Слово
в день празднования
Собора Архистратига Михаила и прочих
Небесных Сил бесплотных
Святый Архангеле Божий Михаиле, отжени от нас
молниеносным мечом твоим духа лукавого, искушающего
нас.
О великий Архистратиже Божий Михаиле – победитель
демонов! Победи и сокруши всех врагов наших,
видимых и невидимых, и умоли Господа Вседержителя,
да спасет и сохранит нас Господь от всех скорбей и от
всякия болезни, от смертоносныя язвы и от напрасныя
смерти, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, возлюбленные други мои, праздник и
прославление Архистратига Божия Михаила и
неисчислимого сонма Ангелов. Это великий праздник
для всей Православной Церкви, а для нас он сугубый:
храм, в котором мы с вами сейчас находимся, освящен в
честь Архистратига Михаила – вождя и предводителя
всего небесного ангельского воинства, верных и
ревностных служителей Вседержителя и Творца Бога.
День этот (8 ноября по церковному календарю) –
главный из всех праздников в честь святых Ангелов.
В просторечии он именуется Михайловым днем и
очень чтим верующими людьми. А Церковь именует его
"Собором Архистратига Михаила и прочих Небесных
Сил бесплотных".
Собор, то есть соединение, совокупность всех святых
Ангелов во главе с Архистратигом Михаилом, ибо они все
совокупно и единогласно славят Святую Троицу,
единодушно служат Богу.
Этот день, дорогие мои, Церковь посвятила Архистратигу
Михаилу – вождю Небесных Сил, и на иконах
изображают его в грозном и воинственном виде. На голове
его шлем, в руке меч или копие. Под ногами пораженный
им дракон.
С кем и против кого воюет этот отважный предводитель?!
Мы знаем с вами, други мои, что весь ангельский мир,
который был создан еще до создания человека и всего
видимого мира, был наделен при творении великими
совершенствами и благодатными дарами. И велико, и славно
было его предназначение. Среди этого ангельского мира
один из верховных ангелов – Денница – открыл в самом
себе источник зла и гордости и восстал против своего
Творца. Ангелы, подобно людям, сотворены со свободной
волей. И вначале они могли злоупотребить этой свободой
и впасть в грех. Что и произошло с Денницей. Он пожелал
быть самостоятельным, не зависящим от Бога.
Мир духовный поколебался, и часть Ангелов последовала
за ним.
И вот в этот момент из той же ангельской среды выступает
поборник славы Божией и защитник чести ангельского мира
– Архистратиг Михаил. Он властно произносит: "Никто
как Бог!" – обращаясь этим призывом ко
всем Ангелам. Этими дерзновенными словами он показал,
что он знает Бога, признает только Его одного – Единого
Бога, Творца и Властителя всей Вселенной.
"Никто как Бог!" – смело и решительно заявляет он,
свидетельствуя о величии Божием.
В этом его поступке проявились его личные качества:
твердая вера, смелость и решительность в действиях,
способность не только верить, но и свидетельствовать о
Боге; излучая, распространять воспринятый им Божественный
свет на весь мир.
Борьба была трудной, ибо Денница был наделен великими
совершенствами.
Но силы добра превозмогли над силами зла... Денница
свергнут с неба со всеми своими последователями. А Архангел
Михаил утвердился как вождь всего ангельского
мира, верного Богу.
С тех пор в руках Архистратига Михаила меч, ибо сатана,
свергнутый с неба, не перестает воевать против небожителей.
Падшим ангелам пресечена возможность проникать
в высшие области мироздания. И потому они всю
злобу свою устремили на людей, и в первую очередь на
всех верующих в Бога.
Может ли меч Архангела Михаила при таких обстоятельствах
оставаться в бездействии? Конечно, нет!
Архистратиг не перестает воевать с ангелами зла и тьмы,
ограждая верных чад Божиих от их коварных происков.
И борьба сия в высшей степени ожесточится перед концом мира.
Теперь всем нам должно быть понятно, почему Архистратиг
Михаил изображается в таком воинственном
виде. Он защитник Церкви Божией. И вид его должен приводить
в страх врагов Божиих.
Мы же должны радоваться, что имеем такого отважного
защитника – победоносного вождя Небесных Сил. Мы
должны помнить, что охранительный меч его будет всегда
за нас, если только мы не вступим в союз с тем врагом,
против которого борется Архистратиг Михаил.
Ангелы, оставшиеся верными своему Творцу и составившие
воинство Архистратига Михаила, с течением
времени настолько утвердились в добре, что грех для них
сделался невозможным. Не потому, что они, имея свободную
волю, не могут преступить воли Божией, а просто потому,
что они не захотят этого делать, не захотят грешить.
Обратите внимание, други мои, на эти слова. Не захотят
грешить! Как это для нас с вами назидательно.
Не захотеть грешить – значит получить возможность
приблизиться к Богу и видеть Его, как видят Его Ангелы.
Служить Ему и только Ему, исполняя Его повеления.
Слово "ангел" означает "вестник". Такое наименование
имеют бесплотные духи потому, что они возвещают людям
волю Божию. Ангел – это тот, кого Господь может
послать с поручением и который в точности исполнит то
поручение.
Ангелы обитают везде. Но преимущественно на небе,
вокруг Престола Божия. Там, где Бог наиболее открывает
им Свою славу, а через них и Свою волю в отношении
людей.
Святые отцы Церкви называют их вторыми светами,
как бы отблеском Божественного света.
Они – светы вторые! Как это нам понять?! С чем сравнить,
чтобы было доступно нашему уму?..
Находясь в непосредственной близи к Богу, Ангелы
наполняются восхищением, Божиим величием, Его святостью,
мудростью и величайшей любовию Творца вселенной к
своей твари.
Некий Божественный свет широкой рекой свободно
льется через них. Но не просто протекает через них, как
по свободному желобу, и, не задерживаясь, истекает и
пропадает. А льется так, как льется, искрясь и сияя, свет,
когда он попадает на драгоценный камень. Дойдет свет
до его середины и оттуда отразится ответным сиянием, и
распространяется, и, множась, бьет во все стороны,
преломляясь на гранях, окрашивается в изумительные цвета,
озаряя, а порой и ослепляя своей красотой.
В этом образ подлинной святости. Небесные Силы восприняли
в себя свет Божий. Преломили его в себе и, отразив и
раздробив на множество прекрасных лучей, распространили
вокруг себя, отдав людям, способным к его восприятию.
И вот в этом отраженном сиянии Божественного света,
сиянии неуменьшенном, непотемненном, но сиянии
приумноженном и радостнотворном, приносящем
жизнь, мы познаем Бога!
Если бы не Ангелы, мы никогда даже в малой, доступной
человеку степени не могли бы ощущать и воспринимать
Божественный свет.
Сами мы не способны видеть и ощущать славу Божию
– нам нужны посредники, которые так преобразуют ее,
что она становится доступной и нам.
И вот Ангелы являются для нас этими посредниками.
Други мои! А отражают ли люди этот воспринятый ими
Божественный свет? Способны ли люди на это?!
Да! Люди безупречной жизни и пламенной любви к Богу
зримо для окружающих в определенные моменты жизни
светятся этим Божественным светом. Читая жития святых,
мы найдем много примеров тому. Про таких людей
богослужебные тексты говорят нам: "Ангельски пожив на
земли... – или – житие твое равноангельно бысть".
Назову вам как пример два имени наших соотечественников,
живших в очень близкие к нам времена. Это
всем нам хорошо известный преподобный Серафим Саровский
и менее известный Харьковский святитель
Мелетий. Оба они носили в своих сердцах горящий
пламень любви к Богу.
Вспомните также повествование из Деяний апостольских.
Когда судили первомученика архидиакона
Стефана, он сказал, что видит небо отверстым и славу
Божию – и все, сидящие в синедрионе, видели лицо его,
как лицо Ангела.
Это свидетельствует о возможности и доступности для
нас еще в этой земной жизни уподобляться Ангелам. Было
бы только стремление к этому с нашей стороны.
Святые Ангелы не только восхвалением служат Богу.
Они еще стремятся подражать Ему и в действиях.
Ангельскому миру усваивается истинный дух разума,
действительное участие в человеческой истории.
Как говорится в Святом Евангелии, Сын Божий пришел
на землю, чтобы послужить людям, спасти их. И
Ангелы посылаются на землю с той же целью – служения
людям.
Первые христиане по откровению и опыту знали
предстательство о себе честных бесплотных Сил.
Чтобы и мы с вами реально ощущали бытие Ангелов и
их постоянное присутствие, очистим свое сердце и душу
от греховных помыслов, желаний и тем более дел. Стой
постоянно на страже твоей души, пекись о ее чистоте – и
увидишь и Ангелов, и с их помощью приблизишься и к
Богу, и увидишь Его, ибо сказано: чистые сердцем Бога
узрят. (Мф.5,8).
Очисти свое сердце и удостоишься тогда высокой радости,
как некогда праотец Авраам, принять под сенью своей
Ангелов.
Старайся избегать общения с грешниками и сам не твори
греховных дел – и тогда, как праведного Лота, изведет
и тебя за руку твой Ангел из погибельного
окружения мирской суеты.
Будь кротким, смиренным, побеждай зло добром. И
тогда, как некогда Иакова, встретит и тебя на пути твоего
шествия к Богу сонм Ангелов (Быт.32,1).
Уясните себе, други мои, как важно нам зорко следить
за своим поведением, чтобы не удалять от себя наших
верных помощников – Ангелов.
По мнению учителей Церкви, человек создан для того,
чтобы восполнить число отпавших ангелов.
Следовательно, мы должны войти в Собор Ангелов. А для
этого, подумайте, дорогие мои, как чиста и свята должна
быть наша жизнь. Как еще здесь, на земле, мы должны
заблаговременно подготавливать себя к сожитию с
Ангелами, к вхождению в их светлое и святое собрание.
В тот их собор, который мы с вами ныне так торжественно
празднуем!
Но для этого мы должны приобрести и мысли, и чувства
ангельские. От нас требуется очистить место для любви,
приготовить свое сердце для принятия в себя любви
сверхъестественной, той любви, которой от нас ждет Бог.
И это несложно! Живи по евангельским заповедям – и
достигнешь необходимого. А они не являются невыполнимыми.
И в этом деле опять помогают нам Ангелы,
просвещая наш ум познанием Святого Евангелия. Сознавая
важность нашего тесного союза с Ангелами, поставим
себе, други мои, цель, чтобы каждый прожитый день не
разъединял нас, а сближал с Ангелами, особенно с нашим
Ангелом Хранителем.
Для этого очень полезно читать ежедневно не только
молитвы к Ангелу Хранителю, вошедшие в состав наших
утренних и вечерних молитв, но и специально составленные
в помощь нам "Размышления на каждый день об Ангелах".
Их всего 31, по числу дней в месяце. Они кратки
по содержанию. И они помогут нам любить Бога, как должны
любить верные чада Божии. Особенно если почаще
будем произносить слова из размышления на 19-й день.
"Вдохни в мое сердце, Ангел мой, хоть несколько искр
той любви, которою ты пламенеешь!"
В заключение к нашему очень краткому пояснению
значения нынешнего празднества в честь Архистратига
Михаила и всего Собора Ангелов Божиих добавим еще
следующее.
Мы знаем из Священного Писания, что в день Страшного
суда Господня, в день восьмой, когда придет Сын
Человеческий в славе Своей и все святые Ангелы с Ним,
пошлет Господь Ангелов собрать по всему миру и сжечь
плевелы, а пшеницу – то есть избранных верных чад Своих
– убрать в житницу Его.
О, если бы они тогда взяли в числе этих избранных и
нас, ныне с честью празднующих их Собор! Аминь.
|