят три раки со святыми мощами. Милостью Божией все они сегодня, спустя восемьдесят лет, обретены. Не означает ли это, что соборными молитвами Русской Православной Церкви Благодать Господня возвращается в многострадальную Россию?
      Когда в рентгенологическом кабинете судебно-медицинской экспертизы слушали молебен после завершения исследований по поводу идентификации мощей, началось мироточение, сопровождающееся сильным благоуханием. "Все присутствующие были свидетелями этого чудесного проявления", - говорится в рапорте игумена Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря отца Лукиана, поданном митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру.
      В Северо-восточном углу Валаамского архипелага расположен открытый всем ладожским ветрам Святой остров. Здесь, в пещерке, вырубленной в скале, полтысячелетия назад подвизался в молитвенных подвигах преподобный Александр Свирский.
      Пещерка невелика. Когда проходишь в нее, плечи задевают каменные стены. Крохотного света лампады, горящей перед образами, достаточно, чтобы осветить пространство кельи. Несколько лет провел здесь преподобный Александр. Как сказано в Житии, "от великих трудов кожа на теле его сделалась такой жесткою, что не боялась и каменного ударения". В пещерке на Святом острове молился святой, когда в ответ на его молитвы раздался Голос Богородицы: "Александре! Изыди отсюду и иди на преждепоказанное тебе место, в нем же возможеши спастися!" И светло стало... Преподобный Александр выбрался из пещеры и за стволами сосен, вставших на отвесной скале, увидел тихие воды Ладоги. Великий небесный свет сиял в той стороне, где текла Свирь...
      В тот же день преподобный Александр покинул Валаам, поплыл к Свири. Здесь и обосновался, на том самом месте, где десять лет назад ночевал на пути в Валаамский монастырь. Спустя время молитвенное уединение святого было прервано заблудившимся во время охоты боярином Андреем Завалишиным, Завалишин долго расспрашивал преподобного, как он жил здесь. "Вот уже семь лет обитаю тут, - ответил святой. - И до твоего прихода не видел ни одного человека. Питаюсь растущею здесь травою и хлеба не вкушал".
      Когда был прерван его затвор, начали стекаться сюда люди. Монашеские кельи строили на берегу Святого озера, а сам преподобный жил в прежней хижине, вкруг которой было устроено братское кладбище - Отходная пустынь. Многие ученики Александра Свирского сами стали святыми, основателями новых монастырей. Это и Андрей Завалишин, принявший в постриге имя Андриана Андрусовского, Геннадий и Никифор Важеозерские, Корнилий Паданский, Ферапонт Вознесенский, Кассиан Соломенский... Все пространство между Онегой и Ладогой осветилось основанными ими обителями.
      Сила молитвы святого Александра Свирского была необычайной. Известен такой случай. Строили мельницу на протоке между двумя озерами, раскопали перешеек, и вода из верхнего Святого озера устремилась вниз. Напор был столь сильным, что в опасности оказались монастырские постройки; казалось, их уже не спасти, но преподобный призвал имя Христа, начертал Крестное знамение на быстрине вод - и вот оно, чудо! - течение остановилось.
      Столь же велика была и прозорливость преподобного. Однажды богомольцы делали пожертвования в монастырь, был среди них и Григорий, приехавший из Пидьмозера. Он протянул руку, чтобы положить свой вклад, но святой оттолкнул ее. Григорий спросил Александра Свирского, почему он не принял приношения. "Ведь ты меня не знаешь!" - сказал он. "Верно! - ответил святой. - Я тебя не знаю и лица твоего не видел, но рука твоя так осквернена, что от нее идет смрад. Зачем ты мать свою старую бьешь?" Великий страх обуял тогда Григория, тщательно скрывавшего свой грех. Он попросил наставления, как ему исправиться. Преподобный посоветовал просить прощения у матери.
      Не менее дивной была и скромность преподобного. Рассказывают, что однажды, когда он был уже игуменом основанного им монастыря, слава о котором распространялась по всей Руси, пришел к нему монастырский эконом и сказал, дескать, кончаются дрова, надо бы послать в лес какого-нибудь праздного монаха. "Я празден..." - ответил преподобный, взял топор и отправился в лес.
      На двадцать третьем году пребывания на Святом озере Александр Свирский во время ночной молитвы увидел трех мужей в белых одеждах, сияющих "невыразимым светом". Это Сам Господь почтил святого Своим Троическим посещением. "Александр Свирский, - пишет в "Истории русской церкви" архимандрит Макарий (Веретенников), - пожалуй, единственный православный святой, которому так же, как и праотцу Аврааму, явилась Святая Троица".
      Неведомо, знали ли об этом факте жития преподобного Александра Свирского люди, захватившие в 1917 году власть в России, но достоверно известно, что свою сатанинскую кампанию они начали именно с Александро-Свирского монастыря.
      Осенью 1918 года Олонецкая ЧК направила в монастырь отряд под командованием Августа Вагнера. Братия пыталась противодействовать надругательству над святыми мощами, но чекисты не церемонились. "Элементы злого пошиба" были арестованы, монастырь ограблен, а рака со святыми мощами преподобного Александра Свирского вскрыта.
      Сохранность тела преподобного, закончившего земной путь четыре столетия назад, была настолько непостижимой для Вагнера, что вопреки очевидности он назвал в своем отчете мощи святого "восковой куклой". Не решившись выставить их, как полагалось по инструкции, "для разоблачения поповского обмана", мощи тайно, с соблюдением всех мер секретности перевезли в Лодейное поле и под строжайшей охраной поместили в больничной часовне. На пятое ноября 1918 года, когда расстреливали во дворе Олонецкой тюрьмы монахов Александро-Свирского монастыря, назначена была ликвидация мощей... И ровно восемьдесят лет православная Россия жила с мыслью, что святые мощи русского святого уничтожены сатанинской властью.
      Господь, однако, не попустил этого.
      Скажем попутно, что поход на Александро-Свирский монастырь завершился для товарища Августа Вагнера весьма печально.
      Осквернение мощей преподобного и ограбление монастыря вызвало сильнейший резонанс по всей России. Святитель патриарх Тихон обратился в Совнарком и ВЦИК с протестом. От Олонецкой ЧК затребовали разъяснения. Начальник ЧК ответил, что считает все свои действия и распоряжения "верными в смысле беспощадной борьбы с врагами коммунистических идей и социалистической мысли". Подобное разъяснение вполне удовлетворило бы большевистское руководство в Москве, если бы в ходе переписки не выяснилась пикантная подробность: Август Вагнер, борец за коммунистические идеи и социалистическую мысль, оказался весьма нечист на руку. Он изъял из монастыря сорок пудов серебряных изделий, а в Москву сдал только девять. Остальное серебро - тридцать один пуд! - было якобы передано им "в комитет бедноты Александро-Свирской слободы для распространения между нуждающимися". Провести кремлевскую верхушку таким разъяснением, разумеется, не удалось. Было начато специальное расследование, со всеми вытекающими для Вагнера последствиями.
      История поиска святых мощей преподобного Александра Свирского, предпринятого инокиней Леонидой по благословению отца Лукиана, игумена возрожденного в 1997 году Александро-Свирского монастыря, заслуживает отдельного повествования. Основная часть документов была уничтожена, и собирать необходимые сведения приходилось по крохам.

      - Наш поиск, - рассказывает матушка Леонида, - был основан на вере в то, что мощи святого, лицезревшего Святую Троицу, не могли быть уничтожены никакими адскими силами и находятся под особым покровительством Господа... В ходе архивных изысканий удалось выяснить, что 31 января 1919 года мощи были увезены из Лодейного поля в Петроград и помещены в закрытый анатомический музей Военно-медицинской академии. По свидетельству сотрудников, в годы революции в кафедральном музее появился экспонат, который так и остался незафиксированным в скрупулезно составленных каталогах.
      На основе антропологических, иконографических и рентгенологических исследований было сделано заключение, что таинственный "экспонат" представляет собою полностью сохранившуюся мумию мужчины, которая по возрасту, этнической принадлежности, внешним особенностям соответствует описанию, сделанному при первом обретении мощей преподобного Александра Свирского в 1614 году.
      Подтверждали принадлежность "экспоната" к канонизированным святым и повреждения на правой, благословляющей руке. Характер их не оставлял сомнений, что нанесены эти повреждения от изъятия частичек плоти для мощевиков. Необычное положение правой ноги: "ноги же лежали, как у недавно скончавшегося, правая ступнею вверх, а левая обращена ступнею в сторону..." - также полностью соответствовало сделанному в 1614 году описанию.
      Когда всматриваешься в дни земной жизни русских святых, ясно видишь, что они были лучшими среди людей своего времени. И по уму, и по талантам, и по мужеству своему. Но все эти столь высоко почитаемые в миру свойства и дарования были для святых несущественными и незначащими. Главными для них были смиренномудрие, молитвенность, покорность воле Божьей, служение Господу. И Церковь наша, когда прославляет святых, руководствуется не их земными заслугами, а заслугами перед Богом. И тут уж не возникает ошибок, связанных с политическими симпатиями или антипатиями, с сиюминутной конъюнктурой. Не истлевают тела угодников Божиих, нетленными обретает Церковь их святые мощи. Не кончается вместе с погребением и жизнь святых - после кончины продолжают они участвовать в земной истории, являясь на помощь всем, кто сердцем к ним обращается ... Чудо, великое чудо свершилось в июльские дни в Санкт-Петербурге. 465 лет спустя после кончины снова вернулся к нам, грешным, великий святой. И возвращение его подобно свету, рассеивающему злые, сгустившиеся над нашей Родиной тучи.

Николай Михайлович КОНЯЕВ

     Статья напечатана в журнале "Русский дом" № 12, 1998.