Слово
в Неделю сыропустную,
воспоминание Адамова изгнания
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Быстротечная река времени стремительным потоком
несется в вечность. И только Святая Церковь
и праздники Божии на какое-то мгновение
приостанавливают это движение, как бы отсчитывая время.
И вся наша жизнь от рождения до исхода из нее отражается
в этом годичном круге, напоминает и зовет: "Познай
себя, всмотрись в себя, человече. Кто ты, как живешь и
что ждет тебя впереди? Ведь и ты вместе с этим потоком
времени несешься к безвремению, к вечности". И так
каждый день, каждый год.
И давно ли впервые ныне раздался в Церкви вопль
истомившегося во грехах человеческого сердца: "Покаяния
отверзи ми двери, Жизнодавче!" И встрепенулись сердца –
повеяло постом. Но вот уже промелькнули подготовительные
недели к покаянному поприщу Великого поста, когда:
– фарисей и мытарь были зеркалом для душ наших;
– гласом блудного сына взывали мы с
вами к Небесному Отцу, осмысливая и свое отпадение от истины,
и уход в страну далече: "Боже, согреших на небо и пред Тобою,
сотвори мя яко единаго от наемник Твоих";
– напоминание о Страшном и славном Суде Господнем,
когда книги разгнутся и тайное явится, еще не устрашая,
нас звало к познанию себя, к покаянию.
И вот сегодня уже последний день в преддверии Великого
поста. В этот день вспоминает Церковь страшную
трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его
истории – изгнание его в лице общего нам всем праотца
Адама от лица Божия, изгнание Адама из рая.
Юдоль плача и печали – земля приняла изгнанника,
чтобы по заповеди Божией израстить преступнику волчцы
и терния, чтобы в поте лица снесть ему хлеб свой, чтобы
в боли, слезах и печали родить и вскармливать детей
своих, чтобы пожать все горькие плоды своего преслушания
Отцу Небесному.
Плакал Адам по изгнании своем, седе "прямо рая", плакал,
вспоминая, кем он был, и чем обладал, и Кого лишился.
И по Адаме первом все человечество по сей день
плачет и воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья.
А мир весь, издерганный и усталый, плачет от беспутия,
от того, что обнажена душа, что бесцельна и
безрадостна жизнь. И ничто не может наполнить нашу
жизнь так, чтобы почувствовал вполне человек безоговорочную
полноту действительного, а не призрачного счастья,
ибо она, эта полнота, только в Боге.
Но мы – изгнанники. Рай далеко, и чем дальше живет
человечество от времени падения, тем туманнее в нем
становится прекрасный образ рая, тем глубже боль и страдание
человечества и тем больше стирается образ и подобие
Божие в душе человека. И погиб бы мир давно, если бы не
второй Адам – Христос, вновь отверзший заключенный
рай и давший человеку возможность в него вернуться.
И мы все несем сейчас на себе тугу и тяжесть жизни
изгнанника. Но и мы же те, кто живет жизнью Церкви,
знаем и райскую радость отверзтых Царских врат, и
животворящих ликующих слов "Христос воскресе!" и в них
– изначальную близость Божественной любви к человеку.
Но предшествует этой райской радости на земле Великий
пост, и Церковь постоянно учит, что то, что мы
потеряли грехом, найти, обрести, вернуть можно лишь
покаянием, подвигом и трудами великого воздержания.
Пройдет всего несколько часов, и все мы с вами с изумлением
заметим, что вокруг нас и в нас что-то изменится;
произойдет нечто, что наложит на все печать особой
сосредоточенности и внимания. Это настанет святой Великий
пост. И мы вместе с Церковью от призыва к покаянию
должны будем перейти к самим покаянным трудам,
к делу покаяния.
Святая Мать-Церковь восприняла заповедь Господа о
цельбоносном посте, прозвучавшую еще в ветхозаветные
времена к народу Божию через пророка Иоиля:
"...обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте,
плаче и рыдании... назначьте пост... созовите...
старцев..." и всех жителей в дом Господа "
...да восплачут священники, служители Господни, и говорят:
"пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего
на поругание..."
(Иоил.2,12,15,16,17).
Поприщем Великого сорокадневного поста начал путь
Своего подвига второй Адам – Иисус Христос, чтобы Своей
Божественной любовью к падшему человеку вновь открыть
заключенный рай и указать путь, по которому человек
может в него вернуться.
Святое Евангелие свидетельствует: "...Иисус возведен
был Духом в пустыню... и, постившись сорок дней и сорок
ночей, напоследок взалкал" (Мф.4,1-2).
И приступил к Нему диавол, искушая Его. Велика дерзость и
слепота темной силы. Преуспев в искушении человека в раю, она
усвоила себе богоборчество до ослепления, не узнав в Христе
Спасителе Сына Божия, она приступила к Его кротости,
смирению, терпению, чистоте и святости с мраком соблазнов,
сплетенных из гордости, измен, самомнения и
лжи. Безгрешный же Христос Бог, не требующий очищения,
противостал искусителю постом и молитвой, указывая
и всем нам, по Нем грядущим, путь борьбы со грехом.
И подтвердил Господь словом и делом, что "сей же род
[диавол] изгоняется только молитвою и постом"
(Мф.17,21).
Постом и молитвой принимает христианин силу Духа
от Господа на борьбу с врагом; постом и молитвой получает
он дар рассуждения и ум Христов; пост и молитва возжигают
свет, рассеивающий тьму греховной жизни, ибо
"... свет во тьме светит, и тьма его не объят"
(Ин.1,5).
А человек своим произволением избирает путь посреди
тли и нетления, избирает доброе или злое. И если грехом
преслушания Богу вошли в жизнь горе, страдание и
смерть, то только послушанием, постом и молитвой –
этой нашей живой жертвой любви к Богу – возвращается
в жизнь свет высшей правды, мир и радость. И это,
дорогие мои, есть рай уже на земле.
Но любовь к Богу на земле по заповеди Божией является
только любовью к людям. Сердце христианина может
согреваться и гореть только двуединой любовью и к
Богу, и к людям одновременно. Если же наше сердце черство
и жестоко по отношению к брату – к человеку, то
омраченное неприязнью, холодностью, жестокостью, оно
становится равнодушным или лицемерным и к Богу. И
рай, который мог быть так близко – в сердце нашем, уходит,
тускнеет, и грех нелюбви рождает преслушание, самость
и самолюбие.
Но как любить грешника, как любить нелюбовного к
нам, как любить врага? И Господь приходит на помощь.
Он дает нам молитву Господню, и мы каждый день слышим:
"...и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем
должником нашим..."
Этой молитвой Господь говорит нам: посмотри на себя,
– ведь ты и есть тот самый должник, которому надо
оставить долг;
– это ты и есть тот самый грешник;
– это ты нелюбовный – любишь по выбору;
– это ты – чей-то враг: ты кого-то обидел, кого-то
презрел, кого-то уничижил.
Это ты сам нуждаешься в прощении, сам нуждаешься
в снисходительной любви.
И звучат слова сегодняшнего Евангелия: "...если вы
будете прощать людям согрешения их, то простит и вам
Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям
согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений
ваших" (Мф.6,14-15). Простите
всем всё и вся, и прощены будете. Простите, и спасены будете,
и наследуете рай.
А сейчас же за этими словами Господа о прощении звучат
и другие слова: "Не судите, да не судимы будете"
(Мф.7,1). И в этих словах Господь указывает
кратчайший и вернейший путь ко спасению, открывающий перед
нами врата Царствия Небесного. Господь указывает на то, без
чего все наши подвиги и усилия в жизни вообще и на поприще
Великого поста в частности будут тщетны. И этот путь один –
путь любви к людям, начинающийся с неосуждения.
"Не судите, да не судимы будете..." Господь пришел в
первом Своем пришествии не судить мир, но спасти. Он
пришел открыть миру заключенный для него рай. А весь
суд Бог отдал Сыну Своему во втором пришествии, а пока
"...милость превозносится над судом"
(Иак.2,13).
Теперь еще время милости Божией. Бог нас еще милует,
а мы судим, а мы рядим. Мы, ничтоже сумняся,
поднимаемся своим мнением и судом и над ближними, и
над дальними, и над малыми, и над великими. Мы судим,
когда знаем много; мы судим и тогда, когда ничего
не знаем; мы судим со слов других.
И вдумайтесь, дорогие мои, ведь наш суд, как и суд вражий,
уже распространяется и на Самого Спасителя. Согрешил
человек пред Богом, пред людьми, мы – свидетели тому.
Но мы не видели, как он каялся, и мы не слышали,
как над головой грешника прозвучали утешительные
слова иерея: "...властию мне данною, прощаю и разрешаю
все грехи твои, во имя Отца и Сына и Святаго
Духа". Милость Божия уже стерла рукописание грехов,
а мы все еще продолжаем помнить и судить. Но это уже
суд не над человеком, но над Богом, помиловавшим и
простившим.
Так, мы погибаем судом. Ведь где суд, там нет любви.
Одна любовь способна на всякое время быть адвокатом, и
только любовь прикрывает наготу брата своего.
А мы судим! И этот суд оборачивается для нас приговором
нам же, и он звучит: "Суд бо без милости не сотворшему
милости" (Иак.2,13)! И рай не может
принять нас, ибо нет в нас любви. Где нет любви – там нет
спасения.
Сегодня, начиная подвиг Великого поста, начнем же,
други наши, решать два главнейших духовных урока: не
судить и не соблазнять! А чтобы нам укорениться в
спасительном блаженном неосуждении, положить начало
этому подвигу с первых же великопостных дней, надо нам
учиться видеть, судить и осуждать только самого себя –
того единственного человека, которого мы знаем подлинно,
всесторонне и глубоко. Вот где суд без милости будет
во спасение, ибо этот единственный суд приведет нас в
разум истины. Он дарует нам зрение той пропасти, на
краю которой мы стоим и которую изрываем своими грехами,
своими долгами Богу и людям, своим осуждением других.
И этот наш суд над собой исторгнет из сердца нашего
живой спасительный вопль, достигающий неба: "Господи!
Помилуй мя Боже, милостив буди мне грешному!" И начнется
чудо нашего спасения. Миром, тишиной и любовью
утешит Господь наши покаянные души и сердца. По слову
же дорогого нам всем старца, преподобного Серафима
Саровского: "Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг
тебя" – начнется преображение жизни вокруг нас.
"Днесь весна душам!" Святой Великий пост при дверех.
Им да прозябнет семя нашего покаяния и молитвы и
даст спасительный плод воскрешения душ в Боге.
Чадо Божие!
"Да постится ум твой от суетных помышлений;
да постится воля твоя от злого хотения;
да постятся очи твои от худого видения;
да постятся уши твои от скверных песней и шептаний
клеветнических;
да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи,
лести и сквернословия;
да постятся руки твои от биения и хищения чужого
добра;
да постятся ноги твои от хождения на злое дело".
Вот это и есть христианский пост, которого ждет от нас
Господь.
Войдем же, други наши, в Великий пост, встанем на
поприще его подвигов – покаяния, воздержания и смирения
– и утвердимся в них, чтобы, получив прощение,
встретить Воскресение Христово, Святую Пасху – райское
сияние на земле. Аминь.
28 февраля (13 марта) 1994 года
|