Апостол Павел учит нас своим примером все мipские преимущества, как то: мнение людей, славу, богатство, связи, социальное происхождение и воспитание - ради Христа, по его выражению, почитать тщетою или, по-славянски: вменять в уметы (Флп. 3, 8). Уметы - значит сор, подметаемый мусор. Вот правильная оценка мiрским ценностям и отличиям! И действительно, от них не так сложно избавиться, что и подчеркивает Апостол, употребляя это слово: уметы. Нечто мы должны просто смахнуть со своей жизни, как подметаемый веником мусор. Это относится к телевизору, зрелищам, танцам, безбожным газетам и компаниям безбожных приятелей, к стяжательству вещей и деланию мiрской карьеры. Все это, действительно, мусор, с которым, повторим, сравнительно просто расстаться. Но, конечно, тому только человеку, который пережил обращение ко Христу и прикоснулся к жизненным ценностям более высокого порядка.
Гораздо труднее будет расстаться с теми страстями, которые живут в нашем сердце и постоянно порождают в нем мiрские привязанности. Изгнать из сердца похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую, этих "представителей мipa сего" в нашем сердце - вот труд всей жизни, который мало кому еще удается. Сребролюбие, чревоугодие, праздное любопытство, лень, блудные помыслы будут жить в нас долгое время после того, как мы выключим телевизор и оставим худые знакомства. Но не думай справиться с этими душевными недугами, пока не выполнишь первейших действий, пока не расчистишь хотя бы внешний двор души своей.
Апостол Павел достиг того состояния, когда, по его выражению, мiр для меня распят, и я для мipa (Гал. 6, 14). Общепринятое святоотеческое объяснение этих слов таково. Mip распят для человека, когда он не живет по-мiрски, а человек распят для мipa, когда он по-мiрски уже не мыслит, не чувствует и не желает, когда ничего мipскoгo в его душе уже не обретается. Вот тот предел, к которому должно стремиться в отречении от мipa.
У сознательно верующих христиан складывается свой особый быт и круг знакомств, свои порядки жизни и темы для бесед. Кстати, знаешь ли, что значит слово "свобода"? Оно означает "свое бытие", то есть особый уклад жизни. Свободен от мipa не тот, кто самовольно попирает законы общежития, но тот, чей уклад жизни посвящен Богу.
Преодолевай привязанность мiрскую воспоминанием своего обращения. Не потеряй всуе великую силу этого первотолчка своей веры. Станешь бороться с соблазном таким напоминанием первой полученной благодати, станешь призывать в помощь Господа - получишь по милости Его благодать воз благодать (Ин. 1, 16).
Вероятно, ты слышал житие Марии Египетской. Когда она после своего обращения и покаяния удалилась в пустыню, то не только тяжкие скорби этой уединенной жизни мучили ее, но и жгучая тяга обратно к мipy, его пирам и блудам. Но преподобная стойко преодолевала эти искушения. Не помнишь ли, чем именно? - Воспоминанием своего обращения и обета, данного перед иконою Божией Матери в притворе Иерусалимского храма, и, естественно, горячей молитвою. Поступай так и ты.
Поможет тебе в этом и обыкновенный юношеский максимализм и меньшая, чем у зрелых людей, связанность общественным мнением. Mip нас осуждает, это неудивительно, как говорит Апостол, они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас (1 Пет. 4, 4), но все-таки мы станем жить по своим, христианским понятиям, имея с мiром лишь самые внешние, гражданские отношения, но не допуская его до ума и сердца.