Из того, что догматическое богословие основывается
на живой и святой вере, выясняется разница между богословием и науками о
природе, основанными на наблюдении и опыте. Исходным началом является здесь
вера, там опыт. Однако, сами приемы изучения, методы мышления одни
и те же - здесь и там: изучения данных и - выводы. Только там выводы из
собранных фактов наблюдения природы; здесь выводы, сделанные из изучения Св.
Писания и Св. Предания; те науки - эмпирические и технические, эта -
богословская.
Отсюда же выясняется различие между богословием и философией.
Философия есть построение на рассудочных основаниях и на выводах опытных наук,
поскольку последние способны подвести к высшим вопросам жизни; богословие - на
Божественном Откровении. Их нельзя смешивать. Богословие не является философией
и тогда, когда оно погружает нашу мысль в трудные для понимания, глубокие и
высокие предметы христианской веры.
Богословие не отрицает ни опытных наук, ни философии. Св.
Григорий Богослов вменил св. Василию Великому в заслугу, что тот в совершенстве
владел диалектикой, при помощи которой опровергал философские построения
противников христианства. Вообще св. Григорий не сочувствовал тем, кто проявлял
неуважение к внешней учености. Однако, он сам, изложив в знаменитых "Словах о
Святой Троице" глубоко созерцательное учение о Троичности, так замечает о себе:
"Так, возможно короче, излагаю вам наше любомудрие - догматически, а не
созерцательно; по способу рыбарей, а не Аристотеля; духовно, а не
хитросплетенно; по уставам Церкви, а не торжища."
|