Православная Христова Церковь есть тело Христово,
духовный организм, у которого Глава - Христос. Она имеет единый дух, единую
общую веру, единое и общее, соборное, кафолическое сознание, руководимое Духом
Святым, но утверждающееся в своих суждениях на конкретных, определенных
основаниях Священного Писания и Св. Апостольского Предания. Это кафолическое
сознание всегда присуще Церкви, но более определенным образом оно выражено на
вселенских соборах Церкви. От глубокой христианской древности созывались дважды
в год поместные соборы отдельных православных церквей, согласно 37-му правилу
св. Апостолов. Также многократно в истории Церкви бывали соборы епископов
областные, более широкого объема, чем отдельных церквей, и, наконец, соборы
епископов всей Православной Церкви, Востока и Запада. Таких соборов - Вселенских
- Церковь признает семь.
Вселенские соборы точно формулировали и утвердили ряд основных
истин христианской православной веры, защитив древнее учение Церкви от искажений
еретиков. Вселенские соборы также формулировали и обязали ко всеобщему
единообразному исполнению многочисленных законов и правил общецерковной и
частной христианской жизни, называемых церковными канонами. Вселенские соборы,
наконец, утвердили догматические определения ряда соборов поместных, а равно
догматические изложения, составленные некоторыми отцами Церкви (напр.,
исповедание веры св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского, правила св.
Василия Великого и др.).
Нужно помнить, что соборы Церкви выносили свои догматические
определения после тщательного, исчерпывающего и полного рассмотрения всех мест
Св. Писания, касающихся поставленного вопроса, свидетельствуя при этом, что
вселенская Церковь так именно понимала приводимые указания Св. Писания. Таким
образом, вероопределения соборов выражают гармонию Св. Писания и соборного
Предания Церкви. По этой причине сами эти определения становились, в свою
очередь, подлинным, нерушимым, авторитетным основанием на данных Св. Писания и
Апостольского Предания, вселенским и Священным Преданием Церкви.
Конечно, многие истины веры настолько ясны непосредственно из
Священного Писания, что они не подвергались еретическим перетолкованиям и о них
нет специальных определений соборов. Другие истины утверждены соборами.
Среди догматических соборных определений сами вселенские соборы
признают первостепенным и основным Никео-Цереградский символ веры, запретив что
бы то ни было изменять в нем, не только в мыслях, но и в словах его, что либо
прибавлять или отнимать (постановл. 3 вселенского собора, повторенное 4, 6, и 7
соборами).
Вероопределения ряда поместных соборов, а также некоторые
изложения веры св. Отцов Церкви, признанные руководящим для всей Церкви,
перечислены во втором правиле шестого вселенского (Трульского) собора. Они
приводятся в "Книге Правил св. Апостол, св. Соборов Вселенских и Поместных и св.
Отец."
|