В новом течении русской философско-богословской мысли толчок
дал Вл. Соловьев, поставивший своей задачей "оправдать веру отцов" перед разумом
своих современников. К сожалению, он допустил ряд прямых уклонов от
православного христианского образа мыслей, многие из которых восприняты и даже
развиты его продолжателями. Вот ряд пунктов у Соловьева, которые бросаются в
глаза по отличию и даже прямому отклонению от исповедуемого Церковью
вероучения.
Христианство представлено у него как высший этап в
последовательном развитии религий. По Соловьеву, все религии истинны, но
односторонни; христианство синтезирует положительные стороны предшествующих
религий. Он пишет: "Как внешняя природа лишь постепенно открывается уму
человечества и можно говорить о развитии опыта и естественной науки, так и
божественное начало постепенно открывается человеческому сознанию и мы должны
говорить о развитии религиозного опыта и мышления... Религиозное развитие есть
процесс положительный и объективный, это есть реальное взаимодействие Бога и
человека - процесс богочеловеческий. Ясно, что ни одна из его ступеней, ни один
из моментов религиозного процесса не может быть сам по себе ложью и
заблуждением. Ложная религия есть contradictio in adjecto.
Учение о спасении мира, в том виде, как оно дано у апостолов,
отодвинуто в сторону. По Соловьеву, Христос пришел на землю не для того, чтобы
спасти род человеческий, а чтобы возвести его на высшую ступень в порядке
последовательного выявления в мире божественного начала, восхождения и обожения
человечества и мира. Христос есть высшее звено в ряду богоявлений, увенчавшее
прежде бывшие теофании.
Внимание богословия у Соловьева направляется на онтологию, т.е.
жизнь Бога в Самом Себе. За недостатком данных в Священном Писании, он прибегает
к произвольным построениям - рациональным или воображаемым.
В Божественную жизнь вводится существо, стоящее на границе
между Божественным и тварным миром, именуемое Софией.
В Божественную жизнь вводится различие мужского и женского
начал. У Соловьева оно несколько затушевано. О. Павел Флоренский, идя за
Соловьевым, представляет Софию так: "Это великое , царственное и женское
Существо, которое не будучи ни Богом, ни Сыном Божиим, ни ангелом, ни святым
человеком, принимает почитание и от завершителя Ветхого Завета и от
Родоначальника Нового."
В Божественную жизнь вводится стихийное начало стремления,
вынуждающее Самого Бога-Логоса к участию в определенном процессе, подчиняющего
Его процессу, который должен возвести мир из состояния материальности и косности
к высшим, совершеннейшим формам бытия.
Бог, как Абсолют, Бог Отец, представлен далеким и недоступным
миру и человеку. Он удаляется из мира, вопреки слову Божию, в неприступную
область бытия, не имеющего, как бытие абсолютное, контакта с бытием
относительным, с миром явлений. Поэтому, по Соловьеву, необходим Посредник между
Абсолютом и миром. Таким Посредником является "Логос," воплотившийся во
Христе.
Согласно Соловьеву, первый Адам соединял в себе божеское и
человеческое естества, подобно их соотношению в бого-человечестве воплощении
Слова, только это соотношение он нарушил. Если так, то и обожение человека не
есть только благодатное освящение человека, а есть восстановление в нем самом
бого-человечности, восстановления двух природ. Но это не согласно со всем
учением Церкви, которое понимает обожение только как облагодатствование. "Не
было и не будет," говорит преп. Иоанн Дамаскин, "другого человека, состоящего из
Божества и человечества, кроме Иисуса Христа."
Соловьев пишет: "Бог есть всемогущий Творец и Вседержитель, но
не правитель земли и тварей, из нее происходящих... Божество... несоизмеримо с
земными созданиями и может иметь к ним нравственно-практическое отношение
(власти, господства, управления) лишь при посредстве человека, который, как
существо богоземное, соизмерим и с Божеством и с материальной природой. Таким
образом, человек есть необходимое подлежащее истинного владычества Божия." Это
утверждение неприемлемо с точки зрения славы и силы Божией и противоречит слову
Божию. Да оно и не отвечает простому наблюдению. Человек подчиняет себе природу
не во имя Божие, как посредник между Богом и миром, а для своих собственных
эгоистических целей.
Отмеченные здесь некоторые пункты расхождения взглядов
Соловьева с учением Церкви показывают неприемлемость, в ее целом, его
религиозной системы для православного сознания.
|