Предисловие для православного читателя
Посвящается друзьям моей юности, с которыми мы искали
Истину.
В современных православных изданиях часто затрагивается
тема отношения христианина к современной культуре. Вопрос, на первый
взгляд, второстепенный, в действительности является немаловажным. Решить
его необходимо для того, чтобы ответить на более глубокие вопросы – о
месте христианина в современной жизни и современной цивилизации.
К великому сожалению, большинство современных
православных изданий, признавая положительной культуру классическую,
национальную народную культуру, напрочь отметают культуру современную, во
всех ее видах и проявлениях, считая ее порождением разлагающегося
секулярного техногенного общества. Их авторы, искренно приняв Православие,
но не успев еще стать церковными людьми, оставаясь неофитами, намереваются
заполнить образовавшийся "идеологический вакуум". Не совсем понимая, что
говорят, берутся за темы, в общем-то им не знакомые. Между тем, христианин
настолько имеет право публично высказывать свои взгляды, насколько он
освободился от предрассудков. В аскетической литературе предрассудки
называются "мнениями". Святые Отцы Православия говорят, что, пока человек
имеет "мнения", истиной он обладать не может. Образ мыслей, основанный на
мнениях, преподобный Исаак Сирин называет "ведением душевным". "Легче
избавиться от пут и уз железных,-говорит св. Исаак,– чем от ведения
душевного".
Иногда современную культуру, в частности, рок-музыку
пытаются критиковать маститые протоиереи и архимандриты, как правило,
старшего поколения. Вряд ли кто-нибудь из них основательно знаком с
предметом критики, а если и знаком, то большей частью, выборочно, далеко
не с лучшими произведениями, часто путая рок-музыку с дешевками типа
Майкла Джексона и ему подобных. Эти пастыри обличают рок-музыку больше с
чужих слов, что сразу же видно при анализе "антироковых" статей: ни одного
нового факта, ни одной живой мысли, все надуманно.
Те и другие авторы слишком легко решают проблему
отношения православных христиан к современной культуре. Ничтоже сумняшеся,
ее всю целиком голословно называют порождением диавола и одним из видов
сатанизма. Вопрос решен!
Давайте теперь посмотрим на последствия такого решения.
Прежде всего, это неправда. А любая ложь, даже когда человек невольно
заблуждается, отвращает от всего, что он говорит, даже если остальное –
правда. По причине этой лжи Церковь теряет миллионы душ, в основном,
молодых, которые могли бы стать подлинными ее членами, глубоко верующими
людьми, могли бы проповедовать христианские убеждения своим сверстникам и
тем самым ощутимо повлиять на современную молодежную среду. "Обличители"
современной культуры, отталкивая молодежь от Православия, не берут ли на
душу грех? И эта ошибка не маловажна, так как ее последствия затрагивают
слишком многих людей.
Для церковного человека, может быть, не составит
большого труда в случае необходимости отказаться от таких радостей, как
например, музыка или другое искусство, но для людей ищущих и пока не
пришедших к Церкви, это серьезная проблема, так как искусство и музыка
являются частью их жизни. Когда для человека Православие становится самым
главным в жизни, отношение его к искусству, естественно, меняется.
Духовное вытесняет душевное. Но раньше времени заставлять выбросить записи
любимых групп, это все равно, что резать по живому, а говоря языком
Евангелия, налагать бремена неудобоносимые (Лк. 11; 46). Нередко молодые
люди, не имеющие никакого духовного опыта, будучи вынуждаемы старшими
выбирать между Православием и современной культурой, между Церковью и
рок-музыкой, увы, выбирают рок-музыку...
Нельзя винить молодежь в том, что она не умеет, не может
отличить мнения отдельных людей, хотя и облеченных священным саном, от
учения Церкви. Отрицательное отношение к современной культуре и рок-музыке
в церковной среде стало уже как будто само собой разумеющимся и едва не
выдается за учение Церкви. А между тем музыканты "хотели бы видеть
священника, с которым могли бы говорить на одном языке" (Б. Гребенщиков)
(Борис приезжал в Оптину пустынь в начале 90-х годов и выражал желание
поговорить с автором настоящей брошюры. В силу некоторых причин Господь не
привел нам встретиться. Видимо, "поговорить на одном языке" мы бы тогда не
смогли. Жаль! Надеюсь, что Борис встретит когда-нибудь такого священника,
по всему его творчеству чувствуется, что он искренно желает такой
встречи.).
Не на языке буквы, сухих догм и бесконечных моралей, с
человеком, который будет говорить "с тобой, а не тебе", не будет осуждать
и поучать свысока. Молодежь винить нельзя, а вот людям старшего поколения
вряд ли простительно рассуждать о том, чего они не знают. Кто соблазнит
одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили
ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18;
6).
Еще одна отрицательная сторона этого заблуждения. Многие
молодые люди хотели бы связать свою жизнь с Церковью. Может быть, хотели
бы поступить в духовные учебные заведения, чтобы впоследствии принять
священный сан, искренне послужить Церкви. Однако, зная отношение к
рок-музыке и современной культуре большей части руководства современных
духовных школ, они не решаются сделать этого, так как придется оставить
то, что для них пока еще дорого. Таким образом Церковь теряет неплохих
пастырей.
Мне могут возразить, что священник, слушающий рок-музыку
или посещающий выставку абстрактного искусства, не может быть "добрым
пастырем". Не соглашусь. Чем хуже духовное лицо, слушающее композиции
группы "Pink Floyd", такого же священника, но слушающего Бетховена или
Вагнера? Почему же первое недопустимо, а второе похвально? Или чем
"Картинки с выставки" Мусоргского в электронном исполнении группы
"Emerson, Lake and Palmer" хуже, чем в исполнении симфонического
оркестра?
На наш взгляд, современный пастырь должен быть не только
грамотным в богословских науках, но и образованным в науках светских;
должен не только знать классическую культуру, но и обязательно разбираться
в культуре современной, иначе его проповедь в современном мире, давно
вышедшем за рамки классики, не принесет плода.
Некоторые опасаются, что снятие запрета с современной
культуры приведет Церковь к модернизму и искажению культуры православной.
Вряд ли с этой стороны существует опасность. Сама по себе светская
культура и музыка – ни добро, ни зло; они, по сути, душевны. Добром или
злом делает их произволение людей, которые могут превращать культуру в
орудие возбуждения страстей, а могут использовать для воспевания
прекрасного Божиего творения. Православная культура существует веками,
столько же, сколько существует Церковь. Она создана праведными людьми при
участии благодати Святаго Духа, и хранима Им. Являясь отражением небесной
красоты, эта культура не может идти ни в какое сравнение с шедеврами
культуры светской, земной. Культура духовная и культура душевная – две
разные области. Они всегда существовали и будут существовать, не
смешиваясь, но оказывая взаимное влияние. Невозможны концерты рок-музыки в
православном храме, как это стало уже обычным на протестантском Западе.
Однако проповедь православного священника на рок-концерте не неуместна, и
рано или поздно она там прозвучит.
Нападки некоторых представителей Церкви на рок– музыку
естественно приводят к попыткам защититься. Рок-музыканты начинают
высказываться неуважительно по отношению к Церкви. В общем-то, их можно
понять. Многие из них, будучи русскими людьми и считая себя православными,
вдруг слышат обвинения в сатанизме и занятиях черной магией, что им и в ум
не приходило. Конечно, им обидно! Отсюда возникают тексты про священников,
у которых "под рясой кэгэбэшный погон". Прежние гонители рок-музыки – КГБ
– и нынешние – Церковь – начинают в их сознании связываться между собой.
Все это слушает многомиллионная аудитория. В сознании молодых возникает
негативный образ православной иерархии.
В действительности же Церковь больше всех в нашей стране
подвергалась длительным кровавым гонениям со стороны НКВД-КГБ. У нее
гораздо больше точек соприкосновения с неформальной культурой, чем
различий, потому что назначение того и другого – поиск Истины. Тех, кто
последователен в этом поиске, неформальное искусство и рок-культура рано
или поздно приводят в Церковь.
Кто же виноват в противостоянии? Рок-музыканты ли и
художники? На наш взгляд, больше виноваты "ревнующие не по разуму"
невежественные батюшки, развязавшие конфликт. Для самих же рок-музыкантов
такой конфликт глубоко трагичен, так как их почему-то заставляют выбирать
между Христом и творчеством. Выбор искусственный, навязанный, так как для
многих из них рок-музыка стала путем ко Христу.
А ведь могло быть иначе. Опыт показывает, что музыканты,
ставшие церковными людьми, начинают писать прекрасные, глубокие песни о
Боге, которые не менее интересны слушателям, чем любая другая музыка. Их
вера становится убедительным примером для почитателей их таланта. Когда
певец начинает петь о Боге и вечности, это побуждает задуматься о том же и
тех, кто его слушает.
* * *
Я хорошо понимаю, что настоящая брошюра будет воспринята
весьма неоднозначно. Прежние мои публикации были, как правило, подписаны
псевдонимом. В данном случае я намеренно подписываюсь полным именем,
поскольку за свои слова нужно отвечать. Предвижу обвинения, много критики,
впрочем, уже известной. Но надеюсь найти в церковных кругах многих людей,
которым эта тема небезразлична, и которые меня поддержат. Ведь на дворе
уже XXI век, а не XIX. Проповедь Православия никогда не была простым и
легким делом. Пути человека к Богу порой витиеваты и извилисты, любые
стремления упростить их, сделать гладкими и "правильными", искусственны и
неисполнимы. Ведь и Спаситель повелевает оставить девяносто девять овец,
чтобы спасти одну заблудшую душу (Лк. 15, 4-7).
Намереваюсь продолжить исследование взаимоотношений
Православия, неформальных молодежных движений России и культуры
андерграунда. В дальнейшем планируется выпуск брошюры "Хиппи в России
70-х: путь молодых к Богу" а также интервью с известными рок-музыкантами.
Надеюсь, что эти работы помогут кому-то найти в Православии Истину и
жизнь.
Иеромонах Сергий. Рождество Христово, 2002
год.
"Есть большое искусство и малое. Вот малое бывает так: есть звуки и свет. Художник – это человек, могущий воспринимать эти другим невидимые и неслышимые звуки и свет. Он берет их и кладет на холст, бумагу. Получаются краски, ноты, слова. Звуки и свет как бы убиваются. От света остается цвет. Книга, картина – это гробница света и звука. Приходит читатель или зритель, и если он сумеет творчески взглянуть, прочесть, то происходит "воскрешение" смысла. И тогда круг искусства завершается. Перед душой зрителя и читателя вспыхивает свет, его слуху делается доступен звук. Поэтому художнику или поэту нечем гордится. Он делает только свою часть работы...
Люди только убивают слова и образы Творца, а затем от Него полученной силой духа оживляют их. Большое искусство – слово убивающее и воскрешающее (Псалмы Давида), но путь к этому искусству лежит через личный подвиг художника, это путь державы, и один из многих тысяч доходит до цели".
Преподобный Нектарий Оптинский.
|