ТЕРПЕНИЕМ ВАШИМ СПАСАЙТЕ ДУШИ ВАШИ

     Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

Апостол Павел (1Кор. 6, 19-20)

В епархиальное управление часто приходят убитые горем люди – родственники, близкие самоубийц – с настойчивой и неизменной просьбой: отпеть погибшего, умоляют, пишут прошения Владыке. Но подобные просьбы чаще всего невыполнимы, поскольку в Православной Церкви самоубийство – страшное преступление. Души самоубийц лишаются церковного погребения и церковной молитвы. Это хорошо известно всем православным христианам.

В нашем обществе не принято говорить об этом, о людях, наложивших на себя руки стараются не вспоминать... Но самоубийства занимают третье место среди причин смерти (первое – смерть от болезни, второе – от несчастных случаев). По мнению социологов – официальная статистика самоубийств отличается от реальных цифр (примерно в 2 раза), т. к. в нее попадают только явные случаи. Также никем ни фиксируются случаи неудачных попыток ухода из жизни, количество которых в 7 раз больше, чем законченных самоубийств. Каждый год на земле кончают жизнь самоубийством полмиллиона человек. С начала XIX века статистика самоубийств во всех странах мира обнаруживает постоянное и равномерное возрастание и причина кроется в отпадении человека от Бога. Самый низкий уровень самоубийств (от 0,5 до 10 человек в год на 100 тысяч населения) в странах, где традиционно доминирует одно вероисповедание (Греция, Италия,  Филиппины, Албания и Армения); средний показатель (от 10 до 20 на 100 тысяч населения) – в Австралии, США; высокий и очень высокий показатель (свыше 20 на 100 тыс. населения) – Латвия (42,5), Литва (42,1), Эстония (38,2), Венгрия (35,9).

Если в XIX веке в России уровень самоубийств (на 100 тыс. жителей) составлял в 1803 г. – 1,7; 1829 г. – 2,6; 1838 г. – 2,9 (т.е. в год налагали на себя руки от 582 до 1626 человек), то в настоящее время Россия занимает второе место в мире по количеству самоубийств – 37,4 на каждые 100 тыс. человек , а Украина восьмое – 29,4.

Основные причины самоубийств неизвестны; только 18% составляет  душевная болезнь, 1,2% – физические болезни, 19% – страх перед наказанием, 18% – домашние огорчения, 6% – страсти, 3% – денежные потери, 1,5% – пресыщенность жизнью. Самоубийству предшествовали: психическая травма – 52%, конфликты – 48%. Самоубийство – обнажает “изнанку” существующего строя, способно дать определенную оценку происходящим событиям в обществе.

Считается, что болезнь самоубийц – депрессия, до 70% депрессивных больных обнаруживают суицидальные тенденции и примерно 15% из них совершают самоубийства. Поэтому проблема самоубийств – это проблема депрессий.

Депрессия – самый часто встречающийся синдром душевных расстройств. Около 5% населения Земли страдают этой формой психической патологии. До 60% всей психической патологии составляют депрессивные состояния. Депрессия помолодела. Жертвами ее становятся не только люди преклонного возраста, но также и молодежь и даже дети. Состояния уныния, безрадостности, тоски, увы, так свойственны нашим современникам. Сегодня многие считают, что депрессия – болезнь цивилизации, с ее требованиями к жизни, к человеку. Науке многое известно о причинах возникновения депрессивных расстройств, но в среде ученых не принято говорить о грехе. А причиной многих форм болезненного уныния является именно он. Об этом говорят святые отцы, об этом свидетельствует весь аскетический опыт Православия.

Безудержный рост неврозов в наше время порождён не только стрессами и научно-техническим прогрессом с его информационными перегрузками (на что неоднократно указывали исследователи), но, прежде всего, "прогрессом" общечеловеческого грехопадения. Ибо во все времена истории человечества были войны, различные природные бедствия, экономические кризисы. Почему же проблема неврозов стала столь острой лишь в последние времена? Причина одна – в нарастающем безверии, в потере человечеством духовного фундамента, а с ним и истинного смысла жизни.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что современные люди утратили смысл жизни и предаются развлечениям. Христианство же дает простое и вместе с тем изумительно смелое решение вопроса о смысле жизни как отдельной личности, так и всего человечества в целом. Вся природа до человека была лишь послушным орудием в руках Творца. Только человек на вершине лестницы живых существ осознает свое назначение и становится из раба необходимости свободным соучастником Творца в завершении творения. В трудном подвиге, идя вслед за Христом Богочеловеком, он обожествляет самого себя и тем самым созидает и уготовляет свое бессмертие. Поднявшись из праха, он восходит до единства с Источником Жизни – Богом.

Депрессия – это своего рода сигнал души о неблагополучии, бедственном ее положении. Это не плач о грехах. Это грехи вопиют, нераскаянность мучит душу. И демоны нашептывают в ухо: "Все плохо, надеяться не на что, все равно помирать, так лучше сейчас..." При невротической форме депрессивных расстройств связь их с морально-нравственным состоянием человека определяется самая непосредственная. Мучается человек от печали, тоски, страдает, душа его томится.

Истинная причина депрессивных расстройств, как правило, в совершаемых пред тем грехах и беззакониях. Святые отцы считали, что в основе всех душевных страданий лежит гордыня человеческая и другие страсти. Поэтому, чтобы избавиться от невроза, надо всячески смирять себя, считая достойным более поругания, чем похвалы. Большое значение имеет в развитии депрессивного невроза и предшествующая праздность, бездеятельность, пустое препровождение времени. Завышенный уровень требований (притязаний), не осуществившихся в реальной жизни, всегда оставляет в душе чувство неудовлетворенности, печали, горечи, порой неосознанной в своей истинной причинности тоски. Именно уныние и отчаяние могут являться как бы предвестниками этого страшного греха – самоубийства – осознанного лишения себя жизни.

Язычники считали акт самоубийства "смелым" поступком, признаком сильной воли. Но с христианской точки зрения самоубийца не герой, а трус, так как подлинная смелость заключается не в стремлении избежать душевных страданий, неприятностей и несчастий, а в умении мужественно принять и перенести их. Кроме того, древняя мудрость гласит: каждому человеку выпадает в жизни ровно столько страданий, сколько он может перенести – не более того. Нет таких обстоятельств, которые не смог преодолеть с Божией помощью человек, оказавшийся перед трудным сплетением жизненных проблем.

Преступность этого греха состоит в том, что самоубийца возмущается против творческого и промыслительного порядка божественного и своего назначения в нашем мире, произвольно прекращает свою жизнь, которая принадлежит не ему только, но и Богу, а также ближним, и которая дарована ему для нравственного преуспевания, а не злоупотребления ей, отрекается от всех лежащих на нем обязанностей и является в загробный мир непризванным. Самоубийца попирает и естественный закон – "Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее" (Ефесянам 5, 29). Самоубийство, совершенное обдуманно и сознательно, а не в припадке исступления, Церковь признает столь же тяжким грехом, как и отнятие жизни у другого (убийство). Жизнь каждого человека есть драгоценный дар Божий; следовательно, кто самовольно лишает себя жизни, тот кощунственно отвергает этот дар. Налагающий на себя руки христианин вдвойне оскорбляет Бога: и как Творца и как Искупителя. Такое деяние может быть только плодом полного неверия и отчаяния в Божественном Провидении, без воли Которого "и волос с головы вашей не пропадет – терпением вашим спасайте души ваши" (Лука 21, 18-19). А кто чужд веры в Бога и упования на Него, тот чужд и Церкви. Она смотрит на сознательного самоубийцу, как на духовного потомка Иуды предателя, который отрекшись от Бога и Богом отверженный, "пошел и удавился" (Матф. 27, 5). Отсюда понятно, что умышленный самоубийца лишается церковного погребения и поминовения (Номоканон).

Только Творец, давший жизнь, может ее уменьшить или даже совсем отнять. По всему Священному Писанию Ветхого Завета проходит мысль, что жизнь дается человеку Богом: Бог сотворил первых людей, Бог же и наказывает людей бездетностию или награждает чадородием. Значит, кто, получив от Бога жизнь, произвольно лишает ее себя, тот нарушает право Божественной власти и навлекает на себя кары Божественного Правосудия. "Ты имеешь власть жизни и смерти и низводишь до врат ада и возводишь. Человек по злобе своей убивает, но не может возвратить исшедшего духа и не может призвать взятой души" (Прем. Соломоновы 16, 13-14). "Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей" (Второзаконие 32, 39). "Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит" (1 Царств 2, 6).

Святая Библия представляет нам только двух самоубийц – израильского царя Саула и Иуду Искариота.

Когда Саул впал в состояние терзания душевного, подобное помешательству, тогда же прибег он к преступлению – волшебству, тогда же он впал в злобу на людей и отчаяние. Не помешательство, а неверие, греховное своеволие в жизни, отчаяние стали причиной самоубийства Саула, – раненый в войне с филистимлянами, и не желая попасться живым в руки врагов, он пал на свой меч. "Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господам, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа. За то Он[и] умертвил его" (1 Паралипоменон 10, 13-14). Вот приговор, справедливый относительно всех самоубийц прежних и будущих: они налагают на себя руки по причине своих беззаконий, потому что забывают Господа, не ищут Его ни в мыслях своих, ни в жизни.

Таков же Иуда Искариот. "Сатана вошел в сердце Иуды, один из вас (учеников Господа) диавол", так говорится в Евангелии об Иуде. Господь был предан Иудой из-за корыстолюбия, но для нас важно другое. Иуда увидев, к чему привело его предательство – к осуждению Христа на смерть, пошел к первосвященникам, швырнул им деньги и с раскаянием до отчаяния в своем поступке, повесился на дереве. "И когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его"(Деяния апостолов 1, 18).

Апостол Павел осуждал самоубийство. Когда он был заключен вместе с Силою в темницу и из-за землетрясения двери растворились, емничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь" (Деяния апостолов 16, 27-28).

Иисус Христос сказал ученикам Своим (а следовательно и нам): "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его" (Матф. 16. 24-27). "Как мы пришли на свет не по собственному желанию, так точно не имеем права и уйти из него без ведома и воли Того, Кто нас сюда прислал" – писал блаженный Августин.

Не остается никакого сомнения в том, что самоубийство бывает плодом отчаяния, заслоняющего самосознание существования Бога, Его правды и возмездия в загробной жизни. Такое заблуждение, в свою очередь, бывает плодом своеволия человеческого, пристрастия к земле с ее тленными благами, пресыщения этими благами или ожесточения по поводу неимения их.

Причин и поводов к самоубийству столько же, сколько самоубийств. И все эти причины сводятся к тому, что человек, решивший себя убить, перестаёт видеть смысл в своей жизни, даже отрицает его и отказывается от высших её целей. В действительности же человек лишить себя жизни никак не может, он в силах только убить своё смертное тело. Но душу ничем и никак нельзя убить. Лишившись своего телесного сосуда, душа переходит лишь в другое состояние, гораздо худшее, чем то, в котором она была, находясь в теле. Страдая в теле, душа человека может еще облегчать свои страдания нравственно, давая им смысл, и физически (посредством, например, лекарств) помогая телу, но, лишив себя преждевременно тела, душа оказывается после своего выхода из тела в состоянии гораздо более трудном, чем она была в теле и от которого захотела самовольно уйти через самоубийство. Во избежании временного бедствия подвергает себя вечному мучению, во "тьме внешней: там будет плач и скрежет зубов" (Матф. 22, 13). Определив самовольно час своего ухода из земной жизни, самоубийца делает своё горе постоянным. Покой вечной, истинной, бессмертной жизни приходит к человеку не от убийства собственного тела, Богом данного для духовного созревания и приготовления души к вечности. Вечный покой, о котором поёт Церковь в чине погребения, приходит как следствие веры, надежды и любви. Самоубийца перестаёт быть верным сыном своей Церкви. Потому Церковь лишает его церковного отпевания. Да и как отпевать самоубийцу церковным чином? Ведь главная мысль отпевания заключена в словах: "упокой Господи душу раба Твоего – на Тя бо упование возложи..." (ибо он на Бога возложил надежду...). Но произнесенные над самоубийцей эти слова будут звучать неправдой. Самоубийство есть полная измена самому духу христианства, нежелание нести свой жизненный крест. Оно – позорная смерть законченного эгоиста, думающего только о себе, но никак не о других людях, о своей семье и друзьях, о своих обязанностях по отношению к ним.

Если человек, наложивший на себя руки, находился в невменяемом состоянии по причине душевного заболевания, то при погребении и поминовении таких людей совершается полный православный обряд, в надежде на то, что Господь, по неизреченным своим судьбам, может помиловать его. Но каждый такой случай рассматривается отдельно правящим архиереем. Только (по слову митрополита Филарета Московского) благоприлично быть "смиренному" погребению. Торжественность же при погребении самоубийцы святитель строго порицал и считал такое погребение соблазнительным для других. – "Если несчастную смерть хотите украсить погребением, вы готовите оскорбление для смерти благочестивой, равняя с ней несчастную... Назидательно ли увидеть, что худая смерть так же может быть украшена, как и благочестивая? Не соблазн ли это посторонним?.. Мало ли на свете умоповрежденных, которые переносят неприятности своей жизни, и если не хранят сами себя, хранимы бывают Провидением? Не потому ли, что в них прежде вкоренены некоторые благие мысли и чувствования и были в их прежней жизни благие дела, вследствие чего не оставляет их благодать охраняющая? Если же и попускается врагу душ играть жизнью человека, то не потому ли, что не довольно были в нем утверждены прежде начала добра?.." (из писем свт. Филарета Московского архиепископу Тверскому Алексию).

Покушавшиеся на самоубийство и оставшиеся в живых, по смерти своей не лишаются права на христианское погребение. Каково бы ни было преступление члена Православной церкви, но если он раскается, Церковь удостаивает его Причащения перед смертью, а следовательно и христианского отпевания и погребения. Лица, умершие от злоупотребления спиртными напитками к самоубийцам не приравниваются.

Главным виновником человеческих самоубийств является диавол. Далеко не все отдают себе отчет в действиях и проявлениях злых духов, о которых с такой удивляющей силой и ясностью говорит Слово Божие. Большинство самоубийц делают свой последний шаг под непосредственным влиянием духов “человекоубийц искони” (Иоан. 8, 44). Почти всякое самоубийство есть убийство демоном человека – руками самого человека. Человек только безвольно соглашается, невидимо для себя берет грех диавола на себя, сочетается с грехом и с диаволом... А против диавола средство одно – обращение к Богу за помощью. Одно покаянное молитвенное слово, одно мысленное хотя бы начертание спасительного Креста и с верою воззрение на него – и паутина зла расторгнута, человек спасен силой Божией от своей гибели... Только малая искра живой веры и преданности Богу – и спасен человек!

Молитва и пост, то есть воздержанная, трудолюбивая жизнь, по словам Иисуса Христа, – единственные средства для отгнания от себя диавола, с его искушениями и соблазнами. "Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого", – эти слова молитвы Господней должны быть всегда на устах и в сердце того, кто бывает искушаем на самоубийство. Подражайте святым угодникам Божиим, которые трудолюбием и молитвою отгоняли от себя соблазны.

Чтобы избавиться от навязчивой мысли о самоубийстве, надо обратиться к Богу – одному достаточно произнести вслух всесильное имя Господа Иисуса Христа или сотворить крестное знамение – и мысль о самоубийстве, а с нею и опасность его, сейчас же исчезнет. Другой же молится, и все-таки не может избавиться от неотвязного желания покончить с собой. Все дело в том, насколько человек в данное время удален от благодати Божией и от ангела-хранителя своего, насколько близко подступил к человеку диавол. Человеку, которым овладело непреодолимое желание покончить с собой, нужно настойчиво, усердно просить Господа Бога о помощи, чтобы Он возвратил Свои дары, от которых человек в свое время отказался – благодать Божию и ангела-хранителя. Человек должен ходить в храм не раз и не два, а постоянно, он должен обратиться к пастырю Церкви и просить его молитв о себе, прибегнуть к спасительным Таинствам – Покаянию и Причащению, в которых подается людям благодать Божия, очищающая от всякой греховной скверны и нечистоты. Но нередко диавол настолько овладевает человеком, что тому кажется даже некоторым блаженством поскорее покончить с собой: по крайней мере, в своем насильственном прекращении жизни он думает найти вечное успокоение от охвативших его тоски и отчаяния. Тогда всякое старание окружающих отговорить, удержать человека от самоубийства для него будет неприятно; всякую попытку ближних остановить его он будет считать даже неприязнью к себе. В этом случае лучшая помощь – молитва за него Богу и испрашиванием ему высшей помощи. Общая молитва, общее старание родных несчастного вместе со священником, при помощи Божией, приведет к желанной цели, по слову апостола Божия: "Молитесь друг за друга, чтобы (вам) исцелиться" (Иак. 5, 16). Ведь молитву за других, за своих близких Господь Бог охотно принимает, как Он показал это через Своего Сына. Господь наш Иисус Христос по просьбе родных и близких изгонял бесов, исцелял больных и расслабленных...

За сознательных же самоубийц можно молиться только домашней молитвой. Человек, молясь за самоубийцу, не должен причинять самому себе вреда, не так, как нам вздумается и пожелается (дабы вместо благоволения не навлечь на себя гнева Божия), а по наставлению опытных в жизни духовных людей. Преподобный Лев Оптинский за самовольно ушедших из жизни близких или родственников завещал молиться просто, без испытания, предавая сердце свое в десницу Вышнего такими словами: "Взыщи, Господи, погибшую душу усопшего раба Твоего и, аще возможно есть, помилуй! Не постави мне во грех сей молитвы. Но да будет святая воля Твоя!"

Подводя итоги всему сказанному, нужно повторить, что самоубийство, в помешательстве ли оно совершается или в здравом уме, есть следствие, если не безбожия, то неверия в Бога, Его воздаяние за гробом и жизнь бесконечную. Кто не умом только признает существование Бога, но и чистым сердцем чувствует Его близость к себе, тот никогда не подумает о покушении на свою жизнь – благой дар Божий.

Материал подготовил священник Игорь Семенов

Вэб-Центр "Омега" ·
Москва · 2003