Летом 1996 года я изучал жизнь, творения и богословие преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, так как намерен был дополнить программу по Патрологии для III курса Московской Духовной Академии. К сожалению, до сих пор этот святой отец Церкви должным образом не исследовался в нашей Академии.
Обычно работать я ухожу на мансарду, где тише и побольше места. "Спустить" оттуда меня вниз нелегко, даже по срочному вызову. Так было и 15 августа. В этот день я завершал в разделе "Богословие" раскрытие темы: "Молитва (по творениям преподобного Иоанна Кассиана Римлянина)". Начал писать следующий - очередной абзац: "Словами четвертого прошения: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь" испрашивается тот "превосходящий все твари высокою своею святостью" "Хлеб", без которого не..." И здесь
меня как будто бы кто-то остановил и, более того, поднял со стула и повел к лестнице... Каким образом? - Я забыл, как писать слово "невозможно" - слитно или раздельно! (Написал только "не") Но ведь это слово я писал десятки, а, может быть, и сотни раз. К тому же, если у меня бывают, сомненья в правописании, то я ставлю на полях листа вопрос и двигаюсь дальше, чтобы не разрывать уже сложившееся течение мыслей. И никогда сразу не спускаюсь по лестнице, чтобы спросить у жены или посмотреть в словарь, лежащий на кухне. А тут все произошло иначе. И лишь я поставил ногу на верхнюю ступеньку лестницы, как жена мне говорит: "А я только что хотела тебя позвать. Началось выступление по радио Николая Васильевича Маслова, племянника отца Иоанна..."
Выступление Николая Васильевича - лидера партии народного согласия - было коротким (минут 15), но чрезвычайно важным, нужным, интересным. Для меня в нем было открыто то, что партия согласия создана в конце восьмидесятых годов по благословению отца Иоанна (29 июля 1991 г.)... Да, отец Иоанн поистине был старец-праведник!
Сегодня мне вспомнился день погребения отца Иоанна, чудесно совпавший с днем выписки меня из Загорской больницы (за всю жизнь только один раз и был в больнице). Тогда на пути из больницы я зашел поклониться преподобному Сергию - и прошел возле Духовской церкви, где еще лежало тело новопреставленного. Вспомнил и о необычном соединении в обстоятельствах моей жизни двух Глинских подвижников - архимандрита Тавриона и схиархимандрита Иоанна (об этом см. мою заметку: "Глинские подвижники"). И еще: года два тому назад отец Иоанн (именно он) примирил меня с одним человеком. Последнее для меня весьма знаменательно. Конечно, я всегда с благодарностью вспоминаю его как своего рецензента на докторскую диссертацию и сожалею, что имя его не поставили в числе рецензентов при ее публикации.
Глубоко верю, что отец Иоанн, предстоя у Престола Божия, молится за всех нас. И тем не менее я прошу: дорогой батюшка, продолжай молиться за нас, за родную духовную школу, за свою Святую Церковь, за любимую Родину, чтобы мы в своей жизни были подобны тебе, чтобы духовная школа была подлинно духовной, чтобы Церковь наша утверждалась и распространялась, чтобы Отечество наше от края до края стало православным и по вере, и по жизни!
15 августа 1996 г., 22 часа