Апостольским
41 правилом установлено, чтобы епископ имел власть над церковным имуществом,
так как говорится в этом правиле: «аще бо драгоценные человеческие души ему
вверены быть должны,
то кольми паче о деньгах заповедать должно, чтобы
он всем распоряжал
по своей власти», а чтобы он по совести распоряжался имуществом, 38 Ап. правило
предписывает ему помнить, что Бог свидетель его поступков. Однако, хотя этими правилами власть
распоряжаться
церковным имуществом и вверена епископу, он всеже не мог этого делать по своему
произволу, без всякой ответственности, а должен был в согласии со своим
клиром управлять имуществом (антиох. 25 пр.). Когда же церковные дела умножились и епископ
лично не имел
возможности ведать помимо прочих и
дела церковной экономии, то
управление этой экономией вверено было нарочитым кли-рикам, которые должны были
исключительно ею заниматься; они назывались церковными экономами. Об этих
экономах впервые упоминается в
10 правиле Феофила александрийского,
которое требует, чтобы при каждом храме
был свой отдельный эконом: «дабы
церковное достояние употребляемо было на что
должно (πρός
τό τά τής
έκκλησίας είς δέον
άναλίσκεσθαι)». И
хотя мы , кроме настоящего, не имеем какого-либо другого соборного правила, в котором
категорично упоминалось бы об экономах [141], все же
обычай, чтобы всякая церковь имела своего
эконома, в V веке был повсеместный, в чем нас убеждает, между прочим, и 2 правило этого собора, которое, осуждая «гнусную жажду наживы»
(αίσχροκέρδειαν)
у некоторых епископов, делающих
благодать предметом торговли, что не должно бы быть, упоминает между прочим и об экономе, как общеизвестном и во всей церкви
распространенном звании [142].
Между тем отцы
халкидонского собора узнали, что в некототорых церквах епископы не имеют при себе эконома, а сами
заведывают
церковным имуществом, что и побудило их издать настоящее правило. По всей вероятности,
непосредственным толчком послужило дело Ивы едесского, бывшее предметом разбирательства на
9-м и 10-м
заседаниях собора. При разборе дела Ивы прочитана была, между прочим, жалоба нескольких
едесских пресвитеров, согласно которой Ива злоупотребляет церковным имуществом,
присваивает себе все церковные доходы,
предоставляет своям родственникам лучшия места в церковном управлении, продает за деньги
хиротонию и т.
д. [143].
Вообще в жалобе подчеркивалось, что
Ива самолично распоряжается, и для своих личных надобностей, церковными суммами, почему и не желает иметь при себе эконома. Собор восстановил на кафедре Иву за его исповедание веры, однако прочие дела его не счел нужным
рассматривать; между тем Ива сам дал предварительно обещание держать впредь при себе, по примеру других церквей, эконома [144],
чем, однако, подтвердил, что раньше эконома не имел, так что, следовательно, его клир
жаловался на него основательно. На это обстоятельство обратили внимание халкидонские отцы
и вследствие этого издали настоящее
правило.
Установив, чтобы при
всякой церкви, имеющей епископа, был и эконом, правило далее предусматривает,
что этот эконом должен быть избран из среды местного клира и что он должен
заведовать имуществом
церковным, однако не произвольно, а по указаниям епископа (κατά
γνώμην τού
ίδίου
έπισκоπου), так как епископ имеет полную власть над церковным имуществом, и он
должен заботиться о выдаче пособий
бедным, странникам и вообще нуждающимся (Ап. 41 пр.)
В виду дела Ивы, который,
повидимому, дал повод к изданию настоящего правила, отцы указывают цель, ради которой при
епископе должен быть и эконом.
Цель эта -- троякая: во
первых, чтобы церковное управление не оставалось без свидетеля. Если вообще
нужно и в
гражданском управлении знать, что делается и как управляется, соблюдаются ли законы, то тем
более - в церкви, в которой все свято и к
святой цели ведет, нужно, чтобы
всякий знал, куда идут и во что вкладываются церковные доходы, так что узнав, что
тратятся на добрые
дела, мог бы и сам
внести свою лепту. Во вторых, нужен эконом, чтобы церковные доходы не тратились
напрасно, а употреблялись бы на предназначенную цель. В третьих, нужен он, чтобы не
падало Подозрение на
Священство (λοιδορίαν τη
ίερωσύνη
προστρίβεσθαι),
которое непременно падаете на главу
местного епископа, и
чтобы не было
против епископа подозрения, будто он худо расходует церковное имущество... «будто
он неправильно и неблагочестиво употребляет церковное имущество, и таким
образом в подчиненных ему рождается недоверие к нему и подаются им поводы к соблазнам вследствие данной ему
власти. К нему в этом случае будут применимы слова великого Павла, который говорит: блюдите, да не како власть ваша сия преткновение будет
немощным и
немного далее: такожде согрешающем в братию, и биюще их совесть немощну сущу, во
Христа согрешаете (1 Кор. 8, 9 и 12)» [145].
Α это, в виду возвышенности и святости епископского сана, не
должно быть допустимо никоим образом. Сохранить,
следовательно, авторитет и доброе имя епископа от всякого подозрения, -- вот главная цель настоящего правила.
Каковы
были обязанности эконома, правило обозначает кратко и ясно: «который бы распоряжал церковным имуществом»,
т.е. всем движимым и недвижимым имуществом, всеми
доходами и расходами церкви, вел бы
приходо-расходную запись и в назначенные сроки представлял их на рассмотрение епископа [146]. Во
время вдовства епископской кафедры, эконом сам, как мы уже видели в
предшествующем правиле,
заведовал имуществом вдовствующей епархии и отчет об этом представлял новому епископу.
Это правило повторено было и на VII всел. соборе, который своим 11 правилом установил еще, чтобы, в случае неназначения епископом эконома, назначал
такового своею властью митрополит.
|