ГЛABA 21
Чудеса от св. икон после 7-го Вселенского Собора.
Весьма много чудес от св. икон совершилось после вселенского седьмого собора до наших дней, - в продолжении тысячи ста двадцати лет. Укажем только на весьма немногие из них за трудностью описать все известные нам, для чего потребовалось бы составить большую книгу.
Августа 29-ого в 892 году в женской обители города Солуня скончалась великая подвижница Феодора Солунская, память которой празднуется 5-го апреля. Жизнь и чудеса ее несомненно описаны современником ее [ 1 ]. Спустя 11 дней после кончины ее из лампады, которая повешена была над гробницею ее, стал в обилии изливаться благоухающий елей, как изливается вода из кипящего сосуда. Молва об этом разнеслась по городу и сбежалось множество народа, так что монастырь не мог вместить всех. Под ломпадою поставили сосуд для принятия елея и "он, говорил жизнеописатель, изливается доселе; кто же не верит этому, пусть будет очевидцем чуда, как и я; и да не неверует словам моим".
Живописец Иоанн, не видавший святой и не бывавший в монастыре, где она жила, видит себя во сне, как бы он находится у гроба ее, а от лампады истекает елей в глиняный сосуд. На утро он пришел на рынок и встретился с знакомым ему человеком, а тот повел его в монастырь Феодоры, чтобы там поставить икону первомученика. Взошедши в монастырь и в церковь, живописец понял свое видение, в точности соответствовавшее действительности, и рассказал об нем.
На другую ночь он увидел, как бы он изображал преподобную Феодору на иконе; тоже повторилось и в следующую ночь. В этом он увидел Божие изволение, чтобы написана была икона ее. Он изобразил ее с великим усердием и благоговением такою, какою она являлась ему в видениях, не спросил никого об ее виде и чертах лица и с Божиею помощию написал ее точно такою, какою она была в своей молодости. Богу угодно было явить, какою она обладала красотою, когда отреклась от мира. Спустя некоторое время и от честной иконы ее, от ладони правой руки стал истекать благоухающий елей и под нее поставили сосуд для принятия его. Разнеслась опять весть об этом по городу и сбежались многие, неся больных, и все исцелялись: параличные, бесноватые, прокаженные и другими болезнями страдавшие.
Один человек, по имени Илия, родом амаликитянин, верою иконоборец, несмотря на убеждения священников и мирян, не обращался в православную веру. В один день встретил его знакомый, по имени Феодор, который имел великое благоговение к преподобной. Дабы привести друга своего к благочестию, он рассказал ему о различных чудесах, которые совершаются через миро, истекающее от иконы преподобной. Илия умилился сердцем и сказал: пойдем, я посмотрю на эту икону и, если ты говоришь правду, я отрекусь от веры отцов моих. Пришедши, он увидел святой елей, истекающий от иконы, и заплакал, пав лицом на землю, и, вставши, помазал миром место своей ноги, в котором была страшная боль и внезапно получил исцеление. Возблагодарив Бога, оно облобызал икону преподобной и обратился в православную веру.
Впоследствии миро изливалось от мощей ее - от левой ноги. Иеродиакон Троицкой Сергиевой Лавры Зосима, путешествовавший на восток в 1420 году, свидетельствует в дошедшем до нас описании его путешествия, что он сам видел, как миро истекало от левой ноги преподобной и к тому месту подставлены были сосуды, самые одежды ее пропитывались миром и каждый год снимались и раздавались верным на освящение и надевались вместо их новые: "она же лежит, аки жива суща. И сия вся сподоби мя Христос видетии поклонитися".
В 944 году по Р. X., как мы уже видели, совершилось много чудес от нерукотворенного образа Спаса во время перенесения его из Едессы в Константинополь, и в самой сей столице во время крестного хода на глазах всех исцелен через сию икону расслабленный ногами, как пишет современник этих событий.
В конце десятого столетия св. равноапостольный великий князь Владимир озарил Россию светом христианской веры. Много, очень много и в ней совершилось чудес от св. икон, особенно же от икон Божией Матери. В 1853 году издана большая книга под названием: Слава Пресвятые Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Вторая половина ее посвящена описанию чудотворных икон Богоматери в России. Описано в ней более ста сорока св. икон Божией Матери, которые прославлены чудесами; но в той книге описаны еще не все чудотворные иконы Богоматери, известные в России,, а некоторые явились вновь после издания книги. В одной Москве находится не менее 20-ти чудотворных икон Богоматери. Описано в сей книге много и чудес, совершенных через иконы Богородицы.
Чудотворные крест и икона Богоматери Ржевские.
Духовные и гражданские власти в России еще в древние времена относились с особенным вниманием и осторожностью к делу признания св. икон чудотворными; ими производились точные дознания и следствия о чудесах от икон, вновь являвшихся. Так в 1539 году в Оковецкой волости, в Ржевском уезде, ныне в Осташковском уезде, Тверской губернии, в дремучем лесу на городище Цыршенском [ 2 ] объявились чудесами крест и икона Божией Матери с Богомладенцем на левой руке; на той же стороне иконы изображен был и святитель Николай. На этом месте слышан был звон, от икон виден был свет, а также видели дивного всадника на коне и в продолжении одной недели совершилось 27 исцелений. Инок Стефан отправился в Москву с описанием этих чудес. Митрополит задержал его у себя, запретив ему выходить из дома, и составил по сему делу совет из епископов и архимандритов. В это время с городища прибыл в Москву священник Григорий с лучшими из прихожан Оковецкой волости и принес описание 15 исцелений, кроме 27, записанных иноком Стефаном. Митрополит, прочтя список, прослезился, перед обедом пошел к царю Ивану Васильевичу и представил ему инока Стефана и священника Григория. Царь и бояре долго расспрашивали их и решено было послать для исследования на месте. Царь послал Феодора Палицына, а митрополит - Благовещенского священника Григория. Между тем знамения и чудеса от креста и иконы продолжались.
Посланные для освидетельствования прибыли на место, с намерением сделать подробный и строгий обыск. Но Богоматерь избавила их от долгого труда. В самый день прибытия их на городище 170 человек получили исцеление, а ночью еще 42 человека. Посланные описали, что видели и слышали, освятили воду, и с донесением и святою водою от чудотворных иконы и креста послали к царю священника Неклюда Остафьева. Царь, по совету с митрополитом и боярами, повелел на том месте, где явился крест, воздвигнуть храм происхождения честных древ, а на месте явления иконы Богоматери поставить храм Одигитрии с пределом во имя св. Николая чудотворца, заповедав срубить те деревья, на которых явились икона и крест, и над пнями их поставить престолы сих церквей. При освящении храмов, на утрени исцелены были четыре человека, Кроме того еще три княгини получили исцеления от этой святыни.
Царь пожелал видеть Ржевскую икону [ 3 ] и крест и послал за ними дьяка Афанасия Курицына и Новинского игумена Исаию. Икона и крест подняты 26-го декабря 1540 года. На пути в Ржев 9 человек получили исцеление, в селе Рождественском под Москвою исцелена одна боярыня. Иконы прибыли в Новинский монастырь 9-го января [ 4 ]. Здесь встретил святыню царь и митрополит с освященным собором. Митрополит сам взял икону Богоматери, Новинский игумен Исаия - крест и внесли в новосозданные храмы во имя Ржевской Богоматери с пределами честного креста и св. Николая чудотворца; церкви тогда же были освящены, а икона и крест перенесены в Успенский собор. Велико Божие милосердие было от чудотворных икон и на Москве, но не так, как на том месте, где они явились, иконы отпущены с крестным ходом из Москвы 11-го июля. Через неделю икона и крест прибыли на свое место в городище и тогда же 17 человек получили исцеление, на другой день 4, на той же неделе еще 6 человек, нам зрящим, заключает составитель сказания.
В Москве в церкви, построенной на Тверской улице в память принесения иконы и креста, оставлен список с иконы Богоматери и учрежден был туда ход 11-го июля, в день обратного провожания их. Достоверность этих событий и описания очевидцем не подлежит сомнению. Кроме того современный летописец внес в летопись под 1540 годом краткое сказание о принесении из Ржева св. креста и иконы в Москву [ 5 ].
Явление Казанской иконы богоматери.
Не менее замечательно также по чудесам и ясным доказательствам достоверности сказание об явлении Казанской иконы Божией Матери в том же шестнадцатом столетии. Казань, столица магометанского царства, пала в 1552 году после упорного сопротивления перед грозным русским царем Иоанном Васильевичем. Быстро стала распространяться в этой стране св. вера при первых святых архипастырях Казанской церкви Гурие и Германе, которые наделены были великими дарованиями и природы и благодати, но при их преемниках, скоро следовавших один за другим, успехи веры стали ослабевать.В 1579 году 23-го июня Казань, по Божию допущению, много пострадала от страшного пожара. Последователи Магомета видели в этом гнев своего бога за утверждение в их городе христианской веры. В это время Господь даровал православной церкви чрезвычайную помощь преславным явлением иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Событие это описано очевидцем его пресвитером, впоследствии митрополитом Казанским и наконец патриархом Московским, Гермогеном. Не далеко от того места, где начался пожар, стоял дом одного стрельца и в этот пожар сгорел. Прежде чем стрелец начал строить новый дом на своем пепелище, десятилетней дочери его Матроне стала являться икона Богоматери во сне. В первый раз икона Богоматери явилась ей в том же месяце июне и Богоматерь велела сказать воеводам и архиепископу, что икона ее находится в земле на том месте,, где был дом отца ее. Дочь сказала о видении своей матери, но та не обратила на этот сон внимания. Видение девице повторялось, но мать по-прежнему оставляла без внимания рассказы дочери. Наконец девица во время сна в полдень сверхъестественною силою перенесена была на средину двора; здесь она увидела икону Пресвятой Богородицы, от лица которой исходили огненные лучи столь страшные, что Матрона думала, что будет сожжена ими. Вместе с сим от иконы раздался грозный голос: "если ты не поведаешь глаголов Моих, Я являюсь в другом месте, но ты будешь болеть, доколе не лишишься жизни". Пораженная сим девица долго лежала, как мертвая. Очнувшись громко стала звать свою мать и рассказала о явлении. Обе отправились к правителям города и архиепископу, но им не поверили. Это было 8-го июля. Возвратившись домой, мать и другие стали копать землю на показанном девицею месте, копали долго и изрыли все место, но ничего не нашли. Девица взяла заступ и начала с другими рыть место, бывшее под печью дома,, и вот на глубине двух локтей в двенадцатом часу дня открылась икона Богородицы с Предвечным Младенцем, завернутая в рукав ветхой суконной одежды вишневого цвета, светлая, без порчи красок, как будто вновь написанная. Обретенная икона, сопровождаемая архиепископом Иеремиею с крестным ходом, при колокольном звоне, перенесена сперва в ближайшую Никольскую церковь. Нес ее священник, впоследствии патриарх Московский Гермоген, описавший явление ее. "И припадох, говорит он, к Богородицыну образу и потом поклонихся архиепископу и благословение испросих, о еже бы повелел взяти ми причудную Богородицыну икону, архиепископ же благослови мя и повел взяти ми... и идох со иконою в близ сущую ту церковь святого Николы, иже зовется Тульской". По совершении в Никольской церкви молебствия, св. икона несена была в Благовещенский собор. На пути ею исцелен слепец Иосиф, который уже три года ничего не видел. По принесении ее в собор исцелел другой слепец Никита. Так в виду всех начались чудотворения притекающим к сей св. иконе. Покоритель Казани царь Иоанн Васильевич, получив описание явления и чудес иконы и список с нее, повелел на месте явления ее устроить женскую обитель и здесь поставить чудотворную икону Владычицы. Девица Матрона, обретшая святыню, постриглась с именем Мавры и впоследствии была сделана настоятельницею монастыря. Краткое сие наше сказание составлено по древнейшей рукописи, хранящейся в Московской Синодальной библиотеке (N 982), которая признается подлинным рукописанием самого Гермогена [ 6 ]. Во всяком случае несомненно, что описание явления этой иконы и 16 чудес от нее составлено Гермогеном в 1594 году при жизни современников и очевидцев события и дошло до нас в неповрежденном виде, как доказывают и другие древние списки этого описания между собою вполне согласные.