ГЛABA 19
Определение Шестого и Седьмого Вселенских Соборов касательно св. икон.
Свидетельств за св. иконы из V и VI веков и самих священных изображений дошло до нас столь мало, что самые враги сознаются, что в это время употребление икон было распространено между христианами востока и запада. В 691 году в царствование императора Юстиниана II-го созван был в Константинополе собор, называемый Трулльским (потому что заседания происходили во дворце Трулле). Под определениями этого собора подписалось 213 отцов. Этот собор признается продолжением шестого вселенского собора, бывшего в 680 году против ереси монофезлитов, признававших в Иисусе Христе не две, а одну волю. На этом соборе составлено такое определение касательно изображения Иисуса Христа: "на некоторых честных иконах изображается перстом Предтечевым показуемый Агнец... Почитая древние образы и сени, преданные церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, яко исполнение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представляти по человеческому естеству вместо ветхого агнца, да через то, созерцая Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительные смерти и сим образом совершившегося искупления мира" (правило 82).
В восьмом столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на св. иконы, которое продолжалось при сыне его и внуке. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириною созван был Седьмой Вселенский Собор, на который явились 367 отцов. На нем после обстоятельного рассмотрения вопроса о св. иконах поставлено следующее: "Последующе благоволивому учению святых отец наших и преданию кафолические церкве (вемы бо, яко сия ясеть Духа Святого, в ней живущего), со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и непорочные Владычицы нашея святя Богородицы, такоже и честных ангелов и всех святых в преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающий на оные подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестивый обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение св. отец наших, сие есть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие" [ 1 ].
Хотя спустя 25 лет после этого собора император Лев армянин воздвиг снова гонение на св. иконы, которое продолжалось и при двух преемниках его; но св. царица Феодора в 842 году окончательно даровала победу Православию. С сего времени в продолжение семи столетий во всех церквах востока и запада, даже отступившими от вселенской церкви в V веке армянами и другими отступниками, чтились св. иконы, доколе в XVI столетии Лютер и последователи его не восстали против св. икон.
О непоколебимости и непогрешимости Вселенской Церкви.
Теперь спросим врагов св. икон, если вся церковь в продолжении семи столетий, по их мнению, заблуждалась и предана была тяжкому греху идолослужения и таким образом лишилась Св. Духа, то как это согласить со словами Господа: созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18), и с другими словами: и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20) И еще Господь сказал: аще (брат твой) и церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь (Мф. 18, 17). Как соотносится это со словами св. апостола Павла, устами которого Дух Святый, Дух истины, сказал, что церковь есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15)? Христос, по апостолу, есть глава церкви, есть жених ее, неразрывно с нею соединенный. Может ли такая глава остаться без тела, без членов? Может ли пасть и отпасть от Христа церковь, за которую Он, по апостолу, предал Себя, чтобы представить ее Себе славною церковию, не имеющею пятна или порока, но дабы она была свята и непорочна (Ефес. 5, 23, 25, 27, 29, 32).
Где нет законного преемственного священства, там нет Церкви.
Если церковь поколеблена была силами ада и лишилась благодати и истины через идолопоклонство, то как и откуда явилась спасающая благодать для протестантов и происшедших от них разных сектантов; ибо благодать после апостолов должна переходит от преемников их епископов к последующим епископам друг другоприимательно для сообщения ее мирянам или самими епископами в таинствах или через рукоположенных священников, и при этом нравственные грехи не препятствуют сообщению ими благодати другим; апостол Петр отрекся от Христа, но покаялся и не лишился благодати апостольства и Христос явился ему в первый день воскресения своего; Иуда был тать, но оставался в лике апостолов, доколе сам не лишил себя жизни (Иоан. 12, 6; Марк. 6, 13).
Прочтите восьмую главу книги Деяний апостольских. Вот св. Филипп, рукоположенный не мирянами-христианами, а самими апостолами в диакона (Деян. 6, 6), пошел в Самарию и стал здесь проповедовать об Иисусе Христе; при этом он творил великие чудеса: изгонял нечистых духов, исцелял хромых и расслабленных. Видя это, самаряне приняли от него крещение. Однако св. Филипп, хотя имел уже степень диакона, хотя исполнен был Святого Духа и силою Его творил многие чудеса, не мог преподать Его новокрещенным; ибо преподаяние Святого Духа есть дело высшей степени священства, - апостольской и епископской.
Потому, когда находившиеся в Иерусалиме апостолы услышали, что самаряне крестились, послали к ним апостолов Петра и Иоанна, которые, пришедши и помолившись о них, возложили на них руки и они приняли Св. Духа, который проявлялся в видимых знамениях. Если, по мнению сектантов, и миряне нерукоположенные могут избрать и рукоположить себе пресвитера, то почему не сделали этого самаряне и не поставили Филиппа или другого кого-либо себе в пресвитера? [ 2 ] И в 19 главе книги Деяний апостольских говорится, что когда в Эфесе приняли крещение 12 учеников, то Дух Святой сошел на них только после того, как св. апостол Павел возложил на них руки, и тогда они стали говорить иными языками и пророчествовать (ст. 6).
В других местах Писания говорится о степени пресвитерской; так апостолы Павел и Варнава ставили пресвитеров для обращенных ими ко Христу язычников (Деян. 14, 23). Там, где умножалось число христиан, апостолы ставили епископов, которые управляли только данными им округами и в этих округах ставили пресвитеров, а апостолы ходили всюду для распространения и утверждения веры Христовой. Так, епископ Тимофей рукоположен был апостолом Павлом для Ефеса и, без сомнения, окрестных мест. Потому и пишет ему апостол: напоминаю тебе возгревать дар Божий, который - в тебе через мое рукоположение (2 Тим. 1, 6). Ему дана была благодать и власть рукополагать других: рук ни на кого не возлагай поспешно, писал ему апостол (1 Тим. 5, 22).
Св. Тит был оставлен апостолом с правами епископа на острове Крите, чтобы там довершить недоконченное и поставить по всем городам пресвитеров (Тит. 1, 5).
Епископы производили и суд над пресвитерами, награждали их и наказывали; апостол Павел пишет епископу Тимофею: достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях (1 Тим. 5, 17, 19). Таким образом еще при апостолах существовали три степени священства: епископская, пресвитерская и диаконская. Апостолы и преемники их по разным областям епископы, с умножением новообращенных христиан, не имея возможности ходить во все места для низведения Святого Духа на новообращенных христиан стали освящать миро, то есть, низводить на него Св. Духа молитвою и благословением (1 Иоан. 2, 27; 2 Кор. 1, 21), а пресвитеры соделались посредниками преподаяния Св. Духа через миро прочим христианам. Таким образом до ныне Дух Святой низводится на всех христиан епископами через освященное ими миро. И Он по местам проявляется и ныне в знамениях и чудесах даже и через простых и неграмотных мирян. А где нет епископов законных, преемственно приявших благодать рукоположения от апостолов, там нет Духа Святого, там нет церкви, нет спасительных таинств.
Если для низведения Святого Духа на каждого требуется действие епископа, если для освящения елея для больных требуется действие пресвитеров, как говорит св. апостол Иаков: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, и молитва веры исцелит болящего (Иак. 5, 14); то тем более величайшее таинство причащения, через которое вселяется в нас Христос, могло быть совершаемо и совершалось изначала епископом и не менее, как священником, по благодати, данной ему апостолом или епископом. И если для служения трапезам и раздаяния потребности бедным рукоположены были диаконы самими апостолами (Деян. 6); то тем более необходимо было со стороны апостолов особенное, высшее рукоположение для тех, которым давались право и благодать служить святой трапезе Господней - совершать великое дело претворения св. даров в тело и кровь Христовы. И если ветхозаветные жертвы приносились только первосвященником и священниками, кроме пасхального агнца, закалавшегося отцами семейств [ 3 ]; то тем более истинная жертва новозаветная, преобразованная не пасхальным только агнцем, но и другими жертвами, должна быть приносима новозаветными архиереями и священниками.
Св. Климент, епископ Римский, ученик апостольский, обличая коринфян, восставших против своих епископов, говорит: почитаем несправедливым лишать служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами... И не малый для нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства (1 посл. гл. 44).
Св. Иустин философ и мученик (167 г.), современник св. Поликарпа, ученика Иоанна Богослова, и других мужей апостольских, в первом своем защитительном сочетании или апологии за христиан, поданной римскому императору около 140 г. по Р.X., говорит, что св. дары прелагались предстоятелем церкви (1 Апол. # 65, 66 и 67).
Св. отцы первого Вселенского Собора в 325 году написали (в правиле 18-м): "Дошло до Святого и Великого Собора, что в некоторых местах и градах диаконы преподают пресвитерам евхаристию, тогда как ни правилом, ни обычаем не предано, чтобы не имеющие власти приносити преподавали приносящим тело и кровь Христовы". Святые отцы воспретили это действие совершать диаконам. Вселенскому Собору Первому, близкому к временам апостольским, хорошо известны были предания апостолов и, по свидетельству его, не менее как пресвитеры могли приносить или прелагать Св. Дары. Поэтому у христиан, не имеющих законного священства, причащение не есть истинное причащение; ибо Св. Дары не могут быть преложены в тело и кровь Христовы незаконным епископом или священником, нерукоположенным законным епископом.
Нет у тех христиан и других таинств или они недействительны, кроме крещения, которое в крайних случаях дозволено совершать и мирянам. Почему же признается действительным крещение, совершенное христианином, даже не миропомазанным? По крайнему снисхождению. В крещении человек только очищается от первородного греха и грехов, соделанных им до крещения, только рождается для духовной жизни, а самая духовная жизнь поддерживается через другие таинства, именно, силою Святого Духа, вселяющегося в нас в таинстве миропомазания, и бессмертною пищею Господом Иисусом Христом, вселяющимся в нас в таинстве причащения и, если человек после крещения вскоре умрет, не осквернив себя грехами; то, хотя бы и не принял других таинств, еще имеет надежду спасения; потому между прочим, как можно полагать, и позволено совершать таинство крещения и мирянам в крайних случаях; но, если новокрещенный, не восхотевший принять других таинств, будет жить телом, то умрет духом от новых грехов, тем более, что он не имеет в себе благодатной силы Божией, укрепляющей его в борьбе с грехом, к которому склонна его природа. Как воздух, как свет необходимы для телесной жизни человека, так действие Святого Духа, получаемого в миропомазании, необходимо для духовной жизни человека, и как необходима вещественная пища для поддержания жизни тела, так и Святое Причастие тела и крови Христовых необходимо для поддержания духовной жизни и для бессмертия самого тела (Иоан. 6, 53-54). И где нет Духа Святого и Христа, таинственно вселяющихся в христиан, там, конечно, нет Церкви.
Таким образом все христиане, не имеющие законных епископов и потому не приявшие Святого Духа в таинстве миропомазания, уподобляются упомянутым самарянам, крещенным диаконом Филиппом до приятия ими Святого Духа; а точнее сказать, они гораздо ниже их: те ожидали Святого Духа и приняли Его от апостолов, а сии противятся Ему, не желая принять Его от истинных епископов, или ошибочно думают, что приемлют Его от епископов самозванных и безблагодатных, а некоторые (молокане, штундисты) мнят иметь Святого Духа и без епископов, испытывая якобы на себе действие Его в особенных движениях душевных; но это несомненно или намеренный обман других, или самообольщение, или действие злых духов обольстителей, которые еще во времена самих апостолов старались обольщать даже христиан, принимавших св. таинства, но более совершенные из христиан, обладая даром различения духов, обличали их коварство (1 Кор. 12, 10).
Одним из лучших средств к распознанию влияния злых духов есть употребление знамения крестного, но враги икон не чтут и креста, иные даже поносят его и тем ясно показывают, что не под влиянием Святого Духа находятся. Протестанты же, не имеющие законного священства и не видя среди себя чудес, стали утверждать, что чудеса в наши времена не нужны. Нет! Они очень нужны для обличения неверия и разных ересей и для просвещения язычников и они есть, но там, где Дух Святой преподается всем через законное епископство.
Правда, в Деяниях апостольских говорится (гл. 10), что Дух Святой сошел на семейство Корнилия еще до крещения его, и язычники, слушавшие слово из уст апостола Петра, стали говорить языками им неизвестными, но это было для показания апостолу, что язычники могут быть приняты в церковь Христову без обрезания по закону иудейскому. Это было действие Духа промыслительное. И в последующие времена совершались чудеса Духом Святым над язычниками для обращения их ко Христу; и в Ветхом Завете были откровения будущего царями язычникам Фараону и Навуходоносору. Но иное действие Духа промыслительное, иное таинственное (в таинствах); потому апостол и по проявлении действий Св. Духа через язьтчников дома Корнилиева сочел необходимым крестить их.
Было время, что Бог отверз уста и Валаамовой ослице (Числ. 22, 28). Другой случай: св. диакон Филипп обратил ко Христу и крестил в пустыне евнуха, вельможу царицы Ефиопской, и когда они вышли из воды, пишет св. Лука (Деян. 8, 39), то Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил ангел Господень и евнух уже не видел его и продолжал путь, радуясь. Но в большей части списков книги Деяний апостольских, и притом в древнейших пергаменных, это место читается так: когда же они вышли из воды, Дух Господень восхитил Филиппа и евнух уже не видел его и продолжал путь, радуясь. Если же по первому чтению Дух Святой сошел на евнуха без возложения рук апостольских, то это исключительный случай, потому что евнух не имел, вероятно, возможности возвратиться в Иерусалим и некому было сводить на него в пустыне Св. Духа, а между тем он душою своею уже всецело принадлежал церкви, а не гнушался ею, как разные отступники.
По верованию св. отцов церкви, спасались и те язычники, которые замучены за исповедание Христа, хотя не могли принять и самого крещения, ибо не были допущены до того мучителями. Но Дух Святой не сошел на крещенных самарян, ибо они имели возможность приять Его от апостолов; не сходит и ныне и не проявляется на тех, которые хотя и крещены мирянами, но не принимают миропомазания от законных епископов. Законные же епископы не пресекутся до конца мира, по обещанию Спасителя о своей Церкви, которой врата адовы не одолеют. Если в иудейской церкви священство сохранилось до Христа, несмотря на многочисленные отступления евреев, то тем более сохранится священство новозаветное до второго пришествия Христа. И кто износит хулу на Духа Святого, утверждая, что Его не было во Вселенской Церкви в продолжении многих веков и ныне нет, тот никоим образом Духа Святого не сподобится. Спаситель фарисеям, не могшим отрицать чудес Его, но производившим их от Веельзевула, сказал: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа Святого не простится человекам (Мф. 12, 31).
Тяжкой ответственности перед судом Божиим подлежат и те, которые нарочно и упорно смежают очи свои и, не уступая самим фарисеям в упорстве, не хотят видеть знамений и чудес в Православной Церкви, через которые Дух Святой всегда являл и доныне являет присутствие свое в ней. И русская церковь доселе полна благодати Святого Духа. В ней христиане, даже неграмотные, по местам совершают знамения и чудеса силою Св. Духа, преподанного им епископами через святое миро при посредстве священников. Тот же Дух Святой совершает в ней знамения и чудеса через св. иконы и мощи; потому что русская церковь имеет законных епископов, которые, во-первых, получили благодать Святого Духа через греческих епископов от самих апостолов и епископское рукоположение у нас не пресекалось; во-вторых, русские епископы сохранили и сохраняют учение Св. Православной Веры во всей чистоте, а таинства преподают во всей полноте, по установлению Вселенской Церкви православной [ 4 ].