Сколько времени в Шумерийском царстве хранилось истинное Богопочитание среди всего народа – неизвестно. Библия свидетельствует, что знание истинного Бога сохранилось в роде Сима по прямой линии до Авраама, что составляет 2000 лет. Нет сомнения: указанные за это время десять генераций имеют большие пропуски, что явно доказывает расхождение в описании родословной еврейского текста и перевода Семидесяти. Археологические данные также свидетельствуют о том, что генераций за этот период было значительно больше.
Так или иначе, бесспорно одно, что в Уре, главном городе Шумера, сохранилось истинное Богопознание до дней Фарры, отца Авраама, хотя идолопоклонство к тому времени стало проникать и в род Фарры, который по-видимому, на некоторое время, склонился к идолопоклонству, о чем упоминает Иисус Навин в своей книге.
Первоначальная Ветхозаветная Церковь существовала по прямой линии наследия Сима до дней Авраама в Шумере и до дней Мелхиседека в Палестине. Этот род иереев Бога Вышнего по чину Мелхиседека (когда старейшина рода или царь были в то же время и первосвященниками) – свидетель того, что, хотя основная масса человечества Древнего Востока была уже языческой – островки истинного Богопознания и служения Богу Вышнему продолжали существовать в роде Сима. Ведь Мелхиседек был не один – народ, царем которого он был, также почитал Единого Бога.
Но, без сомнения, эти «островки» – отдельные княжества (как Салим, например), отдельные общины, роды и семьи, разбросанные повсюду – были уже в незначительном меньшинстве и рисковали утонуть в общем языческом развращении. Потому избрание Авраама, от которого бы произошел народ, хранивший истинное Богопознание, было исторической необходимостью в действии Промысла Божия над миром до пришествия на землю Искупителя.
Почему Авраам получил благословение от Мелхиседека, а не наоборот? Апостол Павел сказал по этому поводу, что «меньший благословляется большим». Столь велик, значит, был Мелхиседек! Он был последним великим иереем Бога Вышнего, он и передал благословение всей первоначальной Ветхозаветной Церкви родоначальнику нового периода Ветхозаветной Церкви Аврааму. Этим Мелхиседек завершил царство древних праотцев и патриархов. Началась история избранного народа, который Бог обещал произвести от Авраама. Все великое и славное, как в Ветхозаветной, так и в Новозаветной Церкви, всегда совершалось по благословению отцов. Адам благословил Сифа быть первосвященником (Сиф не сам на это решился). Ной благословил Сима и Иафета, по этому благословению сложились судьбы человечества. Последний великий иерей этого периода благословил Авраама, первоначальника новой эпохи, а когда заканчивалась история всего Ветхого Завета, последний ее величайший человек – Иоанн Креститель – по повелению Божию возложил благословляющую и крестящую руку на главу Христа Спасителя, Основоположника Святой Христовой Церкви Нового Завета.
До нас не дошли ни гимны, ни молитвы даже времен Ноя, хотя первая Шумерийская клинопись могла записать устные предания, которые хранились (и хранятся) на Востоке многие столетия. Но все-таки в шумерийских таблицах сохранился один гимн-молитва. Он искажен позднейшими языческими вставками, явно противоречащими общему монотеистическому содержанию гимна. Но сам гимн такой могучей духовной силы, что может быть отнесен непосредственно даже к самому Ною. Как мы поем гимны и псалмы Давида трехтысячелетней давности, так и потерявшие Богооткровенную религию Ноя шумерийцы могли петь псалмы их далекого предка.
Мы приводим этот замечательный гимн, опустив в начале и конце очевидные позднейшие языческие вставки, находящиеся в противоречии с монотеистическим духом самого гимна. «Господи, Единый великий на небе и на земле, Владыка Ура [1]... Милосердный Отец, в руках Которого жизнь всей земли.
Владыка, Божество Твое, как далекое небо, как широкое море, полно благолепия.
Создавший землю, основавший храм, и наименовавший их, Отец всех небожителей и людей: призывающий к царствованию, вручающий скипетр и устанавливающий судьбы на многие годы. Могучий Вождь (Промыслитель), сокровенную глубину Которого не исследовал никто.
Быстрый (Молниеносный), Который от основания неба до земли проходит, сияя, и отверзает врата неба, посылает Свет всем людям, Отец и Виновник бытия всего.
Владыка, решающий судьбы неба и земли, повеления Которого неотменимы, Который посылает холод и жар, управляет живыми существами.
Кто Тебе подобен? Кто велик на небе? Ты, Единый! Когда Ты произносишь слово – обильной становится пища, и Твое слово вызывает к бытию правду и справедливость, и люди начинают говорить истину.
Твое Слово – далекое Небо, недоступное прикосновению взора. Кто может понять это Твое Слово и сравниться с Ним? Владыка! В господстве на небе и на земле Тебе нет равного...» (См. проф. В. А.Тураев. История Древнего Востока, 1935 г., стр. 137).
Как в этом величественном гимне Единому Богу, Творцу неба и земли, чувствуется Богооткровенное знание праотца Ноя!
И что за поразительный смысл вкладывает он в понятие Слова Божия, Предвечного Логоса, «Имже вся быша», как говорим мы. Откуда такое Богооткровенное знание, никому, казалось бы, до св. апостолов и Отцов Церкви неведомое, и особенно недоступное в те древнейшие времена начала нового человечества? Ведь недаром сказано в этом гимне, что «Слово Твое недоступно прикосновению взора», значит даже прикоснуться взором или мыслью к этой сокровенной тайне – невозможно, не то, что ясно увидеть или разуметь.
«Кто подобен Тебе?» – восклицает великий Боговдохновенный псалмопевец древности, – «Кто велик на небе? Ты – Един». Как же можно совместить это с многобожием, с дикой, очеловеченной вавилонской религией? Ясно, что язычники не создали, а сохранили гимн, испортили его, добавив начало и конец. Создать этот гимн мог только собеседник Божий – Ной, или же Сим, или Иафет.
А вот послушаем, что говорит Ут-Напиштим (Вавилонское имя Ноя, которое, может быть, означает «спасшийся от Потопа) в шумерийском великом сказании о Потопе своему сыну: «Не клевещи, но говори дружественно. Не говори злого, но возвещай благорасположение. Кто клевещет и злословит, тому отмстится. Не расширяй уста, храни уста, не говори тотчас, если раздражен – придется в молчании раскаяться за необдуманную речь – лучше успокоиться кротостью.
Ежегодно приноси жертву Богу, молись и кади Ему и имей перед Ним чистое сердце – это самое достойное для Божества. Каждое утро ты должен приносить Ему молитву, моление и преклонение, и Он подаст тебе обилие.
Если ты разумен, научись от этой доски (написания): Страх Божий – начало молитвы, жертва благоприятная для долголетия, молитва разрешает (прощает) грехи. Воздай добром тому, кто тебе сделал зло».
Эти поучения дошли до нас в Шумерийских клинописях. Таким, в действительности, и был праведный Ной. Божии праведники во дни Сифа и Эноха, Ноя и Авраама, Давида и Иоанна Крестителя<|>выражали одни и те же мысли и чувства, часто даже почти одними словами. Этот отрывок, если неизвестно было бы его происхождение, можно принять за отрывок из поучений Отцов Церкви.
Так когда же археологи и другие ученые исследователи – сыны Церкви, раскопают и расшифруют для нас полностью гимны, молитвы и поучения св. праотцев?
Теперь остается выяснить последний вопрос, относящийся к главе о хранении истинного Богопознания. Кто были три волхва, пришедшие с Востока поклониться родившемуся Младенцу Христу?
Сказано, что они пришли с Востока, если провести прямую линию от Иерусалима на Восток, получится, что волхвы пришли из Южной Месопотамии – из Шумера. Вавилон и Ассирия расположены не на восток от Иерусалима. Не были ли волхвы прямыми потомками Сима, оставшимися на родине своих отцов? Не из высокого ли рода Нахора и Арама, родных братьев Авраама, оставшихся в Уре Халдейском, происходили они? Но ведь волхвы не были язычниками, они были почитателями Истинного Бога, по учению Церкви достигли святости. Кто же они? Неужели истинное Богопочитание могло сохраниться у них в течение двух тысяч лет среди всеобщего развращения? Думаем, что нет – Мелхиседек был последним хранителем Истины, а объяснения стоит искать в другом.
Царь Вавилонский Навуходоносор за 400 лет до Р.X. увел в плен жителей Иерусалима, всю знать и ремесленников Израильского народа и продержал их там 80 лет «на реках Вавилонских». Не все возвратились после восьмидесятилетнего плена на родину, когда Кир Персидский, завоевав Вавилон, разрешил им вернуться в Палестину. Многие остались в землях, где родились и выросли, и смешались с местными жителями. Смешавшись с потомством Сима, по другой линии – с потомством Нахора и Арама – они хранили веру отцов своих в Единого Истинного Бога, хранили и обетование о пришествии на землю «Примирителя и покорности Ему народов», как пророчествовал праотец Иаков.
Церковь хранит предание, что волхвы не только были мудрецами, но происходили из знатного рода, может быть из владетельных князей, мелких княжеств которых было много на Востоке. Кто-то из них мог быть потомком царя Артаксеркса и царицы Есфирь, которая сама, будучи израильтянкой, не возвратилась на родину, оставшись царицей могущественной тогда Персидской империи. Не возвратились и ее дети, и внуки, и правнуки – персидские князья, сохранившие веру своей благочестивой, даже святой матери. Среди потомков царицы Эсфирь могли быть и халдейские князья, и мудрецы.
Видимо, они и пришли поклониться Примирителю Бога с людьми, движимые Духом Божиим.
И, конечно, незачем примешивать к ним индуса и негра, как это делает западная традиция, вопреки здравому смыслу и путям Промысла Божия в исторических судьбах человечества.
1. Ной был царем Эриду и Ура, и, по чину Мелхиседека, царя и первосвященника, мог произносить эту молитву иерея Божия. ^ |