О ПОКАЯНИИ

      Последнего ветхозаветного пророка Иоанна называют Предтечей. Он шел, или, по-славянски, "тек" пред Господом Иисусом Христом, чтобы возвестить иудеям о грядущем Мессии и главном условии спасения людей во Христе - покаянии.
      "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное".
      Человек, по учению Святой Православной Церкви, находится в состоянии глубочайшего греховного повреждения. Об этом ясно свидетельствует сам апостол Павел, говоря о себе:
      "Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю".
      К покаянию призван каждый человек. Ведь только кающийся имеет нужду в Спасителе, ибо видит, что погибает от своих грехов, бесчисленных, как песок морской.
      Человеку надменному, исполненному горечи, ненависти и зла, Христос не нужен. Он не испытывает нужды в покаянии. Грех заключил его сердце в состояние окамененного нечувствия.
      Многие из нас, увы, тоже не хотят каяться. Наследники многовековой христианской традиции, мы равнодушно смотрим на просящих милостыню детей беженцев в метро - понаехало вас тут! Возмущаемся на бомжей - сажать их надо! Глядим косо на строящиеся храмы - лучше бы людям деньги давали! Проклинаем молодежь - развратники, в лагеря их всех! Бредем, так ничего и не поняв в причинах и следствиях, по развалинам нищей страны - раньше порядок 6ыл!
      А о собственном покаянии, о своей личной причастности к трагедиям прошлого и настоящего - ни слова.
      В такой обстановке растет пагубное самообольщение и ослепление человека.
      Отчего происходят все беды в нашей стране? Кто виноват в повальном воровстве и безнравственности? Лидеры фракций? Финансовая олигархия? Тайные враги? Мировая закулиса?
      Как бы там ни было, по-настоящему верующий человек все равно искренне скажет: "Виноват я. Это я не раскрыл через собственный образ жизни для других красоту Евангелия, не согрел любовью сердца людей, не подал им благой пример святой жизни во Христе".
      Только исправляя самих себя через покаяние, мы постепенно сможем благотворно влиять на окружающих и изменять к лучшему весь мир. И тогда для бездомных откроются уютные дома со специальным уходом и участливым персоналом, беженцев расселят по квартирам, а на строящиеся церкви будут смотреть с благоговением и осенять себя при этом крестным знамением. Молодежь обретет, наконец, не мораль крупье и теневиков, а здоровую нравственность и страх Божий, а так называемый "порядок" богоборческого прошлого с его цареубийством и ГУЛАГом будет назван раз и навсегда одним словом - беззаконие.
      Нынешние нестроения - лишь следствия наших неисправленных личных грехов, из которых, увы, со временем могут сложиться - при отсутствии чувства раскаяния за прошлое - новые общественные трагедии.
      И тогда вопрос "кто виноват?" станет уже совсем риторическим.