СОБЛАЗН ВРЕМЕНЕМ


     Как в образованной среде, так и у простых крестьян, в средневековой Руси до предела были обострены чувства собственной греховности и ожидания скорого второго пришествия Христа.
     Историческая перспектива у наших предков отсутствовала, она сохранялась в рамках литургических пасхалий. Время, в силу тотальной обращенности к грядущему со славою Господу, теряло земное выражение по заземленной горизонтали и дышало ожиданием вознесения.
     Можно прямо сказать, что так как жизнь верующего человека мыслится в категорий вечности, то минуты, часы, дни, месяца и годы не воспринимаются с такой фатальностью как у безбожников. Первый обративший внимание на время, наверное, был дьявол, ведь только тот, кто как песочные часы рано или поздно потеряет все, "дорожит временем". Последовали ему безбожники, разуверившиеся в загробной жизни.
     Дьявол, став тем, чем Господь не творил его, потерял ощущение тварной реальности. Поэтому и нас он пытается связать временными ограничениями, тем, чего уже нет, или тем, что возможно еще будет.
     Наши предки были более разумны, чем мы. Они не жили несуществующим, надуманным или прошедшим. Жизнь воспринималась ими как происходящая перед Тем, у Которого "...один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Пет. 3,8).
     Заслуги прошлого могли ли утешить истинно верующих. Писание учит:
     "И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно... он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих" (Иез.3,20). А то, что дух отступления, греховности владеет каждым, наши предки, начитанные в Писание знали из мала. Апостолы учат нас: "Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас" (1 Ин.1,10). Не пытались старые русские люди иметь велее попечение и о будущем. Евангелие учит нас:
     "Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы" (Мф.6,34).
     Увы! Мы живем иначе. Летом мы говорим себе: вот придет осень, тогда займусь делом. Ведь сейчас время отдыха и такая жара... А осенью ожидаем первого снега и говорим себе: вот начнется Рождественский пост, тогда духовный труд необходим, и т.д. и т.п.
     Предки наши жили суточным кругом, седьмичным, годовым кругом не потому что все повторяется, а потому, что обращены в вечность, в ту Жизнь, которая неизменяема.