Мне хотелось бы задать читателям этой книги вопрос: какими качествами, на ваш взгляд, должно обладать живое слово? В чем отличие этого живого священнического слова от неживого словесного построения, хотя бы и на богословскую, нравственную тему? Не имея возможности собрать ваши ответы, дорогие читатели, я, кажется, слышу их... Живое слово исходит из сердца, нелицемерно верующего. Живое слово согрето теплотою любви к собеседнику. Живое слово есть слово правдивое, непричастное лжи, оно чуждо растленному духу времени. Слово живое всем понятно, оно обладает четким и ясным смыслом.
Если слово действительно живое, то оно обращено и к уму, и к сердцу слушателя. Не насилуя и не подавляя, это слово взывает к совести, восставляет уснувшую греховным сном волю, возбуждаете к сопротивлению внутреннему злу - страстями порокам. Живое слово приносит душе радость.
Подлинное слово питает, насыщает, лечит душу. Живое слово окрыляет человека, ибо свидетельствует ему о победе, которую одержал Господь Иисус Христос и которой мы должны быть причастны не только там, за гробом, но и здесь, в этой земной жизни.
Живое слово слушать приятно по причине жизни, духовной силы, в нем сокрывающейся. Это слово отвечает на незаданные вопросы, разрешает сомнения, указует путь, подводит к Истине, учит благоговеть пред Святыней...
Предоставляю же вам, друзья, раскрыв книгу, испытать чутьем слово священника Михаила Ходанова, и пусть оно само постоит за себя. И не только за себя, но и за изрекшего это слово, ибо "от избытка сердца глаголют уста человеческие".
СВЯЩЕННИК АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ,
настоятель храма Всех Святых
бывшего Ново-Алексеевского монастыря
в Москве.