Священник Константин Островский. Жизнь равная вечности. Уроки спасения. |
Человек познается в искушении * Грешим, потому что грешные * Ожидай ударов в слабые места * Благодари за скорбь * Бесовские козни для нашего обучения * Во гневе - молчи * Скука - пленение демоном уныния * Двумя ногами в гробу, но у телевизора * Бесы выманивают нас из глубины нашего сердца * Что нас гонит из храма * Обиды и оскорбления нужны и полезны * Перенеси искушение с благодарностью * Истребить ветхого человека * Соблазн магического пути * Поиск виновников разжигает злобу * |
50.
Без искушений нельзя. "Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение" (Сир. 2, 1). (390)
Если мы хотим быть рабами Божьими и вступаем на путь покаяния, то обязаны приготовиться к искушениям. А искушения - это не игрушки, это не какие-то упражнения и тренировки. Это самые настоящие неприятности и скорби, это то, что тяжело. В этом и смысл, и ценность борьбы с искушениями. То, с чем легко справиться, что преодолевается без усилия и боли, пользы духовной не приносит. Если мы хотим очиститься, хотим измениться к лучшему, то должны ожидать ударов именно в больные и слабые места. А чтобы победить в этой борьбе, нам нужно не обижаться на ударяющих и оскорбляющих, не обижаться на людей и тем более на Бога.
Бывает, человек впадает в какое-то серьезное мысленное искушение и так сильно расстраивается от этого, что даже заболевает. Тут совет - не малодушествовать, а каяться и смиряться перед Господом, сознавая свою немощь. Надо стараться, чтобы духовная брань не переходила в сферу эмоций, в душевные переживания, не доводила нас до нервных болезней.
Без искушений нельзя. Кто бежит от искушений, бежит от своего спасения. Святые отцы пишут, что бесплоден тот подвиг, который совершается без борьбы, без сердечной боли. Есть, например, люди, которым легко дается пост, они от природы мало едят, и к сластям их не тянет. Но духовной пользы от такого поста мало, борьбы здесь нет и плодов борьбы нет. Когда поститься трудно, когда пост нарушается, человек мучается и раскаивается, смиряется от этого, вот тогда бывает реальная польза.
51.
А какая награда, когда претерпишь искушение! "Вмале наказани бывше, великими благодетелствовани будут, яко Бог искуси их и обрете их достойны Себе: яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я" (Прем. 3, 5-6). (390)
Если не будем испытаны, то не выяснится наше достоинство. В искушениях познается человек: ищет ли он Царство Небесное или что-то иное. Без искушений мы не могли бы познать свою немощь и греховность.
Испытания попускаются Богом. Когда мы в искушениях ропщем, это свидетельствует о том, что в Царство Его мы попасть не хотим. Ропот - хуже всего. Различные немощи человеческие, даже тяжкие падения, исправляются покаянием. Но если человек возроптал, это означает, что он отказывается от покаяния.
52.
Досаждающие и враждебные люди посылаются от Бога для нашего исправления и искушения, чтоб нравы наши довести до младенческих. Скажи: согрешила, простите ради Бога. (209)
Не сатана посылает людей нас огорчать, оскорблять и искушать, а Бог. Все, что идет на нас извне, даруется нам Богом. Никто ничего без воли Божьей сделать не может, в том числе и причинить нам зло. Впрочем, Бог - не источник зла, но Он попускает проявляться злому произволению людей и бесов. Только принять это зло необходимо с благодарностью и любовью, и оно окажется для нас добром. Именно поэтому нужно Бога за все искренне благодарить. И ни в коем случае не осуждать тех людей, через которых Бог посылает нам спасительные неприятности.
53.
Враг свои делает приражения; смущаться не надобно, а просить Господа Бога, так все это и пройдет. (11)
Даже если мы искренне желаем жить по заповедям, Бог все-таки попускает бесам действовать против нас, и они искушают нас. Все это необходимо для нашего обучения, для нашего смирения. Не нужно недоумевать по этому поводу, а нужно обращаться к Богу с покаянной молитвой, с просьбой о помощи, тогда искушения будут преодолены и мы получим от этого реальную пользу.
54.
Во время противоречия лучше ничего не отвещевать: онемех и смирихся и умолчах, по слову святого Давида. (139)
Иногда и следует кому-то сделать замечание, но не раньше, чем пройдет гнев на этого человека. Пока мы сами находимся в искушении, ничего не нужно ни говорить, ни делать.
Бывает, что нужно сделать выговор, старшие даже и обязаны делать младшим замечания, и наказывать должны. Тут уместны и строгость, и суровость, но только не гнев. Не нужно оправдываться тем, что подчиненный плохо поступил. Гнев - это страсть, это наш грех, независимо от того, как кто ведет себя по отношению к нам.
Известно изречение: "Монах, не удерживающий языка своего во время гнева, никогда не победит своих страстей". Первый шаг в борьбе с гневом - воздержаться от того, чтобы проявить гнев в слове. Но если дошло все-таки до того, что выплеснули свой гнев на кого-то, нужно не отчаиваться, а каяться. По-настоящему борьба с этой страстью начинается тогда, когда человек внешне все-таки удерживается от гнева, а внутренне укоряет себя за него. Продолжая же выплескивать гнев вовне и оправдывая самих себя, мы эту страсть еще глубже укореняем в душе.
55.
Скука происходит оттого, что в тебе нет совершенной любви Божией. (347)
Действительно, в этом причина скуки. Но не стоит наивно полагать, что мы вот так вдруг сможем возлюбить Бога и скука наша пройдет. Преступлением Адама и Евы мы отпали от любви Божьей, теперь должны постоянно каяться и испрашивать у Бога дар любви. Пока мы не получим этот великий дар Святого Духа, скука не отступит от нас. Скука - это не безобидное состояние, это пленение духом уныния, главнейшее искушение для всех людей. Для монашествующих это искушение самое тяжкое, его не испытывают только те иноки, которые не подвизаются. Мы, мирские люди, имеем множество естественных забот и хлопот, поэтому дух уныния не так легко овладевает нами. Зато он овладевает нами незаметно. Но очень плохо, когда мы от скуки лечимся развлечениями. В противоположность труду, они отвлекают нас от Бога.
Духовник часто на исповеди слышит от старушек, которые уже двумя ногами стоят в гробу, только лечь осталось, что они от скуки спасаются телевизором. Немощь человеческая, конечно же, остается немощью. Но, однако же, надо хорошо представлять себе, что со смертью все кончится и начнется суд, на котором за все наши поблажки себе, за нашу лень и праздность придется отвечать.
Как противодействовать скуке? Благоразумным деланием, телесным и душевным. Вряд ли большинству из нас в качестве средства от уныния подойдет непрестанная молитва. Это высокий подвиг, не для всех посильный. Поэтому лучше всего посоветоваться с опытными духовными людьми: как строить свою жизнь, как проводить время, как молиться.
56.
Что враг предлагает, слушаемся; что Бог говорит, отвергаем. (425)
Это обычное состояние нашей души. Враг старается нас соблазнить, он играет на наших страстях и подсказывает нам то, что приятно, но губительно. А Бог нам, как любящий Отец, указывает полезное, а оно часто неприятно.
Как в жизни бывает? Один мальчишка кричит другому: "Витька, выходи во двор" - Витьке хочется выйти, на улице можно бегать, кричать, играть, но "злые" родители заставляют его делать уроки. Так и в духовной жизни. Человеку для спасения души, для вечного блаженства полезно слушаться Бога, а бесы, подобно этим мальчишкам, выманивают человека из глубины его сердца и обращают к внешней суете.
57.
Господь Бог призвал вас в преддверие небесное, в святую обитель; но маленькие прискорбия приводят вас в отчаяние, и говорите или мыслите: зачем вступила в обитель? и так противитеся воле Божией. (143)
Это написано монахине, а относится ко всем людям, особенно к тем, которые пришли работать в церковь. Человек пришел в храм трудиться и думает, что теперь он уже чуть ли не свят, заслуживает того, чтобы ему кланялись, а его вдруг не почтили, не так назвали, не так на него посмотрели - дьявол, конечно, не дремлет, сразу подсказывает мысль, что нужно уйти из храма, пойти работать на завод, там денег больше платят. Но это же типичное искушение, которое необходимо преодолеть.
Если кто-то нам не уделяет внимания и относится к нам, как мы думаем, не по-доброму, мы должны согласиться с тем, что мы и недостойны внимания. А если кто-то нам делает какое-то, по человеческому рассуждению, зло, нужно видеть в этом промысл Божий и благодарить людей, через которых он совершается.
С духовной точки зрения обиды и оскорбления нам полезны. Скорби, нужду Бог посылает нам по своей милости. Велико же наше заблуждение, когда мы от всего полезного отвращаемся, а тянемся ко всему вредному.
58.
Даруй, Боже, вам совлещися ветхого человека и облещися в нового! Ветхий человек во искушении, в расстройстве, а новый в терпении и в великодушном уповании на благодать Божию. (143)
В каждом из нас, к сожалению, есть ветхий человек, но есть и новый. Когда грех овладевает нами, тогда мы действуем, как ветхий человек, а когда благодушно терпим то, что Бог посылает, уповая на помощь Божью, тогда мы действуем, как новый человек. Наша задача - ветхого человека истребить, а новому дать вырасти и укрепиться.
Если нами овладевает какая-нибудь страсть, это предмет для покаяния, а не для разбирательства: кто меня ввел в искушение, да почему я поддался искушению, да отчего я согрешил... Согрешил, потому что ветхому человеку свойственно грешить. Преподобный Марк Подвижник сказал: "Когда придет искушение, не ищи, как и от кого оно пришло, а ищи того, чтобы перенести его с благодарением". Это почти всеобщее и постоянное заблуждение - когда что-то случилось, стараемся разобраться, выяснить причины, найти виновных и так далее. Поступая таким образом, мы становимся фактически на магический путь. То есть силимся своим плотским рассудком проникнуть в духовный мир и как бы овладеть им. По существу это и есть изначальный грех человечества - попытка подчинить своей воле Божий мир. А Бог ожидает от нас совершенно другого - Он хочет подготовить нас к Царству Небесному, посылает нам искушения и учит терпению, смирению, благодарению.
Иное дело - обличения совести, когда искушение порождает в душе ясное чувство, что Бог наказал нас за некий грех. Если дается такое указание, то им надо воспользоваться и покаяться в том, в чем обличает совесть. Но рассудком докапываться, гадать и вычислять, почему и что получилось, грешно и вредно для души. Вредно это и в плане человеческих отношений. Воспрещаемое святым Марком разбирательство приводит душу в смущение и способно посеять семена памятозлобия и ненависти к ближним. Не надо отыскивать виновников наших неприятностей. Виновники, естественно, мы сами, наш грех, который побуждает Бога устраивать наши обстоятельства, направлять действия людей или бесов таким образом, чтобы они нас смиряли. А поиск "внешних" виновников лишь разжигает нашу собственную злобу.