Доказывать бытие Божие, искать новые аргументы, защищать божественную истину, оправдывать Божии дела - наше ли это дело? Наша задача - охранять себя от безбожных мыслей, выпрямлять дорогу своего ума. И охранять других, подобных нам людей, - тоже наше дело. Против своих колебаний и темных мыслей и против чужих, враждебных вере, вторгающихся в наши умы, нам нужно находить противоядие. Наша историческая эпоха есть эпоха рационализма. Рационализм есть враг религии. Отражать его приходится его же оружием, логикой, но только как вспомогательным. У нас имеется оружие гораздо более сильное. Какое? Вера. "Это есть победа, победившая мир, вера наша." Потому и догматические рассуждения о Боге, именно о Самом Боге, должны быть, по возможности, более кратки. Что в силах сказать мы о существе и свойствах Божиих? Наши речи о Боге должны быть в высшей степени осторожны, скромны, просты, чужды мудрований и немногословны. Благочестие внушает нам избегать частого произношения имени Божия в житейских речах: "не произноси имени Господа Бога твоего напрасно." Иудеи в древности избегали даже писать главное имя Божие - Иегова - и заменяли это имя значками или общим именем Господь. Такое отношение гармонирует в совершенной степени с Заповедью о том, чтобы наш ум и все наше духовное существо были наполнены благоговейными мыслями о Боге. |