ВВЕДЕНИЕ



      Дорогие юные читатели!
      К тем, из вас, кто верит в Бога, кто желал бы жить достойно своей веры, кто знает, что такое человеческая душа, что она безсмертна, кто хотя бы слышал о заповедях Божиих, кто знает, что они учат добру, кто вообще любит это добро и стремится к нему - обращена наша книга. Если же для вас понятия о Боге, о совести, о добре и зле - лишь пустые и отвлеченные, мешающие жизни приятной - тогда, пожалуй, нам стоило бы поговорить о тех науках, которые вы проходите в школе - физике, химии, биологии - и досказать то, что недосказано в учебниках, но что очевидно вытекает из самих изучаемых наук. А вытекает из них следующее: мip не мог возникнуть и не может стоять сам собою; жизнь не сводима к движению атомов и молекул; законы материального бытия не определяют всего, а лишь вытекают из законов духовных; и наконец, нарушение этих последних разрушительно и опасно для человека и всей жизни на земле.
      Пытаясь поначалу отвернуться и убежать от законов нравственных, данных Богом, человек вновь возвращается к ним же. Если не подействовали убеждения морали, то могут сказать свое слово факты объективной науки. Еще совсем недавно многие люди пытались скрыться от Бога, обращаясь к физике и биологии, но именно там они вдруг стали пред Ним еще более явственно. Можно ли убежать от Вездесущего? Удастся ли спрятаться от Бога в той науке, законы которой Он Сам и установил?
      Внешнее познание о Боге, к которому приводит наука, способно расшевелить уснувшую душу. Но этого недостаточно. Настоящая вера, приводящая не просто к пробуждению, но к исцелению души, познаёт Бога не внешним убеждением, а путем внутреннего, сердечного общения.
      Самая характерная особенность вашего возраста как раз и состоит в том, что ваша душа неожиданно открывает для себя некий внутренний источник познания и начинает смотреть на мip совсем другими глазами. Это новое знание лежит не в области рассудка, а в области чувства, почему и говорят про юношей и девушек, ощутивших его в себе, что они теряют голову. Что бы ни говорили вам взрослые, о чем бы ни напоминали и собственные, еще не столь давние размышления, - вы чувствуете, что все это говорилось из совершенно иной сердечной настроенности. И вот юная душа отталкивается от всего простого и привычного. Окружающая жизнь и люди, даже самые близкие, кажутся чужими и холодными, - если только они не опьянены тем же дурманящим ароматом юности.
      Вчерашние подростки сознают себя умнее, чем прежде, более знающими жизнь, более понимающими ее сложность. И действительно, знание жизни, такое ее внутреннее постижение, как в эту пору, невозможно преподать за школьной партой. Начинается ниспровержение авторитетов, все подвергается пересмотру и критике. "Папы, мамы, учителя, - ну что они понимают? Дают задание: делать то и се, пятое и десятое, сообщают нечто из тех и других областей знания, но при всем том они совершенно неспособны понять, что происходит в моей душе... А что там происходит?.. Не могу сказать, но во всяком случае что-то очень большое, важное, к чему совершенно не подходит ни сухое школьное знание, ни отвлеченное наставление взрослых, которые учат нас жизни. Жизни-то они нас учат, но жизнь нашей души сейчас совсем другая. Потому и нет для нас авторитета, кроме как в своем собственном кругу, среди тех, кто, как и мы, отверг авторитеты и сам понял жизнь" - вот вкратце мысли юной души о проблеме отцов и детей.
      Хорошо, когда эта юная душа, инстинктивно направляясь к стремлениям высоким и достойным, все-таки находит их правильно. Увы, гораздо чаще получается все совсем иначе...
      Но не спеши, внезапно повзрослевшая и поумневшая душа! Ведь тебе не было еще ни двадцати, ни тридцати, ни сорока лет, ты не знаешь, чем люди мучаются в таком возрасте. А кто уже прошел эти годы, тому было когда-то и тринадцать, и пятнадцать, и восемнадцать. И напрасно ты думаешь, что взрослые забыли эти годы, когда сами подобно тебе "ходили на голове", никем не понятые, с бурно взрослеющими чувствами и с замедленным ростом рассудительности.
      Постарайся почувствовать и понять, что взрослые (хотя бы некоторые из них) говорят с тобою как бы с той стороны высокого забора, на который ты карабкаешься теперь, и рассказывают, какие они набили себе шишки, оказавшись по эту сторону. Ведь те же духовные опасности ждут и тебя, и тех, кто будет после тебя...
      Многие поэты и писатели, размышляя о юности, используют такой литературный образ - мотыльки, летящие ночью на огонек свечи. Доводилось ли вам самим наблюдать, как бедняжки легко обжигают свои крылышки и гибнут?
      Сравнение это не столько красивое, сколько суровое. Познание ночного блуждающего огонька оканчивается смертью. А смерть не игрушка.
      Что такое этот огонек свечки в сравнении с солнцем? - Ровно то же самое, что и новое ваше внутреннее душевное знание в сравнении с Божественным разумом и христианскою мудростью. Свет солнечный на земле необъятен, он живит и не обжигает. Огонек свечи заметен лишь в темноте, он манит к себе, он дает возможность что-то поблизости разглядеть, но для прикоснувшегося к пламени мотылька он смертельно опасен.
      Увы как часто юность оставляет истинное Солнце правды и берет взамен свечку своего собственного внутреннего познания, углубляясь с нею во тьму греховную! Как редко она способна верить слову старших, а если и прислушается иногда, то лишь по внешнему принуждению. Сколько ребят, даже будучи с детства приучены к вере, к молитве, к церковному благочестию, в эти годы как-то мгновенно теряют и то, и другое, и третье. Свое "Я" для них приобретает больший вес.
      Это "Я" ищет легкого и быстрого самоутверждения, самовыражения. Переставший быть ребенком вдруг видит, что мip вокруг довольно грязен и жесток, и если раньше взрослые еще пытались не показывать ему эту грязь, то теперь за это он уже не верит им. Гораздо легче и приятнее теперь послушаться того человека, который эту грязь назовет сладостью, притом вполне законной, естественной и небезобразной, да к тому же еще общепринятой. И вот уже юная душа, ищущая насыщения своих повзрослевших чувств и порывов, готова броситься в этот омут страстей, нырнуть туда с головою, и .лишь тогда дойдет до нее зловоние греха.
      Человек - существо, привыкающее ко всему. Ведь если долго работать в хлеву, то и его запах перестанет раздражать. Когда-то еще успеет познавший смолоду грех опомниться? Когда еще сумеет он понять, что грех совсем не сладок, даже если к нему привыкнешь? А если и одумается, найдет ли в себе силы встать и возвратиться на оставленный когда-то путь Христов - путь истины, добра и чистоты?
      Начиная этот разговор, мы не знаем, в каком состоянии находитесь вы, наши юные читатели. Стремясь познать жизнь, прошли ли вы "огни и воды", которые в сущности лишь блуждающие ночные огоньки соблазнов и мутные болотные топи страстей? Знаете ли грех и в какой мере? А если еще нет, то чем удерживаетесь от него? Только ли внешними обстоятельствами и запретами взрослых, (которые со временем все легче и легче преодолеваются), или теми внутренними преградами, которые именуются страхом Божиим и совестью?
      Хочешь ли, благоразумная душа, посмотреть в такое зеркало, в котором ты увидишь себя саму? Увидишь свое взросление, свои собственные чувства и искушения. Хочешь ли поглядеть? Только давай прежде договоримся, что, узнав себя и свою историю, ты будешь внимательна к себе, что один, только один авторитет на земле, ты подождешь отвергать. Нам, учителям, родителям, если не хочешь, не верь. Но как не верить зеркалу, в котором виден насквозь весь твой собственный путь? Не стремись только смотреться в такое зеркало, которое бы тебя приукрасило. Что же, иди и смотри.
      И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Быт. 3,1-7).
      Не узнала ли еще себя, душа? Тогда вот тебе перевод на современный язык.
      И сказал юной душе весь окружающий ее мip, во зле лежащий: правда ли, что христианское учение лишило тебя всех радостей и удовольствий жизни? Ответила душа: нет, нам многое позволено, но запрещено нам делать то, другое и третье, чтобы не умереть. И продолжал искуситель: ты не умрешь, но станешь Человеком с большой буквы, будешь жить своим, а не чужим умом. Ты, душа, познаешь, что ты сама - мерило всех вещей, что мip существует для тебя, а ты для своего удовольствия. И увидела душа, что запрещенное Богом красиво на вид и сладко на вкус, что легко и свободно вкушается другими. Вкусила и сама, дала и другим...
      Продолжить ли, юный друг? Доселе ты, возможно, узнаешь всю эту историю на себе самом, то есть сладкую часть ее. Горькую часть ты едва ли распробовал, она будет длиною в целую жизнь, а для нераскаянных продолжится и в вечности.
      Скажи, разве эта повесть не про нас с тобою? Разве мы не следуем дурному примеру праматери нашей? Как записавший эту историю тысячи лет назад мог так хорошо знать твою и мою душу? Значит, вероятно, стоит прислушаться. Не для того пала в грех наша праматерь, не для того рождала она детей в скорби и болезни, не для того Адам оплакивал падение свое все 930 лет своей жизни, и не для того передавали люди детям и внукам в течение стольких веков эту повесть, чтобы она, дав нам ключ к пониманию собственной души, оставалась бы для нас праздною или сказочною!
      Бог никого не приводит к Себе насильно, помимо или против человеческой воли. В вашем возрасте становление личности идет быстрее всего. Теперь вы в наибольшей степени на распутии жизни. Какую выбрать дорогу? Речь, конечно, не о профессии и не о месте жительства. Мы имеем в виду цель и смысл жизни: высокою ли она будет или низкою, на уровне сознания, или безсловесного инстинкта? Простой выбор одного из двух стоит перед тобою: Бог, свет, жизнь, чистая радость на одной стороне; самодовлеющее "Я", грех, смерть, мучение - на другой.
      Когда взрослые крестят младенца, а затем приобщают его к источникам благодатной церковной жизни, они лишь помогают ему в будущем самостоятельно выбрать добро, выбрать путь Божий. Но самого выбора они на себя взять не могут. Младенцы не выбирают, они только подражают старшим и слушаются их. А вам предстоит выбирать направление жизни, даже если вы об этом не задумываетесь.
      Выросла душа, раскрылись в ней новые мысли и чувства, - вот и новые задачи встают перед нею. Верующим юношам и девушкам надо как бы вновь обретать свою веру, делать ее своею, а не бабушкиною. И тем, кто ненаучен вере в Бога, лучше всего именно сейчас к ней обратиться, пока душа не зачерствела, отравившись тяжкими грехами.
      Ты уже, вероятно, слышал такое вульгарное философское рассуждение: один раз живем, нужно взять от жизни побольше. Слышал его когда-то и святой апостол Павел, и передал еще проще: станем есть и пить, ибо завтра умрем (1 Кор. 15, 32). Это общий девиз материалистов, но именно они-то, как ни странно, прожигают жизнь зря и не берут от нее самое важное и нужное.
      На самом деле не только жизнь, но и молодость наша дается нам один только раз. Каждый год молодости неповторим, а его потери невосполнимы. То, что потеряно и не сделано в жизни на 43-м году, можно наверстать на 44-м, но то, что утрачено в 16 лет, гораздо труднее вернуть в 17. И невозможно вернуть себе прожитый бездумно и бездарно год.
      Самое драгоценное сокровище для человекасмысл его жизни, цель ее, притом высокая и достойная. В молодости многое предрасполагает человека к тому, чтобы найти ее, не ошибиться в поиске и затем посвятить этой цели всю жизнь. Бывает, что люди найдут ее только под старость и уже не могут служить этой цели - сколько примеров тому встречает в церкви каждый священник. И если ты за всю свою молодость ни разу не влюбишься, даже ни разу не засмеешься, если даже все это время будешь прикован к постели, но при этом обретешь Христову веру как свою, - можно уверенно сказать что молодость твоя прошла не зря, ты взял от нее самое главное. Зато юность, прожитая в разгуле, погублена безнадежно, она оставляет после себя духовную пустыню.
      Итак, ищи от жизни большого, прежде чем рассыпаться по ее мелким сладостям и шалостям, чаще всего отнюдь не невинным. А большое - это вера в Бога и добродетель, позволяющая быть в общении с Ним.
      В детстве все доброе дается легче, почти без усилий, но зато не очень надежно. Теперь путь к добродетели станет для вас труднее, но пройдя его, вы станете верными сынами Божиими, получите такое великое богатство духовное, которое теперь невозможно вам и описать, и поймете, что только ради этого и следовало жить. Желаете ли выбрать этот трудный путь к благам небесным и вечным? Как это сделать - об этом и пойдет речь в нашей книжке.