Слово
на погребении митрополита Иоанна (Разумова)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит
Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут
вслед за ними (Откр.14,13).
Дорогие мои! Высокопреосвященнейший архиепископ
Владимир, отец наместник с братией во Христе, прихожане
и паломники обители нашей!
Сегодня мы с вами собрались помолиться, оплакать и
похоронить дорогого для многих здесь присутствующих
человека – архипастыря и отца, старца, нашего
руководителя и молитвенника на протяжении долгих и
трудных лет жизни – монаха Иоанна, милостью Божией
митрополита. Его белоснежный омофор покрывал нас в
течение тридцати трех лет. И в течение такого длительного
времени нес он нас, овец стада Христова, на вые своей к
Богу. С редким самоотвержением, неустанной ревностью
нес он нас, нес бремя своего многотрудного служения.
Он жил, и трудился, и светил, и согревал долго-долго
и давно-давно. Он устал от трудов, он устал от болезней и
от бремени возраста. Усталому нужен покой, и многолетнему
неутомимому страннику– постоянное жилище. И
ныне Господь упокоил душу его. Он стоит в дверях вечности,
на краю могилы, готовый сойти в нее. И этот последний
миг его пребывания с нами, и эта поистине его
блаженная христианская кончина выразительнее всех
дел усопшего и красноречивее всех слов проповедует о
величии его души и о правде его жизни.
Митрополит Иоанн – избранием Божиим монах с восемнадцати
лет. Он родился в 1898 году в подмосковном
городке Коломне, и уже в 1916 году Дмитрий Разумов
(таково его имя в миру) велением сердца отдал себя в
послушание Богу через старцев Смоленской Зосимовой
пустыни при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Восемь
лет послушнического искуса – и в 1924 году послушник
пострижен в мантию и рукоположен в иеродиакона.
Какие труды и поты, какую школу скрывает за собой
перечисление фактов и сухих дат? Живет монах и трудник
на ниве души своей и на ниве Христовой пред Богом,
и один Господь ведает путь его.
С 1942 года он становится иеромонахом, а в 1946 году
там, где он начинал свой путь послушания, ему вручают
жезл правления наместника Троице-Сергиевой Лавры. А
в 1953 году исключительным Промышлением Божиим
совершается его хиротония во епископа. Он – святитель,
иерарх Русской Церкви, сначала епископ, а потом и
митрополит большой и древней нашей епархии. А последние
три года – затворник-монах.
Труды и труды во всем их многообразии. В них и горести,
и радости, и торжественные службы. Последнюю
Божественную литургию владыка митрополит служил в
монастыре в 1987 году, в день праздника Сретения Господня,
совершив на ней тáинственное епископское рукоположение
во пресвитера. Сила и влияние, и высота положения
уживались в нем с открытым любвеобильным
сердцем, милующим всякого к нему приходящего. Милостью
своею ко всякому нуждающемуся он как будто
стремился оправдать данное ему в монашестве имя – в
честь святителя Иоанна Милостивого.
Так шел по жизни монах Иоанн, послушный велениям
Божиим. Шел трудами, болезнями и скорбями в сретение
Богу в течение девяноста одного года.
Он любил монашество с юности, но оно как будто
ускользало от него за высоким архиерейским служением.
И не знали бы мы с вами, что главное дело его и
единственная любовь его и забота – это истинное монашеское
служение в смирении и послушании Богу. Но Господь не
скрыл эту великую цель жизни митрополита Иоанна от
нас. Три года назад неожиданное веление Божие устранило
маститого иерарха от дел по управлению епархией.
Он оказался на смертном одре, и никто не чаял возвращения
его в жизнь. И именно в этот момент владыка митрополит
поднимается на не видимую для нас высоту духовного
вéдения жизни. С этого момента он не теоретически,
но самой жизнью и сердцем своим остается наедине
с Богом. И как результат нового восприятия мира звучит
его завещание, данное в тот момент: "Похороните
меня по монашескому чину на братском кладбище.
Похороните меня в монашеской могиле и зажгите лампаду
на ней. И дайте мне любовь вашу, вашу молитву о монахе
Иоанне, милостью Божией митрополите". Это его слова,
его желание. "Мое – могила монаха, она дверь в вечность".
А все первое, вся служебная деятельность ценна
только как работа для вечности. А без того она – одна
суета.
И с этого момента душа его совершенно предалась Богу,
а Господь совершил чудо. Смерть, заглянув в глаза и душу
владыки, отошла от него, попалив все то, что мешало ему
быть только монахом. И он пошел к вечности своим невидимым
для нас монашеским деланием: и постоянной
памятью смертной, поставившей в его доме гроб – место
его будущего упокоения; и постоянной памятью Божией в
молитве; и постоянным соединением со Христом в Таинствах.
Владыка готовился к исходу жизни каждый день.
Неопустительно совершал монашеское келейное правило
с чтением седмичных акафистов. И особенно усердно молился
Благой Вратарнице, двери райские верным отверзающей.
Он соборовался в день святого великомученика
Димитрия Солунского, своего первого небесного
покровителя, и перед Рождеством снова приник ко Христу
в Таинствах Покаяния, Соборования и Причащения.
Эти три года он шел к вечности, оставив все житейские
попечения, оставив все, кроме молитвы и любви. Но, став
последние годы только монахом, владыка не перестал помнить
тех, для которых трудился и о которых молился и теперь.
И как иерарх владыка желал бы остаться по кончине
с паствой своей на земле, где долго трудился, а как монах
хотел бы к своим, под кров Матери Божией, туда, откуда
начал он свой долгий путь, – в монастырь. Но последнее
слово сказал все же иерарх, и монах, навыкший послушанию,
подчинился. И вот последняя просьба-завещание: похоронить
его на Дмитриевском кладбище во Пскове, около
алтаря церкви в честь святого великомученика Димитрия,
где он часто служил и куда смогут прийти к нему все, с кем
он вместе молился и жил долгие годы.
Монастырь же с братской любовью встретил дорогого
архипастыря, чтобы отслужить с ним и по нем последнюю
службу и сказать последнее "прости", провожая его молитвой
в последний путь и отдавая должные и заслуженные
почести. Итак, оба желания владыки Бог исполнил теперь.
Не скрыл Господь от раба Своего и часа исхода его. Владыка
заранее прикровенно говорил присутствующим, что
нынешний год для него будет последним, а это были
последние дни года. В предпоследний же день его жизни, в
четверг, братская любовь владыки Иоанна созвала нас
собраться к нему. И ничто не сказало нам о близком его
исходе. Мы во главе с преемником владыки митрополита,
ныне правящим архиепископом Владимиром, и отцом
наместником пришли к владыке поздравить его с великим
праздником. Живой взгляд и внимательное
любовно-радостное обращение к каждому встретили нас.
Мы славили Рождшегося Богомладенца Христа церковными
песнопениями, возглашали ектенью о здравии владыки
и пропели многолетие, а он благословлял всех нас,
присутствующих, обеими руками. С радостным сердцем
попрощались мы с владыкой.
А в пятницу вечером, изменяя своему обычному
молитвенному правилу, иерарх-старец готовит уже путь к
своему исходу. На ощупь нашел он нужную книгу, и
монашеская келлия огласилась не по времени радостным
чтением пасхального канона, будто провидел уже взор его
зарю Воскресения. Затем акафист Гробу Господню и за
ним молитва Воскресшему Христу.
Долго не спит в эту ночь владыка, а наутро, в день
отдания праздника Рождества Христова, жизнь кончена.
В 8 часов 10 минут дух его и душа упокоились в Боге.
Слава Воскресению Твоему, Христе!
Да, очень о многом можно говорить нам сегодня, провожая
в путь всея земли дорогого нам всем человека, владыку
и архипастыря нашего на протяжении трех десятилетий.
Совершенно очевидно, что сегодня мы прощаемся
с тем, у кого была великая душа, кто сумел христиански
и философски осмыслить жизнь, кто понял, что
жизнь земная вне идеала жизни вечной – ничто. И для
дорогого нашего владыки истину вечности не загородили
ни слова, ни почет, ни его дарования. И, поняв истину
жизни, владыка и в своей личной жизни, и в общественном
служении положил все силы, чтобы достичь
торжества вечности. Он проповедовал нам истины Божии
всей своей жизнью, он проповедует нам их и теперь
своей смертью.
Выполним же последнюю просьбу владыки и долг любви
нашей к нему: вознесем же теперь Господу и будем всегда
воссылать свои сердечные моления, да упокоит Господь
в обителях Своих душу усопшего раба Своего, а
жизнь его и поистине блаженную кончину сделает и для
нас источником назидания, которое и нас повело бы через
смирение и послушание Богу к счастливой вечности
в бесконечном Царстве Отца Небесного. "Поминайте
наставников ваших, которые проповедывали вам слово
Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере
их" (Евр.13,7). Аминь.
2 (15 января) 1990 г.
|