Поучение
на пассии по трем первым словам
Спасителя со Креста
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Мы окружаем сегодня с вами, возлюбленные други
мои, изображение Креста Господня с распятым на
нем Божественным невинным страдальцем –
Богочеловеком, Спасителем мира.
Ежегодно в Великом посту Церковь Христова собирает
нас на эти богослужения и вызывает в наших сердцах
священные воспоминания тех отдаленных дней, когда по
любви Своей к людям Бог отдал Сына Своего Единородного
на крестные страдания и смерть за искупление грехов
всего человеческого рода.
На Кресте была принесена "Жертва умилостивления"
(Рим.3,25) непреложной правде Божией
за каждого из нас. Пролитою на Кресте животворящею Кровию
Христовой снято с человечества вечное осуждение.
Христос умирал за всех людей без изъятия. Ему все
одинаково дороги, все для Него родные. И подтверждением
этому служат семь слов распятого Спасителя, которые
Он произнес со Креста пред смертию.
Из нашей повседневной жизни мы знаем, дорогие мои,
что, когда умирает кто-либо из наших близких, его одр
окружают родные и с напряженным вниманием вслушиваются
в последние слова умирающего. И эти предсмертные
слова производят глубокое впечатление и остаются
уроком иногда на всю жизнь.
И в окружавшей Крест Христов толпе тоже были люди,
которые с жадностью ловили последние слова своего
Учителя и восприняли их как назидание, как руководство в
дальнейшей жизни уже без Него.
Полезно и нам с вами никогда не забывать их. И потому
я сегодня позволю себе побеседовать с вами о первых
трех словах Божественного Учителя.
Вот только что были прочитаны из Евангелия отдельные
места, повествующие о страшном злодеянии, совершенном
иудеями.
Мы слышали о предательстве, о суде и крестных страданиях
нашего Спасителя и Господа.
Безмерно тяжкой была смерть Спасителя, но и безгранично
велики плоды этих страданий и смерти.
История повествует, что на Голгофе казнили самых тяжких
преступников, злодеев через распятие на крестах.
Мысленно взойдем и мы с вами сейчас на эту Голгофу
и представим себе три креста с еще не умершими на них
страдальцами.
С благоговением постараемся представить себе, что там
происходит. Обратим прежде всего свой взор на крест
посредине. На нем распят Спаситель мира. По правую и по
левую стороны распяты два разбойника. Толпа злорадствует
и хулит именно Того, Кто распят на среднем кресте.
На разбойников никто не обращает внимания...
У подножия Креста воины, только что пригвоздившие
ко Кресту невинного, делят между собой Его одежду –
это их право. Сердца их настолько очерствели, что они,
только что пробив тело живого человека гвоздями и причинив
этим физическую боль, уже забыли об этом. Они
заняты теперь тем, чтобы получить свою долю из одежды,
и одновременно вместе с толпой глумятся над Распятым.
И вот это-то поведение людей, среди которых Он творил
великие чудеса, причиняют Спасителю душевные
страдания, гораздо большие, чем страдания физические.
Ради спасения людей в последние дни Своей жизни Он
доходит до крайних глубин уничижения. Оплеванный,
израненный, поруганный, Он висит, умирая, на Кресте.
А толпа издевательски кричит: если Ты Сын Божий,
сойди со Креста!..
Как мы знаем, Господь безмолвствовал, будто и не слышал
всех этих издевательских слов... На самом же деле
Его любвеобильное сердце невыносимо страдало от
человеческой жестокости, которая ведет людей к их вечной
погибели. Он глубоко скорбит о погибающем во зле
человечестве и только молится за Своих распинателей.
Увидев варварское злодеяние, совершенное ими, представив
себе всю огромность их вины и всю глубину последствий,
которые они навлекли на себя, Он не мог более
молчать и открыл Свои Божественные уста для молитвы.
Но не за себя, не о Своих собственных муках молит
Он. Хотя они так тяжки, что трудно представить себе,
как можно их перенести. И все же молится Он не о Себе.
Он возводит Свой молитвенный взор горе, к Богу,
и просит Его о помиловании тех, которые так безжалостно
мучили Его.
"Отче! Отпусти им: не ведят бо, что творят!"
Вот, возлюбленные други мои, первое слово Божественного
Страдальца, произнесенное Им со Креста.
Чем вызваны именно эти слова, произнесенные Спасителем?..
Вызваны они непостижимым для нашего ума
человеколюбием Божиим. Он во время Своей проповеди
так много сделал добра людям, стремясь спасти их, вернуть
к Богу, от Которого они отступили. Сожалел о их
душевной слепоте. И вот здесь, в этот страшный для Него
самого момент, Он не думает о Себе, а только жалеет людей.
И, так как они сами-то не обращаются к раскаянию,
просит за них Своего Небесного Отца. Просит простить
их, ибо они "не ведят, что творят"... Простить
то злодеяние, которое они сейчас совершают!
Скажите, други мои, кто из нас способен на такое?!
О бездна неизреченной любви и милосердия Божия!
Второе слово нашего Господа, произнесенное Им со
Креста, – это царское изъявление милости раскаявшемуся
грешнику.
С изумлением слушаем мы разбойника, обратившегося
с просьбой к распятому, как и он, на соседнем кресте, в
Котором он познал Бога.
Среди злобных криков толпы, хулившей Христа, вдруг
раздается его голос. Он смело исповедует в Нем Бога:
"Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!" –
говорит он. Своим Господом и Царем называет он Того,
Кто в данный момент разделяет участь злодеев,
распятых на крестах.
Удивляет нас и ответ Христа: "Аминь!" То есть:
"истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю".
Некоторые, возможно, удивятся: как это, по первой
просьбе грешного человека, просившего всего лишь
помянуть его в Царстве Божием, он будет введен в рай.
Да, странно! Ведь евангелисты повествуют, что оба
разбойника вначале хулили Христа. Что же произошло в
душе этого человека? Почему он внезапно так изменился?
Сердца злодеев обычно темны, полны стремления ко
злу и преступлениям... Таким, видимо, был и этот разбойник.
Но вот незримый свет Христов, воссиявший на
весь мир со страшного орудия пытки – Креста, могучей
волной проник в сердце разбойника и мгновенно прогнал
всю тьму его. Он ярко озарил едва теплившуюся искру
образа и подобия Божия, уже готовую было совсем потухнуть
от его злодейств. Волна незримой Божественной
любви к погибающему роду человеческому, вылившаяся
в первом слове Господа, в этой Его первосвященнической
молитве за грешный род людской, изумила разбойника
и переродила его сердце.
Так умирать и молиться за Своих распинателей может
только один Царь неба и земли. Это сознание изменило,
переродило его. И из этого внезапно озаренного сердца
излились удивительные слова исповедания, признания
Распятого Господом. И воскликнул этот разбойник из
глубины своего уверовавшего сердца, из обновленной души:
"Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!"
Возможно, этот разбойник и раньше слышал что-то о
Христе от других. Но тогда его сердце было слишком
привязано к миру, чтобы принять новое возвышенное учение
Христа. Теперь же, слыша молитву Спасителя за Своих
распинателей, он понял, что Христос не только учил
людей, но и поступает по слову Своего учения.
Возможно, он был вместе со Христом у Пилата и знал,
в чем Его обвиняют. Знал, Кого иудеи распяли, причислив
к злодеям. Был он и свидетелем необычайной кротости
и терпения. А также того благородства души и душевного
спокойствия, которые обнаруживал Распятый во
время Своих страданий.
Так не умирает ни один преступник – решил он. И вот
открылось его сердце для правды, а уста – для
неожиданной исповеди. И не только в своей душе почувствовал
он облегчение от этого. Его смелое исповедание распятого
и всеми хулимого как Бога и Небесного Царя в какой-то
степени смягчило и страдания Самого Христа. Слова
его явились как бы целительным бальзамом для исстрадавшейся
души Христа. Ведь в защиту Господа никто не
выступал. Его только обвиняли и поносили... Да и остался
Он совсем один, без Своих учеников и близких. Правда,
среди толпы была небольшая группа женщин, всем
сердцем преданных Христу. Их пламенная преданность
победила страх. Поистине геройская душа живет в женщине!
Страх не преградил им дорогу. Они вместе с Богоматерью
пробрались сквозь толпу и встали близ Креста.
В безмолвной скорби смотрели они на печальное зрелище,
на их любимого Учителя. Они не давали Спасителю
обещаний никогда не покидать Его, как это делали некоторые
из учеников Его. Но вот они здесь, при Кресте, а
тех учеников нет. С ними только один любимый ученик
Христа Иоанн Богослов стоит рядом с Богоматерью. Все
они в великой скорби с жадностью ловят слова,
произносимые Святым Страдальцем. Их присутствие
одобряет и поддерживает Его.
Пречистая Матерь Божия полными нестерпимой муки
глазами взирает на Своего возлюбленного Сына. Бессильная
что-либо сделать для Него, хоть чем-то помочь Ему,
Она сама невыносимо страдала. И кто может словами выразить
Ее душевную муку?! Проникнутая святой, пламенной
материнской самоотверженной любовью, взирает Она
на Распятого. Сколько дум роится в Ее голове. Быть может,
и сомнения закрались в Ее душу относительно благовестия
архангела Гавриила... Как понять, как пережить
все случившееся?! И в то же время Она слышала,
как молился Ее Сын за распинателей, за весь мир. Слышала
и то, как обещал Он разбойнику, что сегодня же тот
будет с Ним в раю. О, как Она сама хотела бы умереть со
Своим Сыном, чтобы тоже сегодня войти с Ним в рай и
никогда больше с Ним не разлучаться... Сердцеведец Господь
нашел слова утешения и для Своей Пречистой Матери.
Она должна еще остаться на земле для продолжения
Его проповеди, и Он заботливо вручает Ее сыновнему
попечению Своего любимого ученика.
И вот в третий раз Христос Спаситель открывает Свои
пречистые уста для слов любви, в этот раз предназначенных
Пречистой Его Матери: "Жено! Се, сын Твой!" С
особой нежностью и по-человечески трогательно произносит
Спаситель, обращаясь к Богородице... А затем, глядя на
ученика Своего, добавляет: "Се, Матерь твоя!"
Этими словами Христос, умирающий на Кресте, утешил и ободрил
не только Богоматерь, но и весь род человеческий, вручив
в лице Иоанна Богослова Ее материнскому попечению
всех людей, в том числе и нас с вами. Вот видите,
возлюбленные, какое значение для нас с вами имеет Крест
Христов. Он дает нам урок любви друг ко другу.
Любовь Христова к нам зажигает ответную благодарную
сыновнюю любовь к Отцу Небесному.
И я горячо желаю вам, чтобы она никогда в вас не угасала.
|