Когда ваши дети еще маленькие, вы должны помочь им понять, что такое добро. А это и есть глубочайший смысл жизни.
Величайшим и лучшим многодетным отцом является тот человек, который духовно возродился сам и помогает духовному возрождению своих чад, дабы обеспечить их душам рай.
Старец всегда подчеркивал, что нужно иметь абсолютное доверие к Промыслу Божию и, так сказать, не планировать детей, ибо детей дает Бог. И Он один знает, сколько детей дать, – Он один, и никто иной. Некоторые, правда, решаются, поскольку жизнь стала трудной, иметь только одного ребенка, поэтому они и предохраняются. Однако это великий грех, поскольку эти христиане показывают, что сами устраивают свои дела, лучше, чем Бог.
Будучи гордыми, они недооценивают Промысл Божий. А ведь Бог видит и душевное состояние, и экономическое положение таких христиан, видит и многое другое, чего мы не видим и не знаем. И если семья бедная и у нее едва хватает средств на содержание одного ребенка, то Тот, Кто знает всё, может позаботиться и об экономическом укреплении семьи.
Тем, кто старается приобрести детей или искусственным оплодотворением, или усыновлением чужих детей, старец объяснял, что Бог лишил их детей, конечно, для их же блага. И им не следует добиваться желаемого своими человеческими способами, ибо впоследствии они убедятся, что Бог не давал им ребенка, заботясь об их благе. И надо хорошо помнить, что добрым бывает только то дело, которое согласуется с волей Божией, а не с нашим упрямством и с нашими человеческими поползновениями.
Многим людям Бог не дал детей специально, чтобы вследствие этого они полюбили детей всего мира как своих. Бог лишил их малой семьи, но даровал право, которое дает только немногим, – принадлежать великой семье Христа.
Старец напоминал также и о праведных Иоакиме и Анне, до глубокой старости остававшихся бездетными, что в то время считалось большим злом, и народ их оскорблял. Бог, однако, знал, что от них родится Богородица, Которая, в Свою очередь, родит Спасителя всех человеков, Господа нашего Иисуса Христа!
Старец не раз говорил, что иные родители ставят целью иметь много детей и Бог, конечно, попускает им, – потому что уважает самовластную волю человека, а также и потому, что иной раз "не выдерживает" нашего брюзжания и оставляет быть по нашей воле. Но потом многодетные родители сталкиваются с массой проблем: переоценивая свои силы, они дали жизнь, например, восьмерым, а в результате не могут справиться со множеством хлопот, связанных с воспитанием такого количества детей.
Старец говорил, что Бог Сам определяет число детей в семье: едва-де Он увидит, что родителям не поднять еще одного ребенка, тут же прекратит рождение детей.
А тем, кто стремится с принуждением приобрести детей, старец советовал предоставить сие Богу, ибо Он Сам знает нужное время. Некоторые, даже будучи духовно неустроены, "давят" на Бога, дабы дал им ребенка в тот момент, когда они этого желают. Бог по любви Своей даст им дитя, однако они скоро увидят, что ребенок, вырастая, становится нервным, ибо унаследовал страсти своих родителей, и они сами входят в новую, еще большую тревогу, т.к. приобрели ребенка – без его вины – наследника их страстей, от которых не позаботились очиститься, прежде чем с усилием просить ребенка у Бога.
Итак, старец считал, что супруги должны полностью предаться в руки Божии и не препятствовать Его изволению. Пусть супруги предоставят Богу действовать согласно Своей воле, ибо так вселится в души их и будет покрывать семью их благодать Его, благословение Его.
И было Богом дано великое благословение первозданным людям – да будут они со-создателями. Родителям нашим, дедам, прадедам и т.д. – от Адама и Евы – Господь позволил быть создателями: берут и дают нам тело. С того момента, как зарождается ребенок, родители дают ему тело, Бог же дает душу; как только рождается ребенок, как только получает Крещение, Бог приставляет Ангела, и дитя защищается Богом, Ангелом Хранителем и родителями. По мере возрастания детей родители освобождаются – в какой-то мере – от ответственности. И когда родителей забирает Бог, Ангел Хранитель, естественно, продолжает защищать человека, так же как и Бог.
Однако мы видим, что многие родители всего этого словно не знают (или забывают почему-то, что есть защищающий Бог, что Ангел Хранитель рядом) и постоянно беспокоятся с такой тревогой... с такой тревогой о детях своих, что даже заболевают! Но мы, верующие, тем, что сильно тревожимся, препятствуем Божественному вмешательству. Поэтому пусть родители делают для своих детей всё, что только можно, но с той поры, как они отдадут их Богу, т.е. смирятся, пусть сложат свое человеческое оружие, ибо тогда уже Бог обязан помочь их детям.
И дети сейчас не понимают простых вещей; хорошо-хорошо, не понимали, пока были малы, пока родители защищали их, маленьких, защищали этим "заключением" в люльке. Однако теперь, когда они выросли, они все равно не понимают, что и теперь требуется, так сказать, "заключение", т.е. некоторое ограничение свободы. Этого ограничения они не понимают, тогда как нужно понять, что для того, чтобы стать правильными детьми, умными и взрослыми, нужно "связывание", но что это "связывание" не есть связывание: садовник идет подвязывать деревцо не для того, чтобы погубить его, закрывает деревцо решеткой не для того, чтобы ограничить его, но для того, чтобы деревцо не съели козлята.
Но некоторые дети что делают? Бежит, как освободившийся от привязи теленок, думает, что действительно освободился. А каков результат? Или задушится оборванной веревкой своей, или упадет куда-нибудь в пропасть, или будет съеден волком...
Так делают некоторые строптивые дети: ищут эту якобы свободу, но в конце концов эта свобода приводит их... вот эта самая свобода, которую имеют европейцы, приводит наших детей – куда? Куда пришли они? Сколько раз бывали у меня в келлии молодые парни... несчастные, разрушенные наркотиками и вином. Просят теперь помощи, бедные. И мне удалось помочь одному-двум – но сердце-то за всех разрывается... Ищут помощи, но как им всем поможешь?
Разрушают и самих себя, разрушают и родителей! Поэтому вы должны понять необходимость этого ограничения для детей... благословением Божиим это ограничение. Благодарите своих родителей, которые ограничивают вас. И если, скажем, на вас "нажимают" немного больше необходимого, то и это делается по любви. По любви к вам.
Только молись, да действует благодать Христова. Ты теперь, когда твой ребенок уже взрослый, только одно можешь сделать: показать любовь и молиться Богу, дабы Он действовал для пользы твоего ребенка, потому что если ты, родитель, питал его добротой и любовью, то он, куда бы ни пошел, с кем бы ни связался, в какой-то момент увидит, что вне семьи климат нездоровый и что всюду – выгода и лицемерие. Так твой ребенок вернется домой естественным образом. Но если в доме – грызня, ругань, ссоры, тогда сердце его и не подумает, и не захочет вернуться. О, как нам нужно быть внимательными, ибо этот возраст только любви и молитвы хочет.
Будь осторожен, когда выказываешь – даже и незаметно для себя – особую любовь к одному из детей твоих и постоянно занимаешься с ним из-за его, например, немощи. Однако таким отношением ты вызовешь серьезную травму в душе другого ребенка твоего – и он будет ревновать. И вот у тебя уже большие психологические проблемы в отношениях с детьми, и если ты не обратишь на это внимание, то принесешь большой вред и детям, и себе. Виноват будешь ты. Итак, будь внимателен!
Писал старец одному брату во Христе: "Относительно Вашего ребенка, о котором Вы мне пишете, я такого мнения, что суровое к нему отношение сделает его еще хуже. Говорите с ним о добром и по-доброму и потом не давите, но показывайте ему, как Вы огорчаетесь, что он идет по такому пути. Пусть явятся дела, и только дела, потому что ни радость не остается незамеченной, ни печаль. Вы исполняйте свои обязанности, давая советы, а потом доверьте Вашего ребенка Богу.
Я думаю, что труд Ваш будет иметь большие результаты, если будет сопряжен с молитвой. Когда Вы страдаете от бесчинств ребенка и давите на него, результатов не будет, ибо ребенок взбудоражен плотью и нападениями лукавого, которому платит дань. Может быть, всё пройдет. Не огорчайтесь, всё наладится позже. Не принимайте этого близко к сердцу, которое потеряет свою чистоту, – и что будет тогда? Люди нашего времени имеют типичный грех – моду. Да помилует нас Бог! Старайтесь, насколько можете, не отталкивать от себя ребенка, как я уже сказал, чтобы он не порвал привязи и не убежал из семьи, потому что потом может выйти так, что он не захочет приблизиться из-за эгоизма, и Вы его совсем потеряете.
Что касается врача, о котором Вы пишете, – то в том состоянии, в котором ребенок находится (даже если его и показать), что это даст? Если Вы ребенка отведете к врачу, это только повредит ребенку, ибо, с одной стороны, будет действовать его большой эгоизм, с другой стороны, – понимание, что он чем-то заболел, да тут еще и плотские страсти, не имеющие удовлетворения... ребенок только испугается, и ему будет хуже. У ребенка нет ничего, кроме плотского детского возбешения, свойственного его возрасту, которое достигло большой степени и стало разжигающей причиной его невоздержной жизни.
Если Вы думаете, что у него есть какая-то болезнь, и Ваш врач предлагает давать лекарства, я не возражаю. Но потерпите совсем немного времени, закройте глаза на его безобразия до тех пор, пока он не приблизится к Вам, и при первом удобном случае, когда он Вам доверится (если он сам почувствует недомогание или Вы заметите, что что-то не в порядке), ведите его к врачу.
В общем, не огорчайтесь: Бог не оставит Вашего ребенка. И грехи детей нынешних Бог не будет судить одинаково с грехами детей нашей эпохи".
Когда дети дурно ведут себя, предпочтительнее побранить их утром, ибо у них впереди весь день и они развлекутся впечатлениями. Если же вы побраните их вечером, то у них омрачается ум, что может привести и к более дурным поступкам.
Детей нужно принимать с добром, потому что у нынешних детей много эгоизма и они совершенно не реагируют на ругань. Если мы начинаем их ругать, душа их сразу же наполняется дурными помыслами. Они не могут понять, что мы ругаем их для их же блага, поскольку мы их любим. Нужно "связать" детей с Богом и развивать у них понимание, что необходимо творить добро.
Если "засыпают" малые дети, то идут прямо в рай, как ангелоподобные. И когда, в свою очередь, умирают родители их, то малые детки, эти ангелочки, принимают родителей своих с зажженными лампадами. Отец и мать имеют духовную награду за этих ангелочков. И напротив, когда ребенок несколько подрастет и выберет неправильный путь, тогда и родителям бывает вред.
Маленькие дети подобны Ангелам. Когда же они начинают входить в возраст и принимают элемент плотского удовольствия, – то становятся маленькими зверями.
Маленьких детей родители должны часто причащать, чтобы они освящались, поскольку, к несчастью, они растут в плохой, духовно нездоровой среде.
Родителям, имеющим недоразвитых детей, не следует расстраиваться из-за этого, потому что они – спасены. Даже радоваться нужно, ибо без особого труда идут они в рай. Чего же другого родители хотят ребенку, когда им обеспечен рай? Если вот так, духовно, они рассмотрят это дело, то и сами извлекут пользу и будут иметь духовную награду.
Большое значение для духовной жизни ребенка имеют семейные склонности. Если родители ребенка лукавы, то и ребенок будет живой и лукавый. Как-то я встретил одного такого мальчика, у которого в кармане были нехорошие фотографии. Я предложил ему отдать их мне, а взамен каждой я обещал ему по шоколадке. Мальчик решительно отказался отдать мне фотографии, что несколько неестественно для его возраста. Видите, он предпочел удовольствие от греховного рассматривания удовольствию от сладости шоколада.
Человек дает плоть своему ребенку. Бог дает ребенку человека душу. Когда ребенок вырастает, то родители слагают с себя ответственность. Бог дает каждому человеку Ангела Хранителя. Он помогает человеку всю жизнь. Почему же мы боимся вверить себя Богу? Итак, мы должны помогать нашим детям до определенного момента. А потом, в дальнейшем, вверять их Богу. Ангел Хранитель рядом.
Крещеные младенцы видят Небесные Таинства: поскольку они чисты, их носят к Причастию святые Ангелы, которые всегда видят лице Божие.
И маленький ребенок, который пока не в состоянии подвизаться, способен сокрушить диавола смирением. Конечно, диавол очень сильный, но и очень гнилой. Он легко повергает ниц гиганта, но может быть побежден маленьким ребенком.
Отец и мать будут в ответе пред Господом, если не станут заботиться о своих детях и об их будущем.
Когда отец и мать усердно работают и хотя бы какие-то деньги откладывают "на черный день", чтобы помочь в важнейшем детям своим, это – не только не грех, но они и призваны так поступать, потому что те родители, которые не заботятся о детях, – неправильные родители и дадут ответ за это. Грех, когда собирают деньги по страсти, по сребролюбию, от отсутствия веры в Божественный Промысл или для пустых целей.
Обеспечение детей родителями необходимо. Если дети пренебрегаемы родителями, то детей, разумеется, ждет Божественная помощь. Но родители будут осуждены за то, что оставили детей без заботы.
Родители должны и жить по-христиански, и следить за своим поведением, потому что дети с малого возраста, когда они еще даже не говорят, начинают, как компьютер, "записывать" всё, что видят и слышат в доме. И если дети видят отца и мать своих дерущимися, ссорящимися, оскорбляющими друг друга, ведущими плохие разговоры, то они, как чистые кассеты, "записывают" всё это в себе и, когда придут в возраст, сами того не желая – наследовав от родителей все страстные состояния, – начинают и браниться, и оскорблять ближних своих теми же речами, которые слышали от родителей.
Наибольшая помощь и наилучшее наследие, которое только могут предоставить родители своим детям, – сделать их приёмниками своей доброты, и для этого не нужно особого старания, ибо если малыш видит, что родители имеют любовь между собой, благородно разговаривают, разумны, радостны, смиренно молятся и т.п., то тогда, как "копирка", он отпечатывает это в своей душе.
Очень многие родители, весьма любящие своих детей, некоторым образом их портят, не понимая, к сожалению, какой вред наносят им, например, тогда, когда мать, по чрезвычайной плотской любви, обнимая и целуя ребенка, говорит ему: "Какой хороший у меня ребенок, самый лучший в мире ребенок" – и т.п. Малыш, однако, весьма рано (в возрасте, когда не может еще этого осознавать) приобретает, против желания, высокое мнение о себе и, естественно, перестает испытывать нужду в благой силе Божией и не умеет ее просить. Так созидается в душе ребенка высокомерие, и весьма многие уносят его с собою в гроб, потому что не могут от него отделаться.
Зло – в том, что первыми принимают удар этого высокомерия сами родители, поэтому они и должны быть очень внимательны к духовной жизни, ибо несут ответственность не только за себя, но и за своих детей. Правда, и у родителей есть "смягчающее" обстоятельство, поскольку и они "наследовали" от родителей. Однако они не оправдываются, потому что в сознательный период не позаботились это "наследие" отбросить.
Да, они "наследуют" нечто, но они не должны обвинять за это родителей, т.к. самовластны и, если захотят и не станут любить "наследие", смогут его отбросить.
По моему мнению, более достоин похвалы тот, кто оказался "наследником" злого невольно и усиленно подвизался отбросить злое, чем тот, кто с малых лет естественно унаследовал от родителей благое и не принуждал себя сохранить это, потому что один обрел всё приуготовленным и "убранным", в то время как другой подвизался сам приуготовить благое. Суд Божий примет сие на вид, если, к примеру, отец у ребенка вор и будет учить дитя воровать – и тот станет в конце концов вором, поскольку не имел доброго произволения и принял на себя "наследие" отца. Такого ребенка Бог будет судить в какой-то мере со снисхождением, видя, что такую судьбу тот обрел как "наследие" от родителей, когда был еще маленьким и не отличал добра от зла.
Итак, благочестие детям нам нужно давать, так сказать, с молоком матери, а не с твердой пищей, потому что, когда дети еще малы, они подражают родителям, они "списывают" с родителей, как на незаписанную кассету. Именно тогда нужно позаботиться, дабы дети "заполнили" кассету добротой и любовью. А когда дети подрастут, нужно быть внимательными и действовать с рассуждением и осторожностью, как, например, когда мы заводим часы. Если ослабевает пружина, мы заводим часы постепенно, т.к. есть опасность сломать их, и часы тогда станут бесполезными. Мы обязаны осторожно, по-доброму объяснять ребенку, по какой причине нельзя делать так-то и почему надо делать так-то. Не следует постоянно твердить ребенку: "Не это", "Не то", "Не так", "Не иначе". После того как мы сделаем основное, следует передать "отвертку" Христу для "регулировки", дабы Он уже Сам "довернул" какой-нибудь там "винт". Нельзя слишком надеяться на себя и пытаться всё делать самим.
Очень помогает воспитанию детей, когда родители считают себя ответственными за все проступки детей, поскольку находят свою собственную жизнь не такой, какой она должна бы быть рядом с Христом, и именно поэтому, на их взгляд, дети их и ведут себя безобразно. Когда родители так смиряются и так искренне каются, тогда сподвигается и Всемогущий Христос и бросает сокрушенным родителям "спасательный круг" для спасения, что, кстати, спасает и непутевых детей.