ГЛABA 23
Исцеления от икон Богоматери:
Дивногорской.

     Крайне замечательно исцеление, совершенное через Дивногорскую икону Божией Матери в 1863 году. Крестьянка Воронежской губернии, Бобровского уезда, слободы Бутурлиновки Евдокия Иванова Семерина по выходе замуж заболела лихорадкою, которая не оставляла ее 15 лет. После одного нехорошего сна у нее проявилась такая жажда, что все тело от воды опухло и сделалось как склянка, нельзя было есть почти ничего. Не раз она приговорена была к смерти; к тому же, когда вырывали у нее больной зуб, то рот перекосило, левый глаз повредился и лицо изуродовалось. Но, вспомнив совет покойной своей матери прибегать всегда к Царице небесной, она долго молила Божию Матерь избавить ее от болезни, и вот во сне в ту же ночь было ей такое видение: будто она ходит по каким-то высоким меловым горам, между больших столбов; потом очутилась в пещере, из которой не находила выхода, пока какая-то черница не взялась вывести ее и не указала ей дверь. Но лишь только дверь отворена была ей на половину, на противоположной стороне комнаты она увидела икону Божией Матери, которая была в сиянии, богато украшена и вся в цветах. При этом черница, стоя за спиной у нее и указывая на икону, сказала: проси Дивногорскую Владычицу. Видение это глубоко запечатлелось в памяти больной, но имя иконы было при пробуждении забыто. После многих расспросов и хождений по разным местам, одна черница указала ей на Дивногорский монастырь. Придя туда, она увидела местность и самую икону в том виде, как представились ей во сне. Служили молебен Царице небесной; после молебна больная приложилась к иконе и в тоже время почувствовала облегчение от болезни. Сильная боль головы и глаза унялась, шум и стреляние прекратились, глазом она могла видеть ясно, челюсти сошлись и стали на своем месте, говорить стала свободно, лицо исправилось, лихорадка миновалась, позыв на воду прекратился, есть стала все. Болезнь прошла совершенно. Это событие описано духовным отцом исцеленной протоиереем Иаковом Пахомовым, а Воронежским архиепископом Иосифом сообщено для напечатания в "Душеполезном чтении"  [ 1 ].

     Замечательно также бывшее 30-го июня 1863 года исцеление страдавшей беснованием Петербургской купеческой вдовы Глафиры Ив. Артамоновой, которое подробно описано в книжке о чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери  [ 2 ]. Исцеленная сама признала свою болезнь беснованием не устыдилась для славы Божией огласить исцеление от нее через полное описание его.

 

Утешения в скорбях.

     В 1863 году 15-го ноября в город Слободской Вятской губернии прибыл с Афонской горы из русского скита св. апостола Андрея Первозванного для сбора иеромонах Паисий и принес с собою: а) небольшой серебряный позлащенный крест с частию древа честного и животворящего креста Господня и б) икону Божией Матери, именуемую "Утешение в скорбях и печалях". От сей иконы совершились великие чудеса: 1) ученик живописца того города Владимир 18-ти лет, сын бывшего священника, Николая Неволина, а в то время иеромонаха Неона, шесть лет не владел языком, потому что не хотел исполнить видения, бывшего наяву. По молитве перед святою иконою Афонскою мальчик облобызал ее и заметил на языке и во всем теле необыкновенное ощущение теплоты и, пришедши в свою комнату, начал говорить свободно. Это событие подтверждено многими, подписавшимися под описанием его, и в заключение отец написал: "Сын мой Владимир, получивший ныне исцеление, шесть лет до сего времени действительно был нем; в том свидетельствую по священномонашеству отец его - Вятского Успенского Трифонова монастыря иеромонах Неон". 2) Дочь умершего причетника Д. Ф. Овчинникова, девица Параскева 27-ми лет, с самых малых лет была косноязычна и могла произносить слова только с большим усилием и скрежетом зубов. По молитве перед иконою Божией Матери стала говорить бойко, нимало не заикаясь, без всяких конвульсий в лице. 3) Слободской 2-й гильдии купец Иван Троф. Распопов, с малых лет страдавший головою, так что под старость по нескольку недель сряду не мог приподняться с постели после молебна перед Афонскою иконою Божией Матери исцелился от болезни. 4) Крестьянин Слободского уезда деревни Сверчковской Н. Я. Воронцов после молитвы перед тою же иконою и после причастия св. Тайн исцелился от паралича, который лишил его употребления рук и ног. Сии и еще другие четыре исцеления, бывшие в тоже время от той же иконы, описаны в "Страннике" (1864 г. апрель).

 

Иерусалимской.

     В 1866 году по случаю холеры поднята была икона Божией Матери, именуемая Иерусалимскою, находящаяся в Измайловской богадельне, и обносима по селениям подмосковным. Холера после того прекратилась в селах: Коломенском и Дьякове, также в Садовой слободе; в деревне Ногатине после посещения иконы умер только один 66-летний старик, тогда как до этого умерло 30 человек.

     Сентября 23 в селе Дьякове получила исцеление от св. иконы семилетняя слепая девица Елисавета, дочь крестьянина села Сабурова Сергея Андрианова Кокина. Отец и мать принадлежали к раскольнической поповщинской секте. Елисавета ослепла от золотухи на 5 году от рождения. Лекарства врачей не помогли. Мать, хотя и раскольница, решилась обратиться с молитвою перед иконою Иерусалимской Богоматери, пришла в церковь и приложила слепую свою дочь к иконе; у девочки явились на глазах слезы; на молебне около колодца опять подвела дочь свою к иконе Божией Матери. Приложившись сама и приложив свою дочь, она вдруг услышала голос дочери, что она видит всех и все, и свет, и иконы священников, народ и родных. Мать, родные и все окружающие православные и раскольники, пораженные таким дивным знамением, все от умиления и радости прослезились и набожно ограждали себя крестным знамением. Многие из раскольников с умилением приложились у чудотворной иконе Богоматери  [ 3 ].

 

Иверской в Ставрополе.

     В 1869 году было замечательное исцеление диаконской жены в Лифляндии в городе В. от чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, находящейся в Костроме, обстоятельно описанное протоиереем И. Поспеловым. Описание напечатано в "Душеполезном чтении"  [ 4 ].

     В том же году получил исцеление от Иверской иконы Божией Матери в г. Ставрополе на Кавказе капитан Улесский. Состоя на службе, он долго страдал злокачественными лихорадками и ужасною болью в ногах, так что не в состоянии был иногда ни сидеть, ни ходить при помощи костылей. Лечился он у многих врачей, во многих местах: в госпиталях и на минеральных водах и грязях; наконец по болезни должен был выйти в отставку; ибо ноги гнили так, что сквозь икры виднелись местами кости; причем ломота в ногах и запах от гноя были нестерпимы. По совету жены он с нею и детьми отправился в Ставрополь, чтобы помолиться перед Иверскою иконою Богоматери, присланною с Афона. Здесь 1 октября в день престольного праздника, выслушав литургию и молебен с акафистом, он отправился на монастырский гостиный двор, чтобы скорее сделать перевязку на ногах. Но по снятии повязок оказалось, что на ногах язвы закрылись, боли уничтожились; образовавшиеся на месте ран струпья вскоре отпали; болезнь кончилась, Через год в ночь на праздник же Покрова исцеленный увидел во сне прекраснейшего юношу и в недалеком от него расстоянии прекраснейшую Жену с Младенцем на руках, как она изображена на Иверской иконе. Указывая на боголепную Жену, юноша сказал ему: "воздаждь славу". На праздник Богоявления сон повторился. Юноша уже был гневен и Богоматерь как бы покрыта тенью. Священник, которому он рассказал все это, объяснил, что слова: воздаждь славу, взяты из истории исцеления Иисусом Христом 10 прокаженных, из которых один только воздал славу Богу, падши к ногам Господа Иисуса. После того капитан Улесский немедленно отправился в г. Ставрополь, отслужил благодарный молебен перед св. иконою Богоматери, из 14 рублей всего своего капитала раздал половину нищим и твердо решился огласить бывшее с ним чудо через печать. Сам он описал свое исцеление. Это описание в некоторых местах со слов самого же исцеленного дополнено протоиереем Василием Розалиевым и напечатано в журнале: "Странник" (1872 года, октябрь).

     В 1873 году получил исцеление от иконы Святителя Николая в Радовицком монастыре Рязанской губернии письмоводитель Веневской дворянской опеки титулярный советник Василий Андреевич Игнатьев, до того времени не владевший левою рукою вследствие вывиха ее в плече. Описание чуда обстоятельно составлено им же самим и напечатано в том же журнале: "Странник" (май 1874 г.).

     Четыре чуда, бывшие в 1877 и 1878 годах в Нижнем Новгороде от иконы Абалацкой Богоматери, описаны в "Душеполезном чтении" (1878 г., августа).

 

Иверской в Москве.

     В газете: "Современные Известия" напечатано письмо одного исцелевшего в Москве в 1880 году (№ газеты 213-й сего года). Один учитель музыки, протестант, но ни во что не веривший, лишился слуха, а вместе с тем и средств к жизни. Прожив все, им приобретенное, он решился покончить самоубийством - утопиться. Это было 23 июля означенного года. "Проходя мимо Иверских ворот, - пишет он, - я увидал толпу народа, собравшегося вокруг кареты, в которой привезли в часовню икону Божией Матери. Во мне явилось неудержимое желание помолиться вместе с народом и приложиться к иконе. И вот я, доживши до 37 лет, в первый раз искренно перекрестился и упал на колена пред образом - и что же случилось? Случилось несомненное, поразительное чудо: я, не слышав до той минуты почти ничего в течении года и 3-х месяцев, считавшийся врачами глухим, приложившись к иконе, в тот же момент снова получил способность слуха, получил до такой степени полно, что не только резкие звуки, но и тихий говор стал слышать совершенно явственно. И все это совершилось вдруг, моментально, безболезненно... Тут же, пред образом Божией Матери я дал себе клятву чистосердечно признаться пред всеми, что произошло со мною."

 

Сурдегской близ Поневежа.

     В 1881 году совершилось замечательное исцеление от Чудотворной Сурдегской иконы Божией Матери, находящейся в Сурдегском монастыре в 30 верстах от уездного города Поневежа Ковенской губернии. Сын священника Антолепской церкви той же губернии Александра Спасского по имени Георгий родился настолько слабым и внутренне болезненным, что у родителей его положительно не было никакой надежды на его выздоровление, и не раз находились они в ожидании его смерти; аппетита он не имел к пище, кроме необыкновенной жажды. Врачи не могли оказать ему помощи, и опытнейший из них в г. Вильне Свида объявил болезнь неизлечимою при ее многосложности. Кроме сего Георгий никак не мог быть внесен в церковь; при взгляде на иконы трепетал и дрожал, а тем более не мог слышать церковное пение и участвовать при Богослужении. Даже если завидит на улице из дому иконы в процессиях, то в большом испуге скрывался от них в дом с криком и плачем. Так болезнен был он до 15 августа 1881 года, когда ему было около 5-ти лет. Родители Георгия решили обратиться, для исцеления его, за Божественною помощью, к Чудотворной иконе Сурдегской Божией Матери. Георгий привезен был в Сурдеги 14 августа 1881 года и приведен был 15 августа к ранней литургии в теплую церковь, в которой без всякого страха и смущения, к великому удивлению своих родителей, простоял до конца Богослужения впереди против царских дверей и с большим вниманием следил за совершением Богослужения и удостоен был святого причащения. И с этого времени Георгий настолько полюбил церковь, что в Антолептах лишь только ударит колокол к литургии, как он, одевшись, спешит в церковь и, тщательно став на одном месте впереди в церкви, простоит до конца Богослужения, как-бы оно ни было продолжительно. Со времени возвращения его из Сурдег все признаки неизлечимой многосложной его болезни стали уничтожаться, и он через полгода стал совершенно здоровым. Все, знавшие его болезнь, крайне удивлялись его выздоровлению. Сии сведения извлечены из формального донесения отца его священника Александра Спасского, которое напечатано, по распоряжению епархиального начальства, в "Литовских Епархиальных ведомостях" в июне 1883 года.

 

От иконы святителя Николая в Валуйском монастыре.

     Валуйского уезда, Воронежской губернии, слободы Федоровки крестьянина Саввы Куликова и жены его Марфы дочь девица Матрона 17 лет, по сказанию родителей, была слаба здоровьем во весь великий пост 1885 года и праздник Пасхи; в воскресный же день недели Фоминой Матрона, по мирскому пагубному обычаю, отлучившись из дому вечером, возвратилась домой поздно ночью, жалуясь на сильную боль головную и к утру подверглась такой тяжкой болезни, что рвала на себе одежду и кричала странным голосом, - что продолжалось в течении семи недель, больная не принимала никакой пищи и не имела сна, а если давали ей воды, то она исходила обратно носом и ртом; с больною родители обращались к земским врачам, от которых она никакого облегчения не получила. Тогда родители пожелали привести ее в Валуйский монастырь для служения молебна Чудотворной иконе Святителя Николая; во время дороги в монастырь больная тоже кричала и была беспокойна; когда же ввели ее в церковь и отслужили молебен пред иконою Святителя, то больной в то же время стало легче, что было 19 мая 1885 года. На обратном пути в тот же день больная заснула и по прибытии домой попросила у родителей пищи; затем стала более и более поправляться здоровьем, в июле и августе во время полевых работ помогала своим родителям; в месяце же октябре мать с Матроною пешие приходили в монастырь для служения благодарственного молебна и со слезами радости рассказывали о получении исцеления от иконы Святителя Николая. Истинность того, что девица Матрона тяжко и долго была больна и по возвращении из монастыря здоровье ее постепенно восстановилось, подтверждают местный священник слободы Федоровки Стефан Кошелев, а также жители той слободы  [ 5 ].


 

     Примечания  

 1."Душеполезное чтение" 1863 г. Ч. I, стр. 454.
 2.Изд. 1864 г. стр. 70.
 3.Чудо описано священником Дворцовой Вознесенской церкви П. Коротковым и напечатано в "Душеполезном чтении" 1867 г. Ч. I. "Известия" стр. 106.
 4.1873 года. Март.
 5."Воскресное чтение" 1886 г. №15.