- Мир, который нас окружает, сам человек - удивительное создание Божие... Каким создал его Господь? Для чего? Какова цель жизни человека на земле? Для чего мы пришли в этот мир и чем все это закончится? Вечные вопросы человечества. Не найдя ответов на них, человек не может не считать свою жизнь бессмысленной.
- Бог в ветхозаветные времена через Моисея открыл людям десять заповедей, по которым жил израильский народ. Но вот приходит Христос - приходит для того, чтобы не нарушить закон, но исполнить (Мф. 5, 17), и приносит заповеди блаженств. Многие сейчас стараются соблюдать заповеди ветхозаветные: не убивают, не крадут, почитают Бога, хорошо относятся к своим родителям, сохраняютсупружескую верность. Но как научиться жить по заповедям блаженств, оставленным Христом?
- Очень часто мы видим, что люди в Бога верят, как говорят, в душе: стараются не убивать, не грабить, и считают, что этого достаточно. Этого действительно было достаточно для человека Ветхого Завета. Можно сказать, что закон Моисеев в какой-то мере соблюдают и магометане, и иудеи; и христианство, конечно, основано на нем. Никто не отменял нравственные заповеди Ветхого Завета, но после того, как пришел в мир Господь Иисус Христос, от человека требуется уже нечто большее. Как сказано в Евангелии от Иоанна, закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа (1, 17).
Ветхий Завет прикровенно говорил об истине, там не было полноты, там человек не раскрывался полностью, и Бог не открывался человеку полностью - вся полнота жизни в Боге дана в Евангелии. Если же человек, имея перед собой евангельские заповеди, сознательно отворачивается от них, он теряет истину. Что вы скажете о человеке, который дожил до тридцати лет и одевается в детские одежды, играет в игрушки?
Посмотрите, как построена Нагорная проповедь: Господь берет заповедь не убий и дополняет ее так: А Я говорю вам, что всякий злословящий брата, есть человекоубийца (Мф. 5, 22).
Святитель Игнатий еп. Ставропольский в своих творениях вспоминает: в юные годы он считал, что все христианство, вся духовная жизнь заключается в исполнении десяти заповедей Ветхого Завета. Всесвятые заповеди Спасителя он почитал прекрасными, похвальными, но необязательными для исполнения, и только потом понял, как он заблуждался. Поняв это, он постарался стать христианином, монахом и достиг святости.
Господь говорит: Я Путь, и Истина, и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6),- Ветхого Завета здесь мало. И того, что люди, даже и неверующие, почитают хорошим, добрым и приличным, для христианина мало, нужно нечто большее.
Достигнуть общения с Богом, достигнуть духовного совершенства без Евангелия, без Церкви, без православной святоотеческой аскезы невозможно.
- Вы говорите: полнота жизни в Боге, но что такое полнота духовной жизни?
- Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, в чем вообще смысл жизни человека. Преподобный Серафим Саровский говорит, что цель жизни христианина заключается в стяжании Духа Святаго. Преподобный Варсонофий Оптинский говорит, что цель жизни человека на земле - это богозрение, т. е. видение Бога. Человек был создан для того, чтобы общаться с Богом, чтобы Бога видеть. Отпав от Бога, он потерял общение с Ним, отсюда все страдания. Не видя Бога, человек оказался лишенным жизни, лишенным видения прекрасного, и находится здесь, на земле, в изгнании, в наказании за свое падение. Мы должны восстановить это богообщение, восстановить наше единство с Богом. Для этого приходил Христос, для этого даны евангельские заповеди как путь к Богу.
Когда человек так подходит к жизни, когда для него цель жизни заключается в достижении общения с Богом, в духовном совершенствовании, то, конечно, для него самое главное, важное и ценное - это духовные критерии. Как говорит Евангелие: ищите же прежде царствия Божия и правды Его, и остальное все приложится вам (Мф. 6, 33). Так человек должен смотреть на материальную жизнь: все приложится, ведь Господь знает наши нужды и все необходимое нам даст.
Для человека, который живет, чтобы есть, пить и веселиться, духовная жизнь тоже в какой-то мере существует: он знает, что есть Бог, и верит в Бога, но для него евангельские заповеди - это некие скучные обязательства. И поэтому ему скучно ходить в храм, для него это узкие рамки, которые ограничивают его свободу, он этим тяготится. И человек начинает отступать от евангельских заповедей. Тогда он теряет конечную цель жизни.
Христианин же, для которого знание Бога - главное, постарается жить и все исполнять так, чтобы насколько возможно приблизиться к Богу. Это и есть полнота жизни в Боге, т. е. духовное совершенство, полнота богообщения, полнота видения Бога. Это бывает тогда, когда человек старается исполнять евангельские заповеди изо всех своих сил, как можно более полно.
Ветхий Завет тоже говорил о любви к Богу, а Новый Завет разъясняет: кто любит Меня, заповеди Мои исполнит; не любящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14, 23-24). И чем больше человек любит Бога, чем больше человек жаждет общения с Богом, тем тщательнее он старается исполнять евангельские заповеди. В апостольских посланиях Бог называется Наполняющим все во всем (Еф. 1, 23). И когда человек достигает полноты духовной жизни, тогда до конца раскрывается человеческая личность.
- Для чего вообще создан мир, для чего Богом создан человек?
- Святые Отцы Православной Церкви дают ответ на этот вопрос. Ответ, конечно, очень глубокий, потому что как мир велик, так бесконечны Божии замыслы, судьбы Божии. Святое Писание говорит: Все создал Бог Себя ради (Прит. 16, 4). Если человек делает что-то ради себя, мы такого человека называем эгоистом; но Бог - не человек, Бог есть Любовь, и Он все создал ради Любви, чтобы Его любовь раскрылась во всей полноте. Человека создал Бог именно для того, чтобы явить ему полноту Своей любви, излить на него богатство Своих дарований, Своей благости. Бог создал человека для того, чтобы Ему было кого любить, а мир создал уже в подарок человеку. Из книги Бытия мы видим, что мир создан для человека, все творение Божие создано для человека, чтобы человек здесь был хозяином, чтобы он здесь правил. Поэтому Адам нарекал животным имена, и все, на небе и на земле, должно было принадлежать людям.
- Мы говорили о мирском понимании идеальной жизни: когда у человека все есть, все хорошо, его все любят, с ним все дружат. Так, может быть, все это Господь подарил человеку и это и есть нормальная жизнь?
- Нормально - это когда вместе с миром, который создан Богом, который дан человеку, человек любит еще и Подарившего этот мир и понимает, что мир есть Божие творение, понимает любовь Подарившего. Ведь принимая какой-то подарок, мы понимаем, что важен не столько подарок, сколько внимание, любовь человека, приготовившего этот подарок. А что происходит с человеком неверующим, материалистом: он любит мир, любит это вещество, а Творца мира забывает и совершенно Его не почитает, т. е. не исполняет законы Божии, которые даны Богом, чтобы правильно пользоваться Его творением. Это вопиющая несправедливость - забыть Сотворившего!
Христианство не отметает материальную жизнь, но одухотворяет ее. Посмотрите: Церковь освящает любые события в жизни человека. Первое чудо Господь совершил на брачном пире, Церковь освящает брак. Церковь освящает все в жизни: есть чинопоследование освящения корабля, освящения плодов, освящения воды. Когда человек правильно подходит к жизни, его жизнь освящается Богом. Тогда мир, его красота не заграждает от человека Бога - это правильно, тогда человек вкушает плоды земли и вместе с тем славит Творца. Поэтому, как говорит апостол, все, что вы ни делаете, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию (1 Кор. 10, 31).
Есть в Церкви Таинство брака и есть жизнь монашеская. Бог благословил и то, и другое. И когда человек с благодарностью все принимает, вкушает от плодов земли, тогда ничего предосудительного в этом нет, и все гармонично, и человек чувствует мир в своем сердце и радость в своем доме, и когда люди так живут, тогда во всем бывает мир.
- Возможно, Вы были правы: редко можно встретить действительно счастливого человека, имеющего самое ценное: веру в Бога, любовь к Богу, и наряду с этим земное благополучие. Сейчас очень много людей несчастных, у которых нет ни любви, ни истинной жизни. Как должен вести себя человек, когда случается горе? Как должны складываться отношения человека с Богом в периоды несчастий, когда положение кажется безвыходным?
- Господь в Евангелии говорит: кто не несет креста своего, не последует Мне, не может быть Моим учеником (Лк. 14, 27). Скорби, крестоношение - это непременная обязанность христианина, непременная принадлежность его жизни. Если бы не было скорбей, если бы Бог не напоминал нам о том, что есть высшая справедливость, что есть другая правда, то мы так и потонули бы в своей человеческой правде, в своем понимании мира и жизни. Ведь человек, как правило, ставит во главу угла себя, и измеряет жизнь не Евангелием, не Божиими замыслами, а своими.
Еще Ветхий Завет говорит, что от юности преклоняется сердце человека на злое (Быт. 8, 21). Это факт: все мы грешные, падшие люди, и поскольку мы причастны греху, то, желая или не желая, совершаем зло в той или иной мере; вслед за злом является страдание. Грех - это, пожалуй, единственная причина страданий, которые есть на земле. Если бы не было греха, на земле был бы рай,- до грехопадения на земле и был рай. Но стоило Адаму и Еве согрешить, тут же начались их страдания.
Бог - это не каратель. Он исправляет Свое создание; поэтому славянское слово "наказать" означает "научить". И если христианин смотрит на постигающие его скорби как на Божие напоминание о недостатках, тогда он старается исправить их, старается найти причины их в своих грехах, а не в каких-то обстоятельствах или в немощах людей, которые его окружают. Тогда человек постепенно начинает смотреть на скорби и на все, что с ним случается, правильно, ибо в жизни своей дает место Богу, Божией справедливости, Божию Промыслу. Тогда он благословляет Бога за скорби и благодарит Его.
|