ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ ДО ПОТОПА


Иерихон. Захоронено ли тело Адама на Голгофе?


      Две Богоизбранные области известны в истории Ветхозаветной Церкви.
      Почему Адам мог в конце своей жизни оставить окрестности Рая, чтобы переселиться на место будущего Иерусалима, где умер и был похоронен?
      Поверхностно это объяснить легко: там, в плодородной долине Иордана существовал такой же город, как Эриду и Ур, город Иерихон, где жили его потомки в 8-м и 9-м поколениях. Адам захотел посмотреть на них, рассказать им лично о Боге и Рае. Но главное, безусловно, идти туда ему было повелено Богом. Почему? Этот вопрос необходимо рассмотреть всесторонне.
      В то время, при существовавшем образе жизни адамитов, только три области были пригодны для их обитания: долины рек Евфрата и Тигра, долина реки Иордана и долина реки Нила.
      По неисповедимым путям Промысла Божия, Господу угодно было избрать и приготовить к пришествию на землю Сына Божия иное место. Господь выбрал долину Иордана и повелел Адаму переселиться туда.
      Этому новому благословенному месту суждено было стать историческим центром вселенной – местом пришествия на землю Сына Божия, местом совершения Тайной Вечери и искупления грехопадения Адама – на Голгофе.
      Все эти три великие события имели свои прообразовательные предзнаменования:
      Искупительная жертва Христова совершается на месте, вернее, вблизи того места, где некогда Авраам должен был принести в жертву своего сына.
      Тайная Вечеря совершается на месте, где некогда Мелхиседек, встречая Авраама, предложил ему первосвященническую трапезу хлеба и вина. Пришествие на землю Сына Божия совершается на той же холмистой гряде, где Иаков видел лестницу, спускающуюся с неба, и сказал: «Се место свято, се Врата Небесная (Господня)».
      Естественно предположить, как предполагает и церковное предание, что Голгофа – это место погребения Адама.
      История первоначальной Ветхозаветной Церкви не связана с Палестиной – все события того времени происходили в Рае и Шумере. В дальнейшем местом для Ветхозаветной Церкви избирается Палестина – новые мехи для нового вина. Со времени пришествия на землю Сына Божия Палестине было суждено стать духовным центром вселенной.
      К этому времени пустыня покорила древнюю Богоизбранную землю: на месте великих первых городов остались одни развалины. Первая Святая Земля Рая была похоронена и уступила место новой Святой Земле, где Царствие Божие вновь «пришло в силе».
      Славу действительно «вечного города» Иерихона, «вечного» – потому что он существует столько же, сколько существует человечество, предстоит открыть археологам в будущем.
      Возможно, что первоначально Адам поселился именно в Иерихоне, где ему оказывали почести как праотцу человечества. Но он, всю свою почти тысячелетнюю жизнь, убегавший от власти и славы, от первосвященничества, удалился и отсюда. Видимо, Адам поселился на месте будущего Иерусалима и, когда почил, был погребен в ущелье под Голгофским холмом. Возможно, что ущелье завалилось во время землетрясения, и могила Адама открылась.
      Все это предопределил Промысел Божий, а Церковь всегда хранила веру в то, что под Голгофой находится могила Адама. Почему под Голгофой и был устроен придел святого Адама, ведь Церковь обладает не только преданием, но и Богооткровенным знанием.
      Итак, если поверить преданию Святой Церкви, что могила Адама находится под Голгофой, что это действительная реальность, а не символ, значит, где-то в ближайших окрестностях надо искать и место, где Адам жил перед кончиной своей почти тысячелетней жизни.
      В таком случае его жилище должно находиться где-то в пределах Иерусалима.
      Трудно предположить, что последнее место жизни Адама было заброшено и забыто его ближайшими потомками, но еще невероятнее, чтобы оно не явилось местом последующих величайших событий в истории Богоизбранного народа.
      Господь направил Авраама для жертвоприношения Исаака на вершину холма Мориа, прямо на место Святая Святых будущего Иерусалимского храма. Не потому ли указано было именно это место, что вся последующая история Ветхого Завета есть результат грехопадения Адама и потери им Рая, и потому для искупительной жертвы Господь избрал места его слез и уединенной молитвы? Очень возможно. Собственного говоря, такой ответ невольно напрашивается сам собой, хотя научно обосновать его трудно. Очень вероятно, что именно на холме Мориа было жилище Адама. Естественно предположить, что на этом холме была пещера, в которой уединялся Адам, и что недалеко оттуда протекал источник воды. Источник этот существует. Он находится в 200 метрах на запад от холма и носит название «Святой источник». Источников в Иерусалиме четыре, но ни один, кроме этого, не носит название «святой»: ни «Вифезда», где один раз в году Ангел возмущал воду (и первый, кто входил в эту воду, исцелялся от болезней), ни Силоамский источник (умывшись в котором по слову Христа прозрел слепой), ни источник святой Девы Марии. Но именно этот безвестный источник неподалеку от холма носит название «священного», и название это сохранилось с самых древних времен – видимо, существовало еще до Мелхиседека.
      Но что особенно удивительно, на самом холме Мориа, во Святая Святых Иерусалимского храма, действительно есть пещера, которая, может быть, и естественная, но неизвестно когда перестроена и существует теперь в виде квадратной комнаты следующих размеров: высота немного выше человеческого роста, длина и ширина по 6 метров. Вход узкий, вниз по лестнице, расположенной внутри скалы. Все сделано грубо и примитивно.
      Теперь это величайшая святыня магометанского мира, куда запрещен вход. В ней находятся меч царя Давида, подлинник Корана и щит Магомета. Таким образом, это место закрыто для раскопок. Все находится в первоначальном неприкосновенном виде. Никаких украшений и переделок как снаружи, так и внутри.
      Ни Соломон не дерзнул переделать скалы Авраамова жертвоприношения, ни султан Омар, когда строил на этом месте мечеть. Скала стоит в первоначальном нетронутом виде совершенно открытая. Вокруг на золотой решетке драгоценный мрамор, золото, мозаика, а посередине простая серая скала величиною в два десятка квадратных метров.
      Итак, мы констатируем два совершенно удивительных факта: нетронутую скалу Мориа и пещеру в виде квадратной комнаты непосредственно под ней.
      Как можно объяснить, что Соломон, воздвигая величественный храм, какого не было ни до него, ни после него, даже до постройки святой Софии Константином Великим, не тронул этой скалы и оставил ее в первоначальном виде? Значит, были какие-то веские причины, заставившие его так поступить. Вряд ли только тысячелетнее предание о том, что на этом месте было жертво-приношение Исаака, могло повлиять на решение Соломона, тем более, как израильтяне могли точно указать место, если они отсутствовали в Палестине более 400 лет. Разве могло такое отдаленное предание повлиять на решение Соломона?
      Совершенно ясно, что это место было свято почитаемо во все времена непрерывно, начиная с Исаака, который не раз, нужно полагать, приводил сюда своих сыновей – Иакова и Исава – чтобы показать им это священное место. А когда сыновья Иакова ушли в Египет, сыновья Исава остались здесь и, никуда не уходя, хранили святыню. Ясно, что их род тоже был угоден Богу, ибо из него произошел такой изумительный праведник, как Иов Многострадальный, приходившийся правнуком Исаву.
      Ко времени возвращения израильтян в Палестине жили Иевусеи, потомки Исава и народа княжества царя Иерусалима Мелхиседека, которые даже после завоевания Иерусалима царем Давидом не были истреблены и остались там. Именно они и донесли настолько сильную традицию почитания могилы Адама до дней Соломона, что сам Соломон не посмел нарушить ее.
      Теперь возникает другой вопрос: когда же была вырыта (или расширена) пещерка под скалой Мориа? Вряд ли можно предположить, что при таком бережном сохранении скалы в нетронутом виде кому-нибудь было разрешено устроить там свое жилье, тем более, при земляных работах в этом помещении легко мог рухнуть потолок, и поверхность скалы провалилась бы.
      Надо полагать, что пещера существовала еще до жертвоприношения Исаака. Кто же и когда ее создал? Конечно, историческими фактами мы не располагаем, но есть на это свидетельство Божие. Господь сказал Аврааму, который жил тогда около Хеврона: «Иди, Я покажу тебе место на горе Мориа, где ты принесешь Мне в жертву сына». Три дня шел Авраам к этой возвышенности, и Господь указал ему точное место на холме, именно над пещерой.
      Возникает вопрос: почему Господь повелел Аврааму идти на это место? Чем оно более других было достойно великого жертвоприношения, ведь путь Аврааму предстоял неблизкий? Можно ли предположить, что это было просто чье-то жилье, гробница какого-нибудь местного князя или что-либо другое? Конечно, нет.
      Если правильно предание Церкви о том, что под Голгофой находится могила Адама – а Церковь ведь обладает Богооткровенным знанием – то там, куда направил Авраама Господь, было жилище Адама, место его молитв и слез о первородном грехе. Возможно, что там же, наверху, стоял и его жертвенник. Только так можно понять, почему Господь повелел Аврааму идти именно на это место.
      Таким образом, получилась непрерывная цепь – жертвенник и молитва Адама, жертвенник, на котором был положен Исаак – прообраз Сына Божия, принесенного в Жертву за грех Адама и грехи мира, а потом на этом же самом месте совершалось тысячелетнее жертвоприношение избранного израильского народа.
      Наконец, здесь исполняются все чаяния Ветхого Завета от Адама до Симеона Богоприимца – именно сюда приносят Младенца, будущего Искупителя первородного греха, и здесь Его встречает величайший тайнозритель Ветхого Завета Симеон Богоприимец, говоря: «Видели очи мои спасение Твое, Которое Ты уготовал пред лицом всех людей, свет ко просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».
      Христос, потомок Адама, обещанный Богом, приходит на место жилища Адама, место его слез, молитв и чаяний, здесь Сын Божий возвещает миру, что Рай возвращается людям, и Царство Божие приходит в силе.
      Большинство иудеев не приняли долгожданного Мессию, и Христос говорит им: «Се оставляется вам дом ваш пуст» (Лк. 13, 35) – светило ветхозаветного храма закатилось, а Богу стали поклоняться «в духе и истине» везде – по всем концам земли.
      Были ли открыты Адаму тайны будущего? Преподобный Серафим Саровский говорит: «Адаму после падения, а равно и Еве вместе с ним были открыты многие тайны, относившиеся до будущего спасения рода человеческого». «Адам сотворен был не подлежащим действию ни одной из сотворенных Богом стихий, так что его ни вода не топила, ни огонь не жег, ни земля не могла пожрать его в пропастях своих, ни воздух не мог повредить как бы то ни было своим действием. Все покорено было ему, как любимцу Божию, как царю и обладателю твари».
      «Когда же вдунул Господь Бог в лицо Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, Адам стал душой живой, во всем Богу подобной и такой, как Он, на веки веков бессмертной. От этого дыхания Жизни из уст Всетворца и Вседержителя Бога Адам стал настолько мудрым, что не было никогда, да и едва ли будет на земле человек премудрее и многознательнее его» (Из беседы преп. Серафима с Мотовиловым).
      Но все, что касается жизни Адама и общения его с Богом, сокрыто навеки, и Библия не говорит об этом ничего.
      Прежде, чем рассмотреть с археологической точки зрения вопрос – была ли обитаема территория будущего Иерусалима в первое тысячелетие существования человечества, во время жизни Адама – рассмотрим вопрос, почему об этом ничего не сказано в книге Бытия.
      Моисей не указывает места жительства Адама в течение всей его 900-летней жизни, сказав только, что после изгнания из Рая он поселился поблизости от него. Моисей не указывает, где жил Ной, и где был погребен Адам.
      Предположим, что Господь открыл бы Пророку-Боговидцу, как и многие другие тайны, местонахождение могилы Адама, но мог ли Моисей указать эту могилу? Ведь в таком случае отцу человечества была бы построена монументальная гробница, и на этом месте никогда бы не совершилась искупительная Жертва – распятие Христа Спасителя. Не могла сохраниться память о могиле Адама и естественным путем, гибель человечества при Потопе была причиной потери этой памяти. Новое человечество после Потопа уже не знало точное место погребения Адама.
      В книге Бытия указаны могилы Авраама, Исаака и других праведников, место видения Иаковом лестницы небесной и многие исторические места. Были ли эти могилы и памятные места в запустении во время 400-летнего пребывания потомства сыновей Иакова в Египте? Были ли забыты эти места? Нет, память о них сохранилась, потому что на этой земле остались сыновья Авраама со своим потомством. «И взял Авраам (после смерти Сарры) еще жену, именем Хеттуру, она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха» (Быт. 25, 1-2).
      Далее перечисляются семьи их, а также потомки Измаила, сына Авраама от Агари. Они и хранили могилу Авраама, оставшись жить в Палестине, частично смешавшись впоследствии с израильтянами.
      Теперь рассмотрим научную сторону вопроса о местонахождении могилы Адама. Могла ли она исторически находиться на холме Мориа?
      Тут приходят к нам на помощь данные археологии. Оказывается, что первоначальные культурные слои Иерихона и Эриду – совершенно тождественны, одновременны, кроме того носят соименные названия с частицей «иер» – священный: Иериду и Иерихон, равно как более поздний Иерусалим.
      Следовательно, если Адам жил в конце своей жизни в Иерихоне, он мог быть погребен на Голгофе, находящейся в 20 милях от Иерихона. Здесь, видимо, жила группа его потомков, и Адам приходил сюда для уединенной молитвы. На это есть косвенные указания [1].
      Предание гласит, что могила Адама находится в Хевроне, где она считается могилой «четырех великих мужей» – Адама, Авраама, Исаака и Иакова. Место это до занятия его израильтянами называлось Кириаф-Арба, что и означает в переводе «четыре великих мужа». Как могло сложиться такое предание до прихода израильтян? Иосиф перевез тело Иакова из Египта и, похоронив его в пещерегробнице Авраама и Исаака, возвратился в Египет. Хранители этих могил Исав и Измаил, женатые на местных жительницах-хананеянках, породнились с этим народом и узнали от него, что где-то в этом районе находится могила отца человечества Адама, но точное место неизвестно. Ближайшие потомки Исава и Измаила поэтому приурочили могилу Адама к месту погребения Авраама, Исаака и Иакова и назвали ее Кириаф-Арба. Возвратившись через 400 лет из египетского плена, израильский народ привез останки Иосифа Прекрасного. Заняв Хеврон, израильтяне похоронили их тоже перед пещерой Мамре, но название Кириаф-Арба «четыре великих мужа» существовало еще до возвращения израильтян.
      Могилу Адама нужно было приурочить к какому-то определенному месту, а предание отцов хранило, что Адам похоронен где-то близко в окрестностях без указания точного места. Ной наверно знал, где могила Адама, или по рассказам, или даже сам бывал там, навещая своих сородичей в Иерихоне. После же Потопа, когда внуки и правнуки Ноя пришли в Палестину, они не смогли разыскать могилу Адама, потому что никого, кто мог помнить могилу Адама уже не было в живых. А предание оказалось не настолько точным, чтобы разыскать Голгофский холм – предание сохранило только район, а не точное место.
      Конечно, на это был Промысел Божий, – нужно было сохранить в тайне место погребения праотца Адама, чтобы впоследствии совершить на ней искупительную Жертву.
      Более определенно указывает на возможность пребывания Адама в Иерихоне или в его окрестностях – на Иордане – древнейший город Адам, находившийся на левом берегу Иордана выше Иерихона. О нем свидетельствует Иисус Навин в своей книге: «Лишь только несущие Ковчег Завета Господня вошли в Иордан, вода, текущая сверху, остановилась на весьма большом расстоянии от города Адама, который подле Цартана; и народ переходил против Иерихона. Священники же, несущие Ковчег Завета Господня, стояли на суше среди Иордана» (Нав. 3, 15-17). Причем Иисус Навин указывает в другом месте, что «город Адам был укрепленным» (Нав. 19, 35-36), значит, это было не селение, а большой укрепленный древний город, славный памятью об отце человечества.
      Приведенный факт достоин самого серьезного внимания, потому что название города Адама существовало задолго до прихода израильтян в землю ханаанскую и перехода их через Иордан. Иерихон был первым городом, к которому они подошли после 40летнего странствования в пустыне.
      Город Адам не связан с Авраамом, иначе о нем упоминалось бы в довольно подробном описании жизни Авраама. Город Адам уходит своими корнями в глубь тысячелетий. Хананеяне, жители Палестины, были прямыми потомками семьи Ноя, и пришли они в Иерихон как в землю, известную от отцов по преданию. Иерихон снова после Потопа заселяется, возможно, тогда же восстанавливается и город Адама, потому что память праотца Адама чтили все семиты и записали в клинописных таблицах о Рае, о грехопадении и других событиях его жизни.
      Иерихон, согласно археологическим данным, с 3000 года до Р.X. по 2000 год был под властью Вавилона, под властью семитов. Иерихон 1-й и 2-й 1900-1600 годов был под властью хананеев и представлял из себя самостоятельные княжества. Иерихон 3-й с 1580 по 1400 г. – под египетским владычеством. Иерихон 4-й между годами 1400-1395 был разрушен Иисусом Навином. Период же времени от прихода в Иерихон потомков Ноя до 3000 г. до Р. X. (4000-3000 г.г. по археологическим данным) относится к так называемому неолитическому периоду в Палестине – это период первых потомков Ноя<$F «История Иерихона. Джон Гарстонг. 1948 г. Лондон. Как неолитический (посленоевский), так и мезолитический (Адамовский) Иерихон еще совсем мало изучен. Это не удивительно, ведь тогда людей было немного, и следы их покрыты позднейшим слоем культурных наслоений глубиной 10 метров».>.
      Город Адам мог быть местом временного пребывания Адама, когда он пришел посетить своих потомков, живших в Иерихоне (Катуфийская допотопная культура) и рассказать им, как живой свидетель о Боге, заповеди Которого, перед Потопом люди стали забывать.
      Но это, разумеется, не означает, что город Адам был единственным местопребыванием Адама. Он мог жить и в Иерихоне, и в других поселениях катуфийцев, в том числе возле будущего Иерусалима, где-нибудь поблизости (на холме Мориа), и по смерти мог быть погребенным на Голгофе. Иерихон – вечный город, основанный на заре человечества, может быть, тем же самым великим царем Адамитов Иаредом. Он с самых древних слоев относится к первоначальной катуфийской культуре, которая современна Обеидской культуре в Шумере. Город Иерихон существует около 7000 лет. Есть ли где-нибудь ему подобный? Подобен Иерихону только Иерусалим, существовавший еще задолго (неизвестно сколько времени) до царствования в нем царя Мелхиседека – первосвященника Бога Всевышнего. Во всяком случае, Иерусалиму гораздо более 4000 лет. Вавилон же просуществовал только 3000 лет. Представляют большой интерес 7 таинственных скульптурных черепов, хранившихся в храме, как святыня, которые были найдены в самых древних, послепотопных слоях Иерихона. Эту тайну предстоит раскрыть в будущем.
      Раскопки подтвердили факт падения стен Иерихона во время Иисуса Навина. Они упали от землетрясения на внешнюю сторону, а при восстановлении Иерихона новые стены возводили прямо на обломках.
      Археология откроет нам еще много фактов, иллюстрирующих Библейское повествование.
      Моисей подошел к вечному городу Иерусалиму, чтобы только увидеть его с горы, ибо отсюда начиналась земля обетованная. Пророк увидел вдали еле заметный город, которому предстояло такое великое будущее, увидел будущую Святую Землю и отошел ко Господу.
      Здесь же, вблизи Иерихона, Иисус Навин увидел Архангела Михаила, который велел ему обнести ковчег Завета Господня вокруг стен Иерихона, и стены упали от внезапного землетрясения. Явился Архангел настолько явственно, что Иисус Навин принял его за воина и спросил: «Ты наш или неприятельский?»
      Здесь же у Иерихона, в Заиорданской пустыне жил человек, величайший из рожденных женами – святой Иоанн Креститель. Здесь же, в водах Иордана, неподалеку от Иерихона было Богоявление Пресвятой Троицы после Крещения Господня.
      Христос Спаситель любил эти святые места и часто бывал здесь.
      Иорданская долина – избранное, великое, историческое место Домостроительства Божия.
 

      1. Митрополит Филарет. Толкование на книгу Бытия. Часть 2. Первоначальная история Церкви после Потопа. 1867 г., 182.  ^