Слово
в Неделю 16-ю по Пятидесятнице,
в день памяти апостола и евангелиста
Иоанна Богослова и святителя Тихона,
Патриарха Московского и всея Руси
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
О том, что... мы слышали, что видели своими очами,
что рассматривали, и что осязали руки наши, о
Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и
свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь...
(1Ин.1,1-2).
Соцветие трех праздников вобрал в себя сегодняшний
день. Но все три – последовательное продолжение,
раскрытие и свидетельство об одном, о главном: о слове
жизни, о явлении Спасителя Христа и воскрешении мира в
Нем.
Каждый воскресный день евангельское чтение являет
нам тайны Царствия Небесного и учит пути шествия к
нему, а жизнь тех людей, чью память вспоминает и хранит
Святая Церковь, непременно подтверждает истинность
учения Евангелия, воплощенного в жизнь этими
людьми.
Вот и сегодня воскресный день, Неделя 16-я по
Пятидесятнице, память преставления апостола и евангелиста
Иоанна Богослова – самовидца Христа, жившего в I веке
христианства, и память святителя Тихона, Всероссийского
Патриарха, преемственно следовавшего путем апостольского
служения в XX веке. А сегодняшнее евангельское
чтение – это исток этих жизней.
Перед нашим взором – Генисаретское озеро, олицетворяющее
житейское море. Раннее утро, мир еще только на
пороге новой жизни. Мир еще не знает, что для него это
не простое утро, но утро пробуждения к жизни в Боге, в
Новом Завете. Народ теснится вокруг Человека, возвысившего
Свой глас над толпой с необыкновенной силой и
властью. Это Христос. Он один. Он пока один в этом мире,
но слово Божие, которое острее меча обоюдоострого, уже
рассекает сознание и чувства слушающих, готовя Ему
последователей – учеников.
Среди слушающих есть и те, кто уже после этой проповеди
оставит все житейские попечения и пойдет за Словом
Божиим, за Христом. Здесь и юноша Иоанн, которого
мир в свое время назовет Богословом, апостолом любви
и таинником Христовым. А в это утро Иоанн вместе с
братом своим Иаковом и с Симоном, будущим апостолом
Петром, еще рыбаки, утружденные бессонной ночью и
неудачным ловом, вымывая пустые сети, внимали слову
Христа.
Евангелие умолчало, о чем говорил Спаситель, но о
священном смысле беседы можно догадываться по ее окончанию.
"Когда же перестал [Христос] учить, сказал Симону:
отплыви на глубину и закинь сети свои для лова"
(Лк.5,4). И благословением Христа сети наполнились
рыбой, а слово и дело Господне уловило в это раннее утро
сердца тех, кто станет в будущем апостолами и ловцами
человеков. И чудесный улов рыб, предшествуя словам
Христа, открывает глубинный смысл всего происходящего
на озере. "...не бойся [всяк позванный Христом к
апостольскому служению]; отныне [ты] будешь ловить
человеков" (Лк.5,10).
И сколько людей в мире с тех пор, предваряя свое преображение
во апостола, в человеческом страхе и трепете припадая
к коленям Христа, отвечало на зов Спасителя словами Симона-Петра:
"...выйди от меня, Господи! потому что я человек
грешный" (Лк.5,8). И сколько их,
оставивших все, последовало за Христом?!
Много, очень много званных прошло за два тысячелетия
путем апостольского служения, неся миру слово жизни
– учение об искуплении. И если первые двенадцать еще
не знали, куда позвал их Христос, то последующим путь
апостольского служения был начертан уже во всей полноте
примером жизни самовидцев Христа и их облагодатствованным
словом. И путь этот – в несении креста вослед Христу.
Первые учились всему, созревая в тепле Божественной
любви Спасителя и во свете Его Божественных дел. И они
говорили миру: "Мы видели и свидетельствуем". Последующие
же, укрепляясь примером своих предшественников
и словами Спасителя: "блаженны невидевшие, но
веровавшие", – возглашали: "Мы веруем и исповедуем".
Но и первые, и последующие, и последние достигали и достигают
поныне полноты ведения таин Божиих сошествием
Святаго Духа, Утешителя, всегда немощная врачующего
и оскудевающее восполняющего и озаряющего мрак
человеческого сознания Божественным светом, и дающего
силу для столь великого служения.
И путь апостольства и святительства воистину и славен
и страшен во все времена. Он славен ради его великой
цели: возвратить Богу венец творения – человека, а человеку
вернуть утраченный грехопадением рай. Страшен
же, так как все зло мира во всех его проявлениях и сам ад
восстают на Божиих служителей – домостроителей таин
Божиих.
Сегодня же два святых Божия угодника, призванные
Христом к сему служению каждый в свое время и безукоризненно
прошедшие этим страшным и славным путем
до святости, вместе стоят у Престола Божия, ходатайствуя
о всех тех, чьих сердец коснулся труд их апостольского
слова, пример их жизни и тепло их молитв.
Святой апостол-евангелист Иоанн Богослов и святитель
и исповедник Патриарх Российский Тихон, I и XX века.
Они не случайно ныне стоят рядом в равной славе, ибо оба
пронесли сквозь зло враждебного Богу мира слово истины,
слово любви, слово спасения – слово жизни.
Иоанн трудился на заре христианства во мраке и тьме
еще не пробужденного к свету истины мира, Тихон – среди
ужасов насилия, сокрушений последнего времени,
мира, отступающего от Бога в бездну погибели. А это значит,
что оба они шли путем жертвенной любви, ценой своей
жизни и смерти свидетельствуя о Боге. Один – открывая
миру тайну Спасения, другой – утверждая ее, как подвиг
жизни во Христе, в лукавые дни отступления, обличая
тайну беззакония, восстающую на Спасение. И общность
их подвига любви и всецелой преданности Богу соделала
их чадами Божиими и светильниками миру. И эта
общность в утешение нам свидетельствует, что Бог и вчера,
и днесь, и во веки Тот же, и всякий,
творящий правду во всякое время, любезен Ему.
Святой апостол Иоанн Богослов, от Самого Христа осиянный
светом Божественной истины и на груди Его переродившийся
в Духе Божественной благодати из юноши-рыбака в апостола
любви, оставил миру учение Христово
во всей возможной полноте. Любовью своей Иоанн пребыл
со Христом неотступно от первых дней Его служения
до последнего вздоха со Креста: "Совершишася", –
когда потряслись основания вселенной в величии таинства
Искупления мира.
Непорочная чистота сердца Иоаннова соделала его достойным
таинственных откровений Господних, и он проповедал
их миру своим Святым Евангелием, тремя посланиями
и Откровением о грядущих судьбах мира и Церкви
Христовой к концу времен. Святой апостол любви,
подобно великому Моисею, видевшему рождение земли
и человечества на ней, зрел последние дни мира и победу
Победившего мир. И Иоанн засвидетельствовал слова
Божии, "ибо слова сии истинны и верны"
(Откр.21,5).
"...Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец;
жаждущему дам даром от источника воды живой: Побеждающий
наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне
сыном" (Откр.21,6-7).
И вот проповедь слова Божия и дела их жизни поставляют
их ныне рядом – двух сынов Божиих, победивших
мир. Для них победа уже наступила. И цена их победы –
стояние в истине до смерти. Оба они – и Иоанн, и Тихон –
на всем пути своего служения испытывались страшными
душевными и физическими муками, но, подобно Иову
Многострадальному, не пороптали на Бога, благословляя
Промысел Божий, в благодушии и спокойствии несли свой
жизненный крест. А он состоял: у Иоанна – из мук рождающегося
для христианства мира, у Тихона – из страданий
Российского народа и Святой Православной Церкви,
насильственно и злодейски отторгаемых от своего спасительного
пути. Сам святитель Тихон свидетельствовал о
себе: "Я готов на всякое страдание, даже на смерть во имя
веры Христовой". Смерть в различных ее проявлениях
сторожила и апостола, и святителя. Иоанн четырнадцать
дней провел в морской пучине, при гонении от императора
Дометиана претерпел страшные мучения, биения, погружение
в кипящий котел. Тихон же, вступая на первосвятительский
престол, произнес пророческие слова: "Отныне
возлагается на меня попечение о всех церквах Российских
и предстоит умирание за них по вся дни. Но да
будет воля Божия!"
И умирание началось, и наглая насильственная смерть
от ножа или пули уже не так страшила подвижника, как
многочисленные адские сети, сплетаемые богоборцами для
души его, чтобы поколебать его в стоянии в Боге, в чистоте
Православия, ибо борьба с верой и с Богом обратилась
для них в борьбу с Тихоном. Но и здесь ничто не поколебало
смирения, кротости и тихости Патриарха.
"Уповаю, что Господь, призвавший меня, Сам и поможет
мне Своею всесильною благодатью нести бремя, возложенное
на меня". И смирение, и любовь к Богу, как верные
кормчии, провели Патриарха-мученика и исповедника
по жизни в блаженный покой вечности и славы неземной.
Святой Иоанн Богослов знал Бога, был Его сотаинником.
Он видел Его Воскресение и зрел в Его Воскресении свое.
Святейший Патриарх Тихон верил в Бога, верил беспредельно
и только в вере черпал силы жить в огне страданий
долгих семь лет. И Царство Божие, пришедшее в
силе, было ему наградой и утешением.
И, други наши, будем внимательно вслушиваться и
всматриваться в то, что проповедуют нам святые апостол
Иоанн Богослов и Патриарх Всероссийский Тихон своим
словом и жизнью, ибо они открывают нам тайну жизни.
"Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает
в Боге, и Бог в нем" (1Ин.4,16).
Только любовью венчается путь духовного
совершенствования, ведущий к обожению.
"В любви нет страха, но совершенная
любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть
мучение" (1Ин.,4,18).
"Дети Божии!"
"Возлюбленные!"
"...Станем любить не словом или языком, но делом и
истиною", – нежными, исполненными любовью словами
обращается к нам апостол любви (1Ин.3,18).
"Чадца мои!.. – вторит апостолу кроткий Тихон, – умоляем
вас, умоляем всех наших православных чад, не отходить
от единственно спасительной настроенности христианина,
не сходить с пути крестного, ниспосланного нам
Богом..."
Други наши, будем же внимательны к тому, что проповедуют
нам святые. Ведь и мы видим, что нравственные и
физические муки для грешного мира неотвратимы, и они
не умалятся со временем, но возрастут и будут возрастать,
ибо за "умножение беззакония иссякнет в мире
любовь" (ср.:Мф.24,12).
Каждый человек должен пройти горнилом искушений
и мук. И уже теперь очевидно, что куда бы ни повернулся
человек, везде ему предлежат боль и страдание. И одно
остается нам в этой жизни – взять крест свой и нести его
до конца, до самой смерти, нести крест, последуя Христу.
И в этом крестоношении по воле Божией обрящем райское
блаженство – быть чадом Божиим.
А апостольские мрежи, раскинутые в житейском море
самовидцами Христа по слову Его, и по сей день делают
свое великое дело. Уловили они и нас с вами, дорогие мои.
И сети эти все те же. Пройдя двадцать столетий, они достигли
и до нас, влекомые уже другими руками, но столь
же верными и чистыми. И мрежи эти – Церковь Христова
Святая Православная. И во главе ее от первого века
до конца дней мира – Христос, исполняющий ее славой,
спасением и непобедимою силою Своею. И слово жизни
по-прежнему звучит в ней. И стоит она в мире, окруженная
апостолами, пророками, вселенскими учителями и
святителями – сонмом этих славных свидетелей ее истинности
и правды, ее чудотворной живительной силы и
спасительности.
Будем же, други наши, твердо держаться своей Святой
Церкви и своей Православной веры, призывая на помощь
немощи нашей тех, кто своею жизнью победил тьму
мира сего и диавола. И станем их помощью сильны верой
и страшны врагам истины. И молитвами апостола любви
Иоанна Богослова и святителя Тихона, Патриарха Московского
и всея Руси, да сохранит нас Господь от междоусобныя
брани, да укрепит Святую Церковь нашу Православную,
да не оскудеет она истинными архипастырями
и пастырями, добрыми делателями, право правящими
слово евангельской истины. Аминь.
26 сентября (9 октября) 1994 года
|