Влияние на современное общество восточных религий. Идеи реинкарнации


     К тому же огромное влияние на жизнь современного общества оказывают идеи оккультизма, восточных и неовосточных религий. Идеи реинкарнации, сансары, цепи непрерывных перевоплощений человеческой души, стали необыкновенно популярны в нашем мире. Они пронизывают не только новообразующиеся религиозные течения, но зачастую входят как составная часть в мировоззрение, философские взгляды нашего современника.
     Необходимо отметить, что доктрина реинкарнации полностью противоречит самым основным положениям христианского мировоззрения (подробнее этот вопрос рассмотрен в книге диакона Андрея Кураева, использованной в данном фрагменте работы. Раннее христианство и переселение душ., Гнозис., М., 1997 г.). И эта несовместимость является доказательством того, что теософское здание единой религии с ее набором архитипов (которые обнаруживаются во всех "частных" религиях и лишь получают в них разнообразные способы выражения и формулировки) является на деле лишь карточным домиком.
     Учение о перевоплощении предполагает, во-первых, безначальность того, что соответствует душе, и "свободный", "нефиксированный" характер её связи с телесными образованиями, которые выполняют для нее функцию внешних одежд, и в которые она без труда переодевается. Обе эти "позиции" совершеннно несовместимы с основными христианскими догматами:
     1. С догматом о творении - поскольку он означает, что нетварным, безначальным началом может быть только Бог, Который является Творцом всего сущего, в том числе и души.
     2. С догматом о творении человека в частности - поскольку уже первый человек был создан как неразделимое личностное единство одной души (отображающей образ Нетварного бытия, но тварной по природе) и одного тела, созданных вместе и "привязанных" друг к другу их общим Создателем. И это нераздельное единство первый человек передал своим потомкам.
     3. С догматом о Боговоплощении - поскольку уже Сам Бог "воспринимает" в Свое личное ипостасное единство одну человеческую душу, нераздельно связанную с одним телом, а не меняет свои телесные формы, подобно Протею языческих религий.
     4. С догматом о Воскресении - поскольку вочеловечившийся Бог соединяется после Своей плотской смерти со Своим единственным телом, а вслед за ним и человеческие души должны соединиться со своими единственными телами в конце времен.
     5. С догматом о Вознесении - поскольку воскресший Бог "подтверждает" здесь Свое ипостасное единство со Своим единственным телом навсегда для того, чтобы не только человеческая душа, но и тело могло быть "обожено".
     Поэтому конечной задаче человека, поставленной перед ним в христианстве - "обожению", идеал, непосредственно следующий из реинкарнационной доктрины - "освобождение" - противостоит самым радикальным образом. В первом случае речь идет о полном восстановлении личности в душевно-телесном единстве ее природы и о реализации в человеке "подобия" Божия - во втором о последовательном демонтировании личностного самосознания, результат которого и мыслится как реализация божественной природы по устранении "принципа индивидуализации".
     Поэтому вопрос о христианстве и реинкарнационной доктрине может быть решен таким образом, что там, где есть христианство, нет этой доктрины, а где есть эта доктрина, нет христианства.
     Неоднозначное отношение к этой доктрине отдельных мыслителей, которые в целом были христианскими, объясняется всецело их увлечениями античной философией (Пифагором, Платоном) и тем, что процесс воцерковления этой философии в патриотической традиции в их эпоху лишь начинался. Если же мы рассмотрим учение святых отцов как раннего, так и более позднего периода церковной истории, то увидим, что все они однозначно отрицают идеи перевоплощения.
     Так Мефодий Олимпийский (312 г.) учил, что если согласно принципам реинкарнации "падшие" люди наказываются воплощением среди демонов, животных и насекомых, то они, с одной стороны, не могут (в их "новом" состоянии) осознать ни своих грехов, ни своего наказания, с другой - прочнейшим образом "закрепляются" в этих формах в своем падшем состоянии. Кроме того, когда человек не помнит своих прежних грехов, ему открывается дорога к отчаянию и хуле на Бога - ведь он, не помня за собой ничего дурного, терпит страдания как бы неизвестно за что.
     Против теории реинкарнации выступают также Менуций Феликс в "Октавии", Климент Александрийский в "Очерках" и "Строматах", Ипполит Римский в книге "Опровержение ересей", преп.Ефрем Сирин, св. Иоанн Златоуст и многие другие святые отцы.
     Тертуллиан же пишет прямо: "Мы утверждаем, что души человеческие никоим образом не могут переселяться в животных..." (О душе, 32 (К.с.29)).
     Итак, еще до V Вселенского Собора отрицательное отношение к философии душепереселения было нормой христианской веры. Ни у кого из раннехристианских церковных авторитетов, кроме раннего Оригена, не было симпатий к идее реинкарнации. Даже упоминаний о таких церковных богословах и иерархах, которые учили бы о переселении душ, не сохранилось ни в книгах, ни в письмах, ни в документах первого тысячелетия. Только Ориген упоминается в этой связи - и то его обвиняют чаще в проповеди предсуществования душ, нежели в проповеди переселения душ.
     Собственно осуждение Оригена состоялось на одном из заседаний, предшествующих открытию Вселенского Собора. Список же из 15 анафематизмов был составлен отцами Собора 553 г. вне официальных заседаний. То есть ереси перевоплощения не придавали такого исключительного значения из-за ее сравнительно малого распространения. Специальное же соборное осуждение тех, кто "предпочитает глупую внешних философов так называемую мудрость и принимает перевоплощение человеческих душ", раздалось лишь в 1082 году на Соборе против Иоанна Итала (см. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1993, с. 863).
     Сторонники теории перевоплощения пытаются трактовать некоторые Евангельские эпизоды в контексте подтверждения правильности своей доктрины. Так Евангельский эпизод с пророками Илией и Иоанном - теософы толкуют как перевоплощение души Илии в Иоанна.
     Но, во-первых - Илия был взят на небо в теле. И в таком виде являлся Христу на горе Фавор. Во-вторых - на вопрос иудеев Иоанну: "Илия ли ты?" - он сказал: "Нет". Св.Иустин так толкует это место:
     "Первому явлению Христа также предшествовал вестник, т.е. бывший в Илии Дух Божий, который действовал потом через Иоанна пророка... - Странным мне кажется то, что ты говоришь,- сказал Трифон,- именно, что пророчественный Дух Божий, бывший в Илие, был также и в Иоанне? - Но разве ты не думаешь,- отвечал я,- что то же самое было с Иисусом, сыном, Навина, принявшим начальство над народом после Моисея, когда сам Бог повелел Моисею возложить руки на Иисуса и сказал: "И я возьму от Духа, который на тебе, и перенесу на него". Итак..., если Бог еще при жизни Моисея взял от него Духа, который был на Моисее, и перенес на Иисуса, то так же мог перенести его и с Илии на Иоанна" (Разговор, 49 (Rc.14-15)).
     Апостол Павел писал "человекам положено однажды ("арах" - единожды, один раз) умереть, а потом суд" (Евр. 9, 27). И в другом месте "Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище" (2 Кор.5,1-2). Также первоверховный Апостол утверждал, что "...помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего" (Рим. 9,11-16). Итак - не от кармических заслуг (дел) прежней жизни зависело предъизбрание, оно вытекало из предзнания Бога последующих поступков человека.
     Серьезные логико-семантические препятствия встают и перед тем, кто хочет рационально осмыслить вопрос, что собственно перевоплощается согласно учению реинкарнации. Ни одно из двух начал, которые в индийской мысли условно соответствуют душе и бытийно совершенно разнородны (это Атман - "световая точка", мыслимая безначальной и неизменной, иантахкарана, психоментальный агрегат, сам по себе бессознательный и называемый "внутренним инструментом") субъекта перевоплощения не образует. Атман - потому, что он по определению бытийно совершенно "внеположен" телу и, кроме того, будучи по природе неизменным, не может пройти точки деградации (а перевоплощение мыслится как результат ниспадения духовного начала в неведение и страстность), которая ответственна за перевоплощения. Психоментальный же агрегат не может перевоплощаться потому, что он по природе бессознателен и бесчувствен (джада), и без Атмана неодушевлен. Образовать же субъекта перевоплощения два неспособные к тому начала, естественно, не могут.
     Согласно же буддийской трактовке перевоплощения говорить о нем могут лишь заблуждающиеся, те, что признают существование отрицаемого буддистами Атмана. Призрачный индивид буддистов (пудгала) есть сумма пяти "слоев"- скандх (слои материальности, сенсорности, представлений, волевых импульсов и сознания), которые собственно и не перевоплощаются, но образуют серии последовательностей, регулируемых законом кармы. Но этот закон кармы регулирует трансмиграцию элементов, которые по определению не могут быть ответственны за какие-либо поступки, а потому действия данного "закона" вообще оказываются совершенно необъяснимыми.
     Сторонники теории реинкарнации отказываются поверить в грядущее воскресение мертвых, ибо не могут представить как это может произойти. По христианскому же учению организм человека не просто впитывает внешнюю среду, но и по своему перестраивает ее. Любое вещество сначала разрушается в организме на свои составные части, а затем перестраивается в человеческое тело по велению новой "формы", по тем схемам, которые хранятся в генной памяти. Если память "семени" сохранится - то по ней можно будет воссоздать прежнее тело из нового материального субстрата. Церковное же Предание предполагает, что возможна и некоторая материально-вещественная преемственность между нынешними телами и будущими. Так мощи святых дороги для православных именно тем, что в них видится частица нового, будущего космоса; частица мира, победившего тление.
     Бог хранит души умерших и по создании новой вселенной даст душам возможность из нового земного праха составить новые тела. (по св.Григорию Нисскому, душа сама составит себе тело по сохраняющемуся при ней idos (идее, образу), а не просто найдет тело как готовую одежду. Прежним душам Бог даст новую материю, "материю новой земли и нового неба". Само тело Воскресения будет преображенным, лишенным плотской тяжести. Тело будет другое и все же узнаваемое. Человеку будет возвращено то же тело, но не такое же.
     Обычные же "интуиции" людей, которые, например, попав в какой-то неизвестный им город "вспоминают", что они уже там были, вполне могут быть объяснимы самими вселенскими измерениями души, которая является, говоря языком патристики, микрокосмосом, или говоря языком Лейбница, монадой, "постоянным живым зеркалом вселенной".