Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
Это слова молитвы, други наши, коими мы впервые
в жизни засвидетельствовали веру нашу в купели
Святаго Крещения; это слова, с которыми рождается
в мир свыше, силою Божией благодати, новый
человек – Божий человек.
И с тех пор, когда совершилось в нас великое Таинство
Крещения водой и Духом, эти слова всю жизнь будут
сопровождать нас на нашем жизненном пути, охраняя
материнским благословением во младенчестве, укрепляя
в юношестве и сопровождая на пути жизни самостоятельной.
И трепетная материнская рука осенит крестным
знамением повзрослевшее чадо, благословляя на
выбор жизненного пути, и дрожащий от волнения материнский
голос с чувством произнесет: "Во имя Отца и
Сына и Святаго Духа", освящая неведомые пути предлежащей
ему жизни, семейной ли, монашеской ли. И Церковь
вслед за родительским благословением рукой священника
преподаст Божие благословение: "Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа" – как внешний знак преподания
благодати Святаго Духа на избираемый путь жизни, на
начинаемое благое дело.
Божия благодать – вот та святыня, сила и крепость,
что сокрыта в словах этой молитвы и в крестном знамении,
сопровождающем ее. Действия всех трех Лиц Пресвятой
Троицы вступают в этой молитве в силу. Чему
быть благоволил Бог Отец, что исполнил в Себе Сын Божий,
то присвоить нам, верующим, снисходит в ней Дух
Святый. И звучит сия молитва и как наше исповедание
Бога, и как наша проповедь о вере.
И малая молитва невидимо делает большое дело, освящая
всякое человеческое начинание, давая ему великую
власть стать жертвой Богу, и освящая одновременно
и того, кто эту жертву приносит.
Не человеческий ум привнес в мир эту молитву. Впервые
в основание христианской веры и жизни ее положил
Сам Единородный Сын Божий Иисус Христос, когда, посылая
Своих учеников на всемирную проповедь Евангелия,
заповедал им: "Шедше научите вся языки, крестяще
их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа: Учаще их
блюсти вся, елика заповедах вам..."
(Мф.28,19-20).
В кратких словах – "во имя Отца и Сына и Святаго
Духа" – Господь заключил и всю сущность христианской
веры, и все основание христианской жизни. Этой молитвой
Христос засвидетельствовал веру в Единаго Бога, в
трех Лицах прославляемого. Сам Бог Отец, Бог Сын и Бог
Дух Святый – все Едино присутствуют в ней и несут столь
привычное для нас чудо, источник жизни и бессмертия,
таинственную и мощную силу – жизнь, одухотворенную
Богом.
Основание же христианской жизни в том, что "не нам,
Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу..."
(Пс.113,9). А это значит, что не во имя
свое, не ради славы своей и своих земных выгод, но для Бога,
ради Бога и во славу Божию будет созидаться последующее
за молитвой дело. Божиим именем оно освящается, малое ли,
великое ли, и Божией помощью и Божиим смотрением даст плод
на пользу души во спасение.
Други наши, будем же всегда помнить, что
– эта молитва есть та спасительная печать, запечатлевающая
принимающих ее во спасение;
– она есть ключ, отверзающий ум и все силы души к
принятию Слова Божия;
– она есть страж, охраняющий чистоту души, ума и
сердца.
Дорогие мои, примем же сознательно и вдумчиво Божий
дар – святыню этой молитвы – и на заре начинающегося
дня, когда поставляет она нас пред иконами на
утреннее поклонение Богу, и в течение дня, испрашивая
Божие благословение на всякую нашу духовную и житейскую
потребу, и ею же начнем и свою вечернюю жертву
Богу пред отходом ко сну.
"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа", – звучит и с амвона
всякий раз, призывая внимание наше к слышанию
проповеди о Боге, о святыне, о святых.
Откроем же сердца наши навстречу Божией благодати,
и да произрастет в сердцах наших силой этой великой
молитвы и еще одна, все побеждающая, все освящающая,
все возрождающая молитва: "Слава Отцу и Сыну и Святому
Духу, Троице Единосущней и Нераздельней, предавшей
нам исповедание о Себе!" Аминь.
|